![](/p/persons/397/s-397.jpg)
Соединенные Штаты прилагают немалые усилия, чтобы помешать сотрудничеству России и Китая. Об этом в интервью РИА «Новости» заявил глава Службы внешней разведки (СВР) Сергей Нарышкин. Американское вмешательство в российско-китайские отношения стало одной из тем большого разговора.
В частности, Нарышкин сообщил, что его ведомством зафиксированы факты того, как власти США пытаются расколоть сотрудничество России и Китая. В том числе, с помощью провокаций.
А также отметил, что Запад на фоне социально-политического кризиса вместо того, чтобы навести порядок в собственном доме, старается внести разлад в работу таких интеграционных организаций, как ЕАЭС, ШОС и ОДКБ, которые «являются частью международной архитектуры».
На самом деле, то, что сказал руководитель спецслужбы, давно не является чем-то секретным, даже для неискушенного в политических играх обывателя.
Принцип «Разделяй и властвуй!» хоть и не американцы придумали, но именно на нем (точнее, в том числе, на нем) Штаты всегда строили свою внешнюю политику. Цель которой, особенно, после распада Советского Союза, была одна — собственное глобальное доминирование.
Нарышкин, по понятным причинам, не поделился, какими конкретно фактами провокаций со стороны США располагает наша внешняя разведка. То есть, как именно Штаты нас — Россию и Китай — пытаются «расколоть». Но в истории (причем, не столь далекой) подобный сценарий, как известно, Вашингтоном уже разыгрывался. И вполне себе успешно.
Придумают ли на этот раз американцы что-нибудь новенькое, чтобы вбить клин между Москвой и Пекином, или сценарий будет тот же?
Этот вопрос «СП» адресовала ведущему специалисту кафедры международной политики и зарубежного регионоведения РАНХиГС Роману Файншмидту:
— Расколоть сотрудничество России с Китаем могут, прежде всего, сами Россия и Китай — начнем с этого. Я бы не хотел здесь абсолютизировать значение США, тем более, их инструментарии в последние годы и влияние на ряд международных процессов постепенно сокращается. Особенно, если речь идет об Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Я бы поставил вопрос по-другому: что же является факторами, которые могут осложнить или, в принципе, приостановить стратегическое партнерство между РФ и КНР. И здесь, конечно же, факторов, на самом деле, не так много. Опять-таки, в текущих международных условиях сотрудничество между нашими государствами выгодно и той, и другой стороне.
Однако нужно подчеркнуть, что для Китая Россия не является единственным партнером — у Китая главный союзник, это сам Китай. Соответственно, РФ тоже не следует полностью концентрировать свою внешнюю политику, особенно, ее азиатско-тихоокеанский вектор, на Китае. Это может привести к непредсказуемым последствиям.
Российско-азиатская политика, в принципе, должна ориентироваться, прежде всего, на страны Азии — не на один Китай, хотя он — сильнейший.
США, в принципе, могут использовать противоречия в Азиатско-Тихоокеанском регионе для дестабилизации положения. И, соответственно, для усиления влияния на государства, которые имеют не самые простые отношения с Поднебесной.
«СП»: — Много таких?
— Практически, все. Тот же Вьетнам, та же Малайзия, Япония, Южная Корея — у всех есть какие-то проблемы, включая, самые серьезные — это территориальные споры. Исключение, пожалуй, только Камбоджа.
И в этом контексте России необходимо быть очень осторожной и лавировать между этими опасными точками, поскольку они к российской внешней политике, в принципе, никак не должны относиться. Это, прежде всего, проблема Азиатско-Тихоокеанского региона, которую внешняя политика США, действительно, может умело использовать в своих интересах. России на этом фоне следует показать себя в качестве нейтрального игрока, который может активно дружить с Китаем, но при этом готов уважать и интересы других государств.
«СП»: — Но как раз такую политику Россия сейчас и проводит на этом направлении. Можно даже считать ее многовекторной, в каком-то смысле…
— Я бы сказал, здесь активно проявляется многовекторность стратегии российской внешней политики, в которой хорошо подчеркивается асеаноцентричность структуры региона. Плюс ко всему, в последнее время можно выделить улучшающиеся отношения и с Южной Кореей, и даже с Японией. Во всяком случае, активно обсуждается с Токио возможность мирного договора. Хотя, скорей всего, в ближайшее время эта возможность будет выглядеть более туманно. Но есть тема для разговора, и есть какая-то деятельность — например, упрощение визового режима.
«СП»: — Нарышкин говорит, что Штаты не гнушаются прибегать к неким провокациям, чтобы расколоть наши страны. На ваш взгляд, что это может быть?
— Подозреваю, этот вопрос вне моей компетенции. Опять-таки, почему я концентрирую внимание непосредственно на факторах? Если стороны заинтересованы дружить, то рассорить их будет очень и очень сложно. И, наоборот, если у сторон множество противоречий, то любая искра, соответственно, может привести к серьезному ухудшению отношений между ними.
Например, несмотря на создание БРИКС, где Индия и Китай выглядели достаточно гармоничными партнерами, уже тогда существовало множество факторов, которые демонстрировали возможность возникновения конфликта между ними. И одним из самых серьезных факторов является наличие территориальных проблем.
Они есть, значит, в любой момент при изменении международной конъюнктуры есть вероятность того, что стороны могут скатиться в сторону конфликта. Что, собственно, мы сейчас наблюдаем в отношениях Китая и Индии.
«СП»: — У нас есть сегодня с Китаем какие-либо территориальные проблемы?
— Таких проблем нет. На данный момент у нас нет и конкуренции за зону влияния. Отдельный вопрос, это Центральная Азия — Казахстан, Киргизия, Узбекистан, Таджикистан. Но даже там отношения у нас складываются, так сказать, параллельно. Китай не вмешивается в российские интересы. Россия не вмешивается в интересы Китая, соответственно.
Да, экономически Китай доминирует в этом регионе, поскольку Россия, к сожалению, не имеет такого потенциала. Но все-таки политически наша страна не имеет конкуренции в этом регионе, и КНР этот вариант поддерживает.
Поэтому я все-таки думаю, что на данный момент нет каких-либо серьезных факторов, которые могли бы привести к конфликту между Россией и Китаем. А если их на данный момент нет, то какой-то инцидент, даже активно поддерживаемый, предположим, Госдепартаментом США, вряд ли приведет к ухудшению отношений между государствами.
«СП»: — Почему Штаты так упорно хотят рассорить наши страны. Причем, в «шестидесятые», после вооруженного конфликта на Даманском, им это даже удалось …
— Не соглашусь, что пограничный конфликт СССР и Китая в 69-м был продуктом активности США. Американцы стали пользоваться плодами не самых благоприятных отношений Москвы и Пекина только в «семидесятые». В рамках «пинг-понговой дипломатии» президента Никсона и дальнейшей гармонизации отношений непосредственно США и КНР.
Советско-китайские отношения испортились после смерти Сталина. На мой взгляд, из-за того, что не совсем было понятно, кто будет являться лидером в социалистическом блоке. СССР, который, в принципе, этот блок создал и фактически был основой этого блока. Или КНР, который по населению являлся наиболее крупным государством всего соцблока и имел мощные амбиции развивать свой собственный вектор в рамках социалистического блока.
Мы говорим о конкуренции внутри социалистического лагеря. Но этим, действительно, смогли воспользоваться США, которым, таким образом, удалось не только ослабить социалистический блок, но и, соответственно, Советский Союз.
С этого момента стоит вернуться к текущей ситуации.
Международная система отношений последних лет опять движется в сторону так называемой биполяризации — формирования двух центров силы, которые между собой будут бороться за сферы влияния. Центрами таких сил видятся США — с одной стороны. С другой стороны — Китай. Две сверхдержавы, две мощнейшие экономики, которые на данный момент находятся в очень непростых отношениях. И Китай сейчас начинает активно продавливать свои интересы. А Штаты любыми способами пытаются сохранить, а где-то даже укрепить собственное влияние, выступая против экспансионистских действий Пекина.
И неважно даже, кто выиграет эти президентские выборы — Трамп или Байден. В любом случае, конфликт интересов этих двух крупнейших держав будет продолжаться. Он не связан с какими-либо конкретными персоналиями. Он в данном случае здесь более объективен.
Вопрос может касаться конкретных действий — т.е. как будут действовать те или иные лидеры. Но конкуренция США и Китая в Азиатско-Тихоокеанском регионе и в глобальном пространстве, в принципе, она продолжится.
«СП»: — Главное, чтобы дело не дошло до горячего конфликта. Потому что из Штатов такие заявления уже звучат…
— Если речь идет о традиционных конфликтах, с прямым столкновением двух армий, причем, армий ядерных держав, то, я бы все-таки предположил, что здесь стороны проявят максимальное благоразумие, даже при переизбрании Трампа.
Трамп, надо понимать, является тем президентом, который много говорит о войнах, но военные действия особо не развязывает. Здесь, как мы видим, real politics несколько отличается от public policy.
Опять-таки, неважно, какой будет президент. Я предполагаю, что прямого столкновения между США и КНР, скорей всего, не будет. Это слишком опасно, и, в принципе, войны 21 века, так скажем, этим не характеризуются. Но могут быть прокси-войны — т.е. война на территории третьих стран, силы которых не связаны с ядерным вооружением, и которые находятся на пересечении интересов двух сверхдержав. Такие войны возможны.