Под конец декабря американское издание «Bloomberg» вышло с громкой статьей о том, что российский миллиардер Олег Дерипаска, который с апреля 2018 года находится в американском санкционном списке, якобы продолжает осуществлять контроль над бизнесом металлургической компании «UC Rusal». Будто бы тем самым бизнесмен нарушает достигнутое в конце 2018 года соглашение о снятии американских санкций с «UC Rusal» и ее материнской структуры «En+ Group», по которому его доля в этих компаниях опустилась ниже 50%.
Понятно, что подобная публикация грозит Дерипаске и его компаниям новыми неприятностями. После попадания в санкционный список в 2018-м акции «Rusal» падали более чем на 20%, а после публикации новой статьи в «Bloomberg» успели опуститься на 9%.
Интересно, что по версии издания, информацию о «нарушениях» правительству США предоставили власти Европейского Союза. Казалось бы, почему европейские чиновники так рьяно следят за исполнением американских санкций? Неужели в Госдепе не хватает собственных сотрудников, которые могли бы контролировать этот вопрос? Но если изучить подробнее список претензий, представленный европейцами, закрадывается подозрение, что и им на «нарушения» указал кто-то, непосредственно заинтересованный в том, чтобы «Rusal» снова попал под санкции.
Итак, источники «Bloomberg», среди прочего, уверяют, что «Дерипаска якобы поручил сотрудникам «UC Rusal» развернуть кампанию в отношении основного владельца и президента «Норникеля» Владимира Потанина после разлива топлива под Норильском. Тогда «UC Rusal», второй после Потанина крупнейший акционер «Норникеля», заявляла, что происходящее в «Норникеле» «заставляет задуматься, насколько менеджмент компетентен и в состоянии управлять компанией».
Какая разница европейским или даже американским чиновникам, поручал ли Олег Дерипаска развернуть кампанию против Владимира Потанина или нет? Ведь Потанин — не гражданин ЕС или США, и уж за его интересами они следить вовсе не обязаны. Тем более что после такой катастрофы, как майский разлив топлива на ТЭЦ-3 в Норильске, которая нанесла колоссальный ущерб всей экосистеме региона и Северного Ледовитого океана, в каких-либо специализированных кампаниях нет нужды.
Вся российская и мировая пресса и так писала и пишет о причинах аварии, а также задается вопросами, насколько адекватно руководство, которому богатейшее предприятие досталось в 1995 году практически даром в ходе залогового аукциона, занимается его эксплуатацией. И не стоило ли Владимиру Потанину, чье личное состояние оценивается в 20 миллиардов долларов, хотя бы часть этих миллиардов вкладывать в обновление предприятия и повышение его технической безопасности.
Скорее, со стороны руководства «Норникеля» шла кампания с попытками минимизировать ущерб и свалить вину на Советский Союз, который недостаточно хорошо оборудовал завод. После аварии вышло несколько сюжетов, в которых подчеркивалось, что резервуар, из которого вылилась солярка, построили еще в СССР. Конечно, ведь за 30 лет заменить резервуар не было ну совершенно никакой возможности. И в аварии виноват Советский Союз, который не придумал вечных материалов, а не нынешнее руководство, которое их не обновляло, чтобы не потратить лишнюю копейку на инфраструктуру.
Понятно, что все это демагогия, которая вряд ли на кого-то подействовала. Даже президент в разговоре с Потаниным указал, что, если бы в Норильске вовремя заменили резервуар для дизельного топлива, экологической катастрофы не случилось бы. В целом же достаточно рекордного штрафа от Росприроднадзора в 148 миллиардов рублей, чтобы понять всю серьезность ситуации и оценить масштаб просчетов руководства.
Проблема в том, что выплачивать штраф Владимир Потанин, который занимает первое место в российском списке «Forbes», похоже, не имеет никакого желания. 26 сентября он заявил, что штраф является несправедливым и его коэффициент необходимо пересмотреть. По словам Потанин, «точно неизвестно, сколько топлива попало в грунт и водоемы», поэтому и штраф завышен. Президент «Норникеля», видимо, исходит из того, что раз объем точно посчитать нельзя, то и проблемы нет, кто там этот дизель видел.
При этом сам Потанин в интервью все тому же «Bloomberg» в сентябре признавал, что «вероятно» создал проблемы для Владимира Путина. «Потому он меня попросил: „Убери за собой, но тщательно“. Этим мы сейчас и занимаемся», — описал миллиардер свой разговор с президентом.
Кстати, очень интересна склонность Потанина после аварии общаться не с отечественными, а почему-то с западными СМИ, особенно с «Bloomberg». Владелец этого издания, бывший мэр Нью-Йорка Майкл Блумберг является видным деятелем Демократической партии США. Он даже хотел баллотироваться в президенты, но снял свою кандидатуру в пользу Джо Байдена, который в итоге и победил. И очень уж дружественные отношения Потанина, который сам ни разу под санкции не попадал, с таким изданием, тоже вызывают вопросы.
На этом фоне информационная кампания против давнего оппонента и соакционера «Норникеля» Олега Дерипаски выглядит, похоже, не чем иным, как попыткой банально «перевести стрелки» и отвлечь внимание общественности и, что еще важнее, высшего руководства страны от собственных просчетов и снова переключить его на «Rusal» и другие структуры. Может, пока компании Дерипаски снова будут спасать, всем станет не до «Норникеля». То, что предприниматели с переменным успехом ведут вялотекущий конфликт в этом предприятии еще с 2008 года, можно считать «вишенкой на торте».
Правда, сам Потанин в интервью «Коммерсанту» в 2018 году после того, как Дерипаска попал в санкционный список, говорил, что не любит «поединки с травмированными соперниками» и не хочет «добивать раненого». «Поправится, тогда поговорим», — заявил тогда Потанин. Но собственные проблемы вполне могут заставить поменять мнение.
Ряд известных российских аналитиков уже обратили внимание на эту ситуацию, и назвали «письмо европейских чиновников» американскому руководству не иначе, как «доносом». Можно, конечно, увидеть в этом конспирологию, но в этом плане очень показательной была реакция самого Олега Дерипаски, который после публикации сравнил действия, которые провоцируют санкции, с изменой Родине, и предложил ввести за них уголовное наказание.
Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков назвал эту инициативу актуальной, хотя добавил, что конкретной позиции в Кремле еще не выработали. Понятно, что, если бы речь шла просто о неких европейских чиновниках, вопрос об «измене Родине» здесь не стоял бы.
В нынешних же условиях, как рассказал «СП» директор Центра политологических исследований Финансового университета при правительстве РФ Павел Салин, любой «слив», который в обычное время может быть воспринят как обычный элемент борьбы двух бизнесменов, превращается в мощное геополитическое оружие, а с этим шутки плохи.
«Сведения, которые попадают в СМИ, во многом являются достоверными, но формируется несколько однобокая картина, потому что в фокусе внимания — частный конфликт между российскими бизнесменами. Однако этот частный конфликт на самом деле встроен в более масштабные геополитические вопросы, — считает Павел Салин. — Нервозность поведения сторон связана не столько с тем, что они подозревают своих оппонентов в завуалированных атаках и сливах на Западе, сколько с тем, что американская сторона, по слухам, приняла решение о форсировании санкционного давления на Россию. В этом случае, если тот же Дерипаска будет даже минимально засвечен усилиями своих оппонентов, как спонсор российского режима, он может снова попасть под раздачу по полной».
«Если бы эта история с публикациями „Bloomberg“ происходила в вакууме, ставки были бы не так высоки — продолжил политолог. — И Дерипаска вряд ли бы требовал приравнять тех, кто сливает подобную информацию к государственным изменникам. Но ставки с учетом геополитики повышаются в разы. Американцы готовят или даже уже подготовили несколько вариантов санкционных пакетов, и идет поиск тех, кого вставить с российской стороны в эти списки, как было в 2018 году в качестве мальчиков для битья. Поэтому любой, даже самый минимальный слив, может очень сильно качнуть эти качели и несет очень серьезные риски».
Кстати, и до публикации в «Bloomberg» западные СМИ активизировали нападки на Олега Дерипаску. Например, почему-то в финском журнале «Mega» вышла статья о непрозрачной благотворительной деятельности бизнесмена в России. Хотя объект для атаки был выбран странный, потому что вся информация находится в открытом доступе, и даже ТАСС в ноябре писало о новых медицинских центрах, построенные компанией «Русал», которые открылись в трех городах Иркутской области. Хотя если рассматривать эту публикацию в рамках единой информационной кампании, все встает на свои места.
Впрочем, как считает экс-глава Государственного комитета по управлению имуществом России, бывший вице-премьер Владимир Полеванов, эта информационная кампания вряд ли поможет президенту «Норникеля» избавиться от проблем, слишком уж глубоко он в них увяз.
— Никакой информационный шум не сможет избавить Потанина от штрафа, тем более что за этим лично следит президент, — сказал Владимир Полеванов. — Все это может закончиться национализацией «Норникеля», поэтому я не стал бы на месте Потанина устраивать склоки в духе крысиных боев на выживание.
«Норникель» был приватизирован совершенно незаконно. Счетная палата специально посвятила целый раздел так называемой приватизации этого предприятия и назвала сделку «притворной», что в переводе на русский означает «жульническая». Как только созреет план возвращения предприятия в госсобственность, а сегодня такие планы созревают все чаще, Потанин пожалеет, что не заплатил штраф сразу. Что касается нападок на Дерипаску, мы наблюдаем битву двух пауков в банке, которые что-то между собой не поделили.
«Норникель» — это крупнейшее в мире месторождение платины, никеля, меди, палладия. Счетная палата — это государственный орган надзора. Этот госорган, по сути, называет сделку по приватизации жульнической, и при таком вердикте Потанин еще и имеет наглость оспаривать штраф. С учетом такого поведения национализация вполне не исключена.
«СП»: — Некоторые аналитики уже рассуждают о том, не является ли Потанин западным агентом влияния, слишком уж вызывающе его поведение. Может ли он представлять угрозу для власти?
— Думаю, если Потанин и является западным агентом влияния, то его сейчас можно назвать, скорее, «осажденной крепостью» влияния, которая мечтает только о том, чтобы хватило воды и припасов, чтобы продержаться полгода-год. С этих позиций Потанин безобиден и не может ни на что влиять. Считаю, что он глубоко ненавистен высшему руководству страны, тем более после этого случая с разливом топлива и заражением экосистемы вплоть до акватории Карского моря. Никаких шансов влиять на повестку у него нет, ему бы самому продержаться.
Может быть, он и является агентом влияния, может, прикармливал тот же «Bloomberg», тем более что президентом США стал Джо Байден, а примкнуть к победителю — святое дело для Потанина. Но сейчас он рискует потерять «Норникель» целиком, если и дальше будет тянуть с выплатой штрафа. В этом вопросе он фактически выступает против президента. А я бы никому из олигархов, которые к тому же 95% своего имущества приобрели лукавым путем с помощью залоговых аукционов и прочих ухищрений, не советовал бы играть с президентом. Я был о Потанине лучшего мнения, но он таким своим поведением показывает себя очень недальновидным человеком.
«СП»: — Почему же миллиардер не спешит выплачивать штраф?
— Возможно, Потанин просто собирается куда-то отъезжать. Хотя сейчас и уезжать-то особо некуда, из Лондона все бегут, точно так же не будет спокойной жизни и в Штатах. Может быть, он пытается подготовить себе ореол мученика, но все это ему не поможет. Стратегически он уже проиграл, когда развел эту канитель и поднял вопрос о себе.
Оптимально для него было бы молчать, сидеть тихо, как мышка, и сразу же заплатить штраф, возместив ущерб. Игры, которые он затеял, ничем хорошим для него не закончатся.