Если кто-то считает, что сумел разобраться в итогах нынешнего карабахского конфликта, тот, либо полный профан, либо набивает себе цену (таких «экспертов» сидящих на диване, более чем предостаточно). Ничего до конца не ясно, да и силы противодействующих сторон не разошлись по оговоренным трехсторонним соглашением (Армения, Азербайджан и Россия) территориям, а просто замерли на месте. Посмотреть на карту региона — голову сломаешь, и непонятно до конца, что там осталось за армянами, а что отошло азербайджанцам. В этой ситуации и российским миротворцам, которые встали на линию разграничения в Карабахе, до конца непонятно, куда в большей степени «держать ухо востро».
Не претендуя на осведомленность и уж точно не делая окончательных выводов, а полагаясь на прогнозы авторитетных людей, «СП» достаточно точно предсказала один из вариантов завершения вооруженного конфликта в Карабахе. Ещё 2 ноября, когда во всю гремели пушки и жужжали в небе беспилотники, мы с помощью известного военного и политического аналитика, первого вице-президента Академии геополитических проблем Константина Сивкова предположили, что основной целью для азербайджанского президента Алиева и поддерживающего его турецкого президента Эрдогана является в большей степени не захват всей территории Карабаха. Одна из задач — пробить так называемый «Нахичеванский коридор» к Нахичеванской автономной республике входящей в состав Азербайджана, но отделённая от своего «материка» территорией Сюникской области Армении.
Этот «коридор» в итоге Баку получил (тут «СП» не ошиблась), разменяв его с Ереваном на другой «коридор» — Лачинский, который соединяет 100-километровой дорогой армянский город Горис со столицей Карабаха Степанакертом. Каждый из них, как предусматривается, будет иметь зону безопасности в 5 километров на всём протяжении каждого маршрута. А обеспечивать его будут российские пограничники — это тоже ведь граница с двух сторон «коридора», со всеми вытекающими последствиями.
Собственно, почему пограничники, а не российские миротворцы? Здесь есть ряд обстоятельств. Начнём с того, что ставшие с 1991 года российскими, пограничники из Армении никогда не выводились. В 1992 году между Россией и Арменией был заключен договор о статусе Пограничных войск РФ на территории РА и условиях их функционирования. Ереван тогда, как стратегический партнёр Москвы, делегировал охрану своей границы на турецком и иранском участках российским пограничникам. Сейчас эти функции, как преемник ПВ, выполняет Пограничное управление ФСБ России по Республике Армения.
У Армении есть четыре государственных границы — с Грузией, Ираном, Турцией и Азербайджаном. Первая, являвшаяся ранее административной, считается относительно спокойной и представлена большей частью пограничными и таможенными постами на дорогах. А вот турецкая, протяженностью 330 километров, и иранская, составляющая 45 километров, находится под охраной российских пограничников (в их рядах порядка 40 процентов контрактников граждан Армении), количестве 59 пограничных застав, которые сейчас называются отделениями. В составе погрануправления четыре отряда — Гюмринский, Армавирский, Арташатский и Мегринский, общая численность «зеленых фуражек» в Армении составляет 4,5 тысячи человек.
У границы Армении и Азербайджана, протяженностью более 900 километров, особый статус. Здесь находились развернутые боевые подразделения карабахской армии, которые совместно с погранвойсками Совета национальной безопасности Армении и обеспечивали прикрытие границы непризнанной республики. Впрочем, как выяснилось, не только они — там присутствовали и российские пограничники Управления ФСБ России. Начиная с 2017 года, они проводили совместные учения с армянскими коллегами. Их особенность заключалась в том, что по сюжету пресекалось проникновение нарушителей со стороны Ирана (в приграничных районах этой страны проживает 20 миллионов этнических азербайджанцев) с последующим их преследованием на территории Нагорного Карабаха. То есть частично российские пограничники здесь действовали, при этом как границу Карабаха с Ираном (протяженность около 100 километров), так и границу с Азербайджаном они официально не охраняли.
Не предполагается использование сотрудников Пограничного управления ФСБ России на уже новой границе армянской части Нагорного Карабаха и сейчас, эту функцию в качестве наблюдателей будут выполнять российские миротворцы. Российским же пограничникам отведена охрана «коридоров», в первую очередь того, что свяжет Азербайджан с Нахичеванью, где есть участок сухопутной границы с Турцией. То есть это прямой путь по маршруту Анкара-Нахичевань-Баку. Заметим, что в тексте трехстороннего соглашения нет запрета на военные перемещения по этому коридору, в нём говорится лишь о перемещении грузов и пассажиров. Надо полагать, что Турция постарается милитаризировать свои «грузы» и «пассажиров», которые, несомненно, начнёт перемещать в Азербайджан.
Говорится о том, что российским пограничникам отведена роль охраны создаваемых «коридоров», при этом там нет слов о том, будут ли они иметь возможность контролировать эту территорию шириной в пять километров.
— Нужно изначально исходить из самого слова «пограничник», то есть стоящий по границе, а не за её пределами, — рассказал «СП» полковник погранслужбы в отставке Анатолий Прокопьев. — Соответственно, в данном случае предполагается размещение российских пограничников за пределами выделенных «коридоров», без права захождения внутрь самой территории. Скажем, если бы на трассе были бы выставлены миротворческие посты, они могли бы контролировать и саму дорогу. А теперь изнутри «коридоры» могут охраняться как азербайджанскими пограничниками, так и задействованными Баку турецкими военными — это их право, точно также как и мы помогаем Армении охранять некоторые участки её границы. Это по Нахичеванскому направлению. Лачинский же «коридор» изнутри будет охранять армянская армия и погранвойска СНБ Армении, а российские посты будут вне пределов «коридоров». Есть, правда, один не оговоренный пока нюанс — это вход и выход из «коридоров» на границе с Нахичеванью и Азербайджаном, а также Нагорным Карабахом и Арменией. Если контроль над ними отдадут российским пограничникам, то незаконного перемещения грузов, в том числе военного характера, не будет.
Пока не сообщается об увеличении численности российских пограничников в Армении, хотя объем работы у них теперь заметно увеличится, да и сам характер службы, с учётом сложной обстановки в регионе, будет проходить в режиме усиления. Вероятно, что пограничникам придётся вспомнить афганский опыт с использованием мото-манёвренных групп (ММГ) и десантно-штурмовых манёвренных групп (ДШМГ), которые впоследствии действовали при охране границы Таджикистана с Афганистаном. Сейчас подобные группы специального назначения носят название — отделы мобильных действий Пограничной службы ФСБ России и именно их могут послать в Армению на усиление.
Доведется ли российским пограничникам «расширить» километраж соприкосновения с турецкими коллегами за счет «коридоров», пока доподлинно неизвестно, однако Турция не раз заявляла о своей военной готовности помочь Азербайджану, в том числе с укреплением границ.