В преддверии президентских выборов в США американская пресса продолжает пугать обывателя «русской угрозой». Сразу несколько крупнейших изданий, причем как демократических, так и республиканских опубликовали статьи, посвященные опасности вмешательства в выборы.
Например, NBC News пишут, что «русские хакеры» заложили «кибербомбы» в американские энергосистемы и коммуникационные сети, которые могут быть запущены в день голосования: речь идет якобы об отключении электричества или мобильной связи.
Ну а New York Times ссылается на некие данные спецслужб, согласно которым «русские хакеры» давно внедрились в критические избирательные системы в США. И это якобы может позволить изменить либо информацию об избирателях, либо результаты подсчетов голосов в нескольких штатах, поставить под угрозу итоги выборов.
А вот Business Insider делает акцент на другом: якобы, в преддверии выборов Россия занималась кампанией по дезинформации рядового избирателя, «раздувая доморощенные теории заговора». Естественно, во всех этих публикациях щедро напоминается о том, как Россия «вмешивалась» в предыдущие президентские выборы в 2016 году.
Масла в огонь подливали и официальные лица. Так, директор ФБР Кристофер Рэй заявил, что его бюро наблюдает «очень активные усилия русских повлиять на наши выборы в 2020 году». Усилия эти, по словам Рэя, связаны с попыткой очернить Джо Байдена.
Обязано было окончательно убедить американца в неминуемости «русского вмешательства» обвинение шестерых сотрудников ГРУ в серии кибератак в разных странах планеты, в том числе и в США. Наивно предполагать, будто такое обвинение могло случайно совпасть с президентскими выборами.
Зачем американскому истеблишменту продолжать культивировать страх перед Россией и когда, наконец, возможна разрядка отношений между странами, «Свободная пресса» поговорила с директором Центра развития региональной политики Ильей Гращенковым.
— На самом деле, я не вижу каких-то особенных проблем в том, чтобы США и Россия отстали друг от друга и жили в мире. Фактически речь идёт о том, что правительством обоих стран выгодно иметь такого контрпартнёра, который является как бы пугалом для электората, — объясняет Гращенков. — Эта ситуация всем выгодна. США наращивает военный потенциал, тратит миллиарды на оборонку. Тоже самое делает Россия, профит получают многие.
«СП»: — При этом если Вашингтон действительно отдаляется от России, то российская элита, заявляя о своем «антизападном» дискурсе, отдаляться от Запада не намерена.
— Вы правы, прозападный курс России никуда не делся. Финансово-экономический блок по-прежнему ориентирован на Вашингтон, как и наши крупнейшие бизнес круги. Конечно, есть небольшая доля конфликтов вокруг самой России, где идёт борьба за влияние над бывшими советскими республиками. Однако в реальности США скорее делают вид, что они интересны. Нельзя сказать, что на влияние на данном направлении тратятся колоссальные деньги и силы. Скорее всего, все что связано с Россией интересует американцев где-то в третью очередь, уступая беспокойству перед Китаем и Ближним Востоком.
«СП»: — Чья победа для России выгоднее: Трампа или Байдена?
— Если к власти придёт Джо Байден, очень возможно, что он реанимируют отношения с Китаем, как это делал его предшественник демократ Барак Обама. Это будет означать, что торговая война может быть прекращена, а значит и отношения двух сверхдержав наладятся.
Тогда Россия станет сложнее играть на противоречиях двух тяжеловесов на этом направлении, придётся нам отказаться от роли мудрой обезьяны, сидящий на берегу и смотрящей, как дерутся два тигра. Кроме того, это может спровоцировать ухудшение отношений с Китаем, которые так наблюдаются у нас последние годы.
Если же победит Трамп, то ситуация останется прежней.
«СП»: — Демократы обвиняют Трампа в его пророссийской позиции, в то время сам он заявляет, будто бы при нем США начали прессовать Россию, как никогда прежде в истории.
— Вы знаете, сейчас в России достаточно неплохое влияние на американские бизнес и политические элиты. Этого нельзя сказать, если ориентироваться на политические ток-шоу, но те кто занимаются реально международной политикой понимают, что между Америкой и России нет жёстких противоречий, скорее наоборот.
Действительно, имидж России как главного жупела для американца себя исчерпал. Это понимают и те, кто делает политическое шоу в Америке, понимают и наши шоумены. Поэтому не исключено, что уже в 2020 году мы увидим смену парадигмы и большая часть экспертов, которые поносили Америку, исчезнут с телеэкранов. Сменится и антиамериканская риторика, возможно, часть населения даже будет симпатизировать тем штатам, где борются с BLM.
«СП»: — В общем, вы верите в разрядку?
— Я бы сказал, она крайне вероятна. При том условии, что не произойдут какие-то события, которые вновь повысят градус противостояния двух культур. Тогда, конечно, производители телевизионного контента вряд ли откажутся от продолжения холодной войны в медиа. Равно, как и производители оружия откажутся от переоснащения армии и строительства ракет.