Несколько дней назад специалисты центра Institute for the Study of War (ISW, Институт по изучению войны) в США опубликовали исследование, в котором отметили, что явное напряжение в русско-турецких отношениях становится все отчетливее и может закончиться прямым военным конфликтом.
Об этом, полагают эксперты ISW, говорит целый ряд факторов. Например, Турция, по их мнению, стала активней вмешиваться в российские дела в Ливии и Сирии и к тому же не скрывает своего участия в вооруженном конфликте на территории Нагорного Карабаха, подрывая авторитете Кремля на Кавказе, а президент страны Реджеп Тайип Эрдоган практически в открытую рассматривает вероятность столкновения российских и турецких войск на территории Крыма.
Правда, отмечают аналитики ISW, Турция едва ли решится открыто атаковать российский Крым, поскольку отдает себе отчет в невозможности победить в таком противостоянии. Однако Эрдоган вполне может принять решение перекрыть России выход в Средиземное море.
Интересно, что ISW, позиционирующий сам себя как «беспартийный мозговой центр, предоставляющий исследования и анализ по вопросам обороны и иностранных дел», согласно открытым источникам информации, имеет давнюю и прочную репутацию «Вашингтонских ястребов», выступающих за агрессивную внешнюю политику США.
Специалисты ISW, включая его президентшу Кимберли Эллен Каган, так или иначе были задействованы в операциях американских войск в Ираке, Афганистане и других «горячих точках» Ближнего Востока, включая Сирию.
На этом фоне «СП» поинтересовалась у экспертов в области геополитики — не следует ли расценивать прогноз ISW как некую заявку на разжигание очередной русско-турецкой войны, в которой, как уже не раз показала история, все сливки достанутся совсем другим заинтересованным лицам?
— Вне всякого сомнения, противоречия между Турцией и Россией есть и в Ливии, и в Сирии, и теперь на Южном Кавказе, — согласился с выводами аналитиков ISW директор Центра изучения Ближнего Востока и Центральной Азии, политолог Семен Багдасаров. — Турция ясно показывает свой интерес и к черноморско-азовскому бассейну Украины, и к некоторым территориям Молдовы, то есть практически ко всем землям, ранее входившим в состав Османской империи, впоследствии отвоеванным у нее Россией.
Более того, Эрдоган совершенно четко говорил, что Крым должен принадлежать Турции. Однако той войны, которую, видимо, имеют в виду американские эксперты, с фронтами, флангами, десантными операциями, не будет.
Эрдоган воюет по-другому. Он дестабилизирует ситуацию внутри государства, расшатывает её, использует силу третьего государства, как в случае с Украиной, помогает, как в случае с Азербайджаном, своими беспилотниками и военными консультантами.
Исходя из этого, я полагаю, что в ближайшие 5−10 лет никаких турецко-российских военных столкновений в Крыму, конечно же, не будет, но Турция с большой долей вероятности вытеснит-таки Россию с Южного Кавказа и будет там господствовать, создавая напряжение у наших южных границ и в бассейне Каспия. Чтобы, используя украинские ресурсы и военные технологии, подготовиться к более широкомасштабному вытеснению России из региона.
«СП»: — Чем на это может ответить Россия?
— Здесь все зависит от того, есть тут у России национальные интересы или нет. У меня лично создается впечатление, что таковых нет. После 2015 года внешняя политика России сильно напоминает мне страуса, спрятавшего голову в песок и делающего вид, что ничего вокруг не происходит.
Тот же Донбасс, например, 6 лет уже обстреливают, а мы никаких мер к защите растущего числа наших граждан там так и не принимаем, отделываясь невнятными «Минскими соглашениями» и неэффективными встречами в нормандском формате.
В Сирии мы все время торгуемся с турками, в результате чего позволили им фактически оккупировать довольно обширные сирийские территории, которые они не собираются возвращать, о чем ранее открыто и заявляли, благополучно позабыв про «сочинские», «астанинские» и прочие договорные форматы. Хотя уже давно бы пора нам проявить жесткость и конкретику, благо, что у турок есть очень много слабых мест, и, если на них как следует нажать, им мало, поверьте, не покажется.
— Определенный круг наших политических элит очень благодушно относится к Турции, — развил тему эксперт по ближневосточным конфликтам, историк-публицист Станислав Хатунцев. — Вспомните уничтожение Турцией российского самолета, Россия же попросту проглотила гибель наших пилотов — несмотря на громогласные заявления, отделались санкциями против турецких помидоров. Турция отплатила нам за это убийством российского посла. Это же вообще, как говорится, casus belli, но и тут никаких громких последствий не случилось.
В 2016 году во многом именно Россия спасла лично Эрдогана при попытке госпереворота. И чем он нас «отблагодарил»? Позволил проложить в Турции наши газовые трубы, но газ покупать не стал. То есть «раскрутил» Россию на миллиардные долларовые вложения, которые не окупаются. Однако Эрдоган по-прежнему наш «друг и партнер».
Складывается ощущение, что турки стали держать Россию, прошу прощения, за «терпилу». А так с Востоком разговаривать нельзя.
«СП»: — Выходит, Турция и без прямого военного конфликта Россию, образно выражаясь, может шапками закидать?
— Да. Так мелкий, но решительный и наглый хулиган легко и непринужденно может побить титулованного и техничного самбиста, если последний все время пятится и изрекает миролюбивые сентенции.
Нет, я, конечно, допускаю, что у России в отношении Турции может иметься какой-то особо хитрый план. Например, сначала сдать ей все, что только возможно, при этом подмигивая остальной мировой публике — сейчас, мол, подождите, все будет красиво, а потом — раз, и все сразу отыграть. Но пока все происходящее сильно напоминает известный анекдот про то, как один игрок, поддавшись на уговоры говорящей старой больной лошади, поставил на ее выигрыш все свои сбережения, а она в итоге «ну не смогла».
Конечно, если турки начнут действовать, как грузины в 2008 году, тогда, я надеюсь, у России хватит воли, ума и решительности их окоротить. Но до этого момента, пожалуй, ничего, кроме дальнейшего ухудшения российских позиций в отношениях с Турцией ждать не стоит. И Нагорный Карабах в итоге отдадут, и на другие уступки пойдут, лишь бы, как говорится, не было войны.
«СП»: — Такими темпами и до появления эдакой новой Османской империи недалеко. Не проморгаем ли вместе с международным сообществом?
— Да промаргиваем уже, — констатировал Семен Багдасаров. — Эрдоган же в свое время открыто угрожал европейцам — будете ходить по улицам и по сторонам оглядываться. И что имеем в итоге? Вы думаете, что за недавними терактами во Франции и Австрии не стоит турецкая разведка? Я считаю — стоит. А про международное сообщество вообще уже следует забыть. События в Нагорном Карабахе наглядно показали — у каждого свои интересы.
«СП»: — А США могут обуздать Эрдогана? Как-никак, они главные интересанты и спонсоры НАТО, членом которого является Турция.
-У коллективного Запада вообще очень мало рычагов давления на Турцию. — отметил Станислав Хатунцев. — Америка даже конкретно по Арцаху-то мало что может сделать. Во-первых, потому, что банально далека от этого региона. Во-вторых, потому, что не имеет туда заходов. Через Иран, по понятным причинам, зайти не может, через Азербайджан тоже. Разве что через Грузию, но та хоть и декларирует стремление к Западу, однако политически и экономически все больше зависит именно от Турции, теоретически попадая под тень Великого Турана.