Эта знаменитая фраза — один из лозунгов целой стыдной эпохи приписывается Богдану Титомиру. Так была сформулирована квинтэссенция того смутного времени. В начале 90-х этот участник «экзотик-поп-дуэта» был также популярен, как сейчас блогер-политик-пациент Алексей Навальный.
После того, как та сакраментальная фраза была брошена в интервью, ее подхватили и сделали идеологемой тех лет. Уж очень хорошо она укладывалась и легитимировала новые реалии наряду с откровением о том, что теперь никто и никому ничего не должен. Так создавалась полная пустота, гуляй-поле абсолютного нигилизма.
По принципу «пипл хавает» на полную катушку заработали СМИ, политическая система, которой необходимо было быстро-быстро разделаться с «темным» наследием недавнего прошлого. С этим лозунгом создавались новые элиты и хозяева жизни, получившие общенародное достояние. «Пипл хавает», а они делили и получали свое, поклоняясь этой формуле быстрого и сногсшибательного успеха.
Пипл же хавал не оттого, что хотел, а потому, как именно к этому его принуждали, отменяя все альтернативы. Таков был тест на прохождение в новый и чудесный мир, особый обряд инициации: кто его не прошел, тот за бортом. Поэтому и приходилось хавать все: от спирта «Рояль» и «ножек Буша» до ваучера, финансовых пирамид и прочих производных ловкостей рук энергичной публики. Хавали, потребляли и верили, верили, надеялись. Причины веры-надежды понятны: жертва, вошедшая в игру, продолжает играть по правилам мошенника, даже если есть стойкое ощущение подвоха…
Взамен получали шоу, смех. Вокруг кружили «Маски-шоу». «Аншлаг» властвовал над умами и становился средством управления масс, которые постепенно превращались в «Деревню дураков». Этим массам, что не кинешь, все равно схавают, ведь терять то казалось, больше нечего. Схавают не только про «красную чуму» и «красно-коричневую заразу», но и «Голосуй или проиграешь!» Все уходило в этакий смеховой постмодерн по заветам Титомира, пока та пирамида не лопнула ельцинским «мухожуком».
Все это было очень удобно: людям внушили, что повсеместные дураки с голосом больного Брежнева здесь главная проблема, поэтому никто и не гнушался дурачества. Все дозволено, если ты в этом обличии. Смеяться ведь проще и приятнее, чем, извините, ощущать себя «лохом». Причем, не просто страдающим слабоумием и отвагой, но и приложившим руку к повсеместному дурачеству — карусели «Поля чудес». Опять же защитная реакция: дурачество — это вроде как понарошку, ненастоящее. Вот закончим игру или проснемся, откроем глаза и все будет, как прежде.
Вышел из бани, рожа красная… Кролики — не только ценный мех…
Вот и сейчас делается ставка на этого самого дурака. Пипл хавает, Богдан Титомир форева! Назад в «замечательные» девяностые, а там, глядишь, и перестройку по второму кругу можно будет провернуть.
В этой связи любопытно наблюдать за откровениями Алексея Навального, претендующего не просто на статус главного российского оппозиционного политика, но всерьез на верховную отечественную власть. Вокруг саги об отравлении выстраивается целый миф, пронизывающий общество своими энергиями и производящий необходимый выверт.
Вот, к примеру, первоначально преподносится легенда о цепочке из условных «сорока дураков». Они, дабы провернуть и провалить самым глупым образом «отравление», должны были выстроиться в ряд, чтобы по щелчку посыпаться строем доминошек. Это ведь всегда очень забавно наблюдать, как они по команде падают.
Затем строй «сорока дураков» оборачивается в постулат о массовом идиотизме, когда дурость «сорока дураков» — это не временное помрачение и сбой, а системное свойство, которое является структурообразующим для власти и государства. Типа все прогнило, до чего довели страну! Через эту нехитрую и стандартную мысль производится отторжение общества от власти, внедряется тот самый нигилизм. И на самом деле, кто захочет иметь дело с идиотом и опасно это, лучше близко не подходить.
Если дурак — в целом безобиден, то с коллективным идиотом, конечно же, другое дело. Тут уже нужны санитары и смирительная рубашка. Иначе жди беды. Особенно, если это, как утверждается пасторским голосом, и есть вертикаль власти — та самая цепочка принятия и реализации решений.
Так общество получает специфические манипулятивные линзы, через которые оно соответствующим образом начинает воспринимать все окружающее, как круговорот вопиющего идиотизма: когда дурак дурака погоняет и натыкаются вместе на идиота и так по иерархии. Станьте, дети, станьте в круг…
Но проблема в том, что, уверовав в тотального дурака, человек и сам переходит на эту территории, сам становится таковым и дело здесь вовсе не в ЕГЭ. Те самые манипулятивные обывательские линзы делают его несвободным и ограниченным в оценки окружающего.
Так мы получаем «Смехопанораму» или «Аншлаг», который транслируется прямо в сознание, форматируя его по своему образу и подобию
Этот «Аншлаг» становится тотальным, как трусы Навального.
Пипл хавает…
Поэтому и сам бесконечно травимый политик воспринимается за реинкарнацию не просто Бориса Ельцина, по аналогии с которым сконструирован, но и духа того беспредельного времени.
Видимо, тем, кто все это реализует, памятны строчки из «бессмертного» хита Титомира: «Эй, приятель посмотри на меня! / Делай как я, делай как я.» Главное: «Не думай ни о чем, что может кончиться плохо»…
Где-то здесь и кроется секрет Навального. А также разгадка того, для чего конструируется этот образ потенциального председателя «деревни дураков» или избавителя от них. Судя по всему, он необходим тем, кому нужны были девяностые. «Элиты», вышедшие оттуда, ностальгируют о своем родовом гнезде. Это и есть та самая пресловутая «башня», стоящая за блогером. Речь не о какой-то конспирологической ложе, а о векторе будущего страны.
Отсюда и проблема реакций на «расследования» и принятия решений. Страна подходит к развилке путей, да и сама она, что сказочный Тянитолкай: то в одну сторону дернется, то в другую. Не может пока понять, что одну голову искусственно ей в помрачении смуты пришили, что она не настоящая и тянет в чужую сторону.
Главное, чтобы не разорвало. Но эти то ребята не думают «ни о чем, что может кончиться плохо»…