В свое время стратегия развития России, созданная в 2012 году и получившая название «Майские указы», стала для страны настоящей идеологической мантрой. Оппозиционеры сразу сделали ее поводом для инсинуаций, а лояльные чиновники принялись рапортовать в стиле «Успели! Сдали! Выполнили!»
Рапортовали-критиковали, а тем временем страна и мир изменились за восемь лет просто до неузнаваемости. Россия приросла новым субъектом, появились западные санкции, образовались ответные наши, а потом пришел коронавирус и отправил всю мировую экономику в нокдаун. Все эти обстоятельства в стратегию модернизации державы заложены не были, но о принципиальной корректировке Указов разговор никто не вел.
Остаются ли актуальными и выполнимыми «Майские указы» или это хорошая мина при плохой игре? Ответы мы получаем частями, легким шепотом, на незаметных официальных сайтах.
Например, на днях на странице Счетной палаты РФ был опубликован материал под названием «Подходы к оплате труда бюджетников необходимо пересмотреть». Начинался он, как и положено любой конструктивной критике, с тезиса о том, что «Майские указы 2012 года обеспечили опережающий рост оплаты труда в бюджетном секторе».
С такими монументальными формулировками спорить трудно в принципе. И ради справедливости нужно сказать, что с 2012 по 2019 год зарплата бюджетников действительно выросла в 1,8 раза. В том числе в образовании — в 1,95 раза, а в области здравоохранения и социальных услуг — в 2,1 раза. Но все-таки наша реальная жизнь плохо поддается описанию сухим языком статистики. Или, точнее, требует включения в анализ огромного количества сопутствующих факторов. Ведь не было в этой стратегии развития заложено, что к 2021 году доллар будет стоить 75 рублей. А нового «железного занавеса» пока никто не объявлял. Не является ли цинизмом высчитывать показатели жизни только для замкнутой системы рублевой зоны? Но проблемы имеются и внутри страны.
Вот на том же сайте госструктуры отмечается, что указы президента «реализовывались в условиях децентрализации оплаты труда в бюджетной сфере». То есть с 2005 года на федеральном и региональном уровне применялись различные системы расчета и выплат. В частности, регионы самостоятельно определяли размеры и условия оплаты труда подведомственных госучреждений. В результате ставки по одним и тем же должностям в разных регионах отличались в разы. Например, рекомендуемый оклад библиотекаря в Тамбовской области составляет 9 359 рублей, а в Пермском крае — 2 755 рублей.
Если перевести это с языка чиновничьего на человеческий, то во многих субъектах — в зависимости от внутренней социальной и экономической ситуации — местные и региональные власти подгоняли систему формирования заработной платы бюджетников под конечный желаемый результат. Отсюда выплывали все эти истории в ленинском же духе: по форме все правильно, а по существу — издевательство. Врачи, учителя, воспитатели стали получать больше, но работы у них тоже прибавилось кратно.
На Коллегии Счетной палаты аудитор Сергей Штогрин констатировал: «По 2019 году в целом ряде субъектов не были достигнуты нужные показатели. Наибольшие проблемы отмечены в сегменте „младший медицинский персонал“: показателей не достигли 48 субъектов из 85. Еще один проблемный сегмент — „педагогические работники дошкольных образовательных учреждений“: показатели не достигнуты в 43 регионах».
Всего, по данным Росстата, из 1 020 региональных показателей (12 категорий бюджетных работников в 85 регионах) в 2019 году не были достигнуты 260, а с учетом отклонения в размере 5% - 29 целевых показателей. По ряду категорий недостижение целевых показателей носит системный характер. Например, по младшему медперсоналу и социальным работникам они были достигнуты только однажды.
Анализ ситуации также показал, что рост оплаты труда сопровождался сокращением численности сотрудников. Так, по данным того же Росстата, младшего медицинского персонала за 2013−2019 годы стало меньше на 61,3%!!! А социальных работников — на 32,6%. Общая численность по всем предусмотренным указами категориям сократилась на 14,5%.
Это тот самый «логичный» метод поведения местных властей в условиях финансовых ограничений и волюнтаристской политики государства. Зарплату надо увеличивать, а денег остается примерно столько же. Выход один — сокращать число работников. Стоило ли удивляться, что в 2020 «пандемийный» год в стране был такой жесткий дефицит санитаров и медсестер?
В качестве еще одного инструмента повышения заработной платы использовалась так называемая оптимизация внутри бюджетных учреждений, когда работники из указных категорий переводились в другие категории. «Тогда можно было повышать заработную плату одним, а другим, может быть, даже сокращать», — отметил аудитор. При этом сама оптимизация кадров шла в отсутствие обязательных требований к организации нормирования труда. В результате нагрузка на бюджетников выросла. Например, на одного социального работника — на 66,7%.
Такие цифры и комментарии к ним выглядят каким-то специальным расследованием журналистов, не правда ли? Но все эти данные размещены на главной странице Счетной палаты. Что же будет итогом таких нерадостных выводов? Ведомство уже рекомендует Минтруду установить требования к отраслевым системам оплаты труда работников бюджетной сферы и нормативно закрепить обязательные требования к организации нормирования труда.
Еще на пресс-конференции 2017 года Владимир Путин заявлял, что «Майские указы» исполнены примерно на 94%, отметив, что это касается уровня заработных плат в бюджетной сфере. Да только такой подход иначе как формальным не назовешь. В конце концов, по букве «Майских указов» может быть исполнено 99% поручений, но это не мешает извратить по смыслу суть большей части указов.
Похожая неоднородная картина в разных регионах наблюдается со многими другими указами от 7 мая 2012 года. И нельзя однозначно сказать, что региональные власти только и занимаются тем, что рапортуют о формальном исполнении. На протяжении пяти лет на Ямале, где особенно остро стоит вопрос с переселением из ветхого и аварийного жилья времен комсомольской стройки, власти умудрялись по факту исполнять возложенные на них обязательства. Но переселение из «деревяшек» шло там еще при СССР. А вот ямальская медицина под напором возрастающих потоков вахтовых работников начинала трещать по швам. И кончилось дело тем, что ЯНАО вырвался на второе место по заражаемости на 100 тыс. человек в России. То есть выполнение Указов в принципе очень сильно зависело от местной конъюнктуры и иногда по объективным причинам. В Новом Уренгое больницы, где очереди в коридорах не меньше, чем в «застое» за колбасой, разгружать было никак нельзя. Но строили перинатальные центры, кстати, тоже во исполнение тех же указов.
С подобными патовыми ситуациями столкнулись многие отрасли. Приведем еще один пример — Указ № 604 «О дальнейшем совершенствовании военной службы в Российской Федерации». Он закрепил ежегодную индексацию военных пенсий на 2% выше уровня инфляции. Но мера проработала два года, в 2014 пенсию военных проиндексировали на 5,5%, а с 2015 из-за сложной экономической ситуации действие пункта закона об индексации «заморозили», решение оставалось в силе и на 2018 год.
Указ № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике» предписывал создать 25 миллионов высокопроизводительных рабочих мест к 2020 году. Производительность труда, согласно тому же указу, к 2018 должна была вырасти в полтора раза. Теперь это читается, как «письмо из прошлого». И вспоминаются невольно фильмы середины века о будущем: 2020-й год — костюмы из фольги, летающие машины, лазеры.
К огромному сожалению, ни первого русского компьютера, ни достойного народного автомобиля, ни даже бюджетной версии смартфона нам пока собрать не удалось. И все повышение производительности труда до сих пор происходит по схеме: чтобы коровы меньше ели и давали больше молока, их надо меньше кормить и больше доить.
При этом нельзя не добавить, что без хоть сколько-нибудь стабилизирующей рамки «Майских указов» ситуация в стране к эпохе коронакризиса могла быть куда хуже. Вопрос лишь в том, как Россия использовала ресурсы «жирных» нулевых и начала десятых.
Все это разговор о прошлом. Но ведь «Майские указы» на повестке и сегодня
Россия-2012 и Россия-2020 — это две реально разные страны: и по размеру, и по количеству субъектов Федерации, и по своей внешней политике, и по своим финансовым возможностям. Так актуальны ли «Майские указы» из прошлого сегодня?
Журналист и политик Максим Шевченко ответил на этот вопрос «Свободной Прессе»:
— Были провалены все программы стратегические, которые в путинское и медведевское время намечались для преобразования страны. Программа «2020» провалена, «Майские указы» президента провалены. Сформированные на основе «Майских указов» нацпроекты провалены. Провалено абсолютно все. Они реализуют только то, что выгодно крупному капиталу.
Вот пенсионную реформу они провели. Это была часть программы 2020. Кроме пенсионной реформы из программы 2020 не реализовано ничего. Напомню, мы должны сейчас получать порядка 1 760 долларов, это средняя зарплата россиянина должна такая быть. Вот до конца 2020 года остается пять дней. У Путина и у Медведева еще есть время, как говорится, поднапрячься и успеть. Но что-то мне подсказывает, что вряд ли они успеют. Отчитаться они должны. Но я не верю, что эта власть вообще способна реализовать какие-то стратегические программы развития.