Существующая глобальная архитектура доживает последние дни, на повестке дня новый проект геополитического устройства. Активно к процессу решила подключиться и Индия, которая выдвигает собственный альтернативный проект развития человечества. Если он начнет реализовываться, придется отказаться от привычных шаблонов.
Первые полосы солидных изданий по всему миру сейчас заняты материалами о том, каким будет новый мир. То есть никто больше не подвергает сомнению тезис, что порядок на планете не будет прежним. Пандемия коронавируса обнажила и обострила имеющиеся противоречия, и теперь мало кто возьмется утверждать, будто нынешняя система сохраняет немалый запас прочности.
Наиболее вероятным сценарием считается построение двухполярного мира с центрами объединения в виде США и Китая. Первые должны объединить Запад под знаменем неолиберализма. Китай предлагает строить «всеобщую единую судьбу человечества» на основе экономического проекта «Одного пояса и пути».
Однако не все согласны с таким подходом. Недавно свет увидела книга министра иностранных дел Индии Субраманиама Джашайнкара, которая называется «Путь Индии». Монографию сейчас активно обсуждают мировые СМИ. Прежде всего, из-за смелых идей, высказанных в ней.
Джашайнкар утверждает, что Индия может стать новым глобальным лидером. Он замечает, что США сейчас больше заняты внутренними проблемами, а Евросоюз погряз во внутренних противоречиях, прежде всего связанный с Brexit.
На этом фоне Индия имеет целый ряд преимуществ. Во-первых, это самая крупная демократия. Во-вторых, страна обладает колоссальными человеческими и природными ресурсами, удобное географическое расположение. В-третьих, идеология индийской государственности строится на основе идей Махатмы Ганди, которые имеют в мире поддержку.
При этом глава индийского МИД выдвигает идею, что его страна должна стать не просто гегемоном в традиционном понимании, а «этическим лидером». То есть не просто нарастить военную и экономическую мощь и тем самым склонить других к союзничеству, а предложить как Западу, так и Востоку определенные ценностные установки.
Обращает внимание, что Джашайнкар рассматривает современное мироустройство через призму мудрости, заложенной в древнеиндийском эпосе Махабхарата. Автор проводит аналогии между описанным в эпосе соперничестве двух групп двоюродных братьев и геополитическими противоречиями сегодняшнего дня. И делает вывод, что в новом мире главным фактором политики будет этика, которую и сможет нести миру Индия.
Ведущий эксперт Центра военно-политического анализа МГИМО Михаил Александров полагает, что для поддержания стабильности и безопасности в современном мире должно быть не два, а много центров силы:
— Содержание книги индийского министра противоречит самому принципу формирования биполярной системы. В мире появляются новые центры силы, в том числе Индия. При этом Западная Европа настоятельно требует от США объединить усилия в борьбе за мировое лидерство. Но это значит, что Запад чувствует утрату лидерства.
«СП»: — Недавно было подписано самое крупное соглашение о зоне свободной торговли, куда помимо Китая вошли страны АСЕАН, Япония, Южная Корея, Австралия и Новая Зеландия. То есть даже старые союзники США сейчас переориентируются на Пекин.
— Зона свободной торговли это не военный блок и не военно-политический. Зоны свободной торговли заключаются повсеместно. Я видел как Австралия, когда работал в этой стране, заключала двусторонние соглашения с другими странами. Похожую линию проводит и Россия, заключен договор о свободной торговле между ЕАЭС и Вьетнамом. С нами есть соглашение у других стран. Раньше всех устраивала ВТО, но США почувствовали, что проигрывают конкурентную борьбу и стали разваливать организацию. И новые соглашения — просто обход ВТО.
В военном и политическом плане образуется всё-таки несколько центров. Один из таких центров — Россия, которая вполне способна сформировать собственную зону влияния. Карабахская операция — очередной небольшой шажок в этом направлении.
«СП»: — И таким центром может быть также Индия?
— Индия может быть. Но я считаю, что этого недостаточно для того, чтобы стать постоянным членом Совета Безопасности ООН. Желающих получить такой статус много, но оснований ни у кого нет. Постоянные члены Совбеза — это победители во Второй мировой войне, они кровью завоевали свое право.
Помимо этого они принадлежат к ядерным державам. У Индии тоже есть ядерное оружие, но ее ядерный статус не признается в мире. Тем более, потенциал вооружений пока недостаточный, чтобы признать страну ядерной державой.
Мир устроен по определенным правилам. Правда, США разрушают их. Когда разрушат полностью, то встанет вопрос о новой архитектуре мира. Но США могут и пойти на компромисс. В принципе, имеющиеся механизмы ООН могут быть весьма эффективными, всё зависит от участников.
Индия может быть этическим лидером. Это демократическая страна, там неплохие темпы экономического развития. Играет свою роль и специфическая идеология Ганди о преобразовании ненасилием. Но не будем забывать, что у самой Индии серьезные противоречия с соседями, с исламским миром, много внутренних проблем. Получится ли индийцам действовать по заветам Ганди в современном мире?
«СП»: — Великая держава должна суметь предложить другим понятный образ будущего. Такой образ есть у США, Китай выстраивает «всеобщую единую судьбу человечества». Может, должны появиться идеологии, основанные на новых принципах, на каких-то духовных ценностях?
— Самую лучшую модель, на мой взгляд, сегодня предлагает Россия. Она настаивает на признании многообразия мира, существовании нескольких цивилизаций и их праве самостоятельно развиваться. Попытки навязать всем либеральную модель или коммунистическую идеологию обречены.
Современные идеи Индии очень походи на идеи, которые провозглашал Михаил Горбачев. Новое политическое мышление, мир без войн, всеобщее счастье. А в итоге мы вывели войска из Восточной Европы, распустили Советский Союз, а НАТО теперь ждет развала России. Геополитика это жесткая сфера.
Главное — это баланс сил. При его наличии сохраняются лучшие возможности для развития человеческого сообщества. При балансе сил никто не может навязывать свои концепции, у людей есть выбор, и нации могут самостоятельно развиваться.