Все проблемы армянского народа можно было бы решить в максимально сжатые сроки через создания союзного государства с Россией. С такой инициативой, как сообщил Sputnik Армения, выступил лидер партии «Альянс» Тигран Уриханян.
«Многие спрашивают, предполагает ли это вступление Армении в состав России. Нет! Это значит сформировать межгосударственный союз, исходя из логики развития событий. В таком случае Армения остается членом ООН, суверенной и независимой страной, которая укрепляет свою армию и ведет внешнюю политику. Все остальные разговоры находятся на уровне бытовой неграмотности», — заявил он.
По мнению политика, в настоящих кризисных условиях Армении нужна поддержка России, которая потребует максимальной взаимной интеграции. Он убежден, что, если реальность вынуждает к нахождению российского миротворческого контингента в регионе, к наличию военной базы или баз в Армении или, возможно, в Карабахе, то по логике, следующим шагом должно стать появление совместных войсковых соединений, к примеру, в виде пограничных сил.
«Да, мы видим новый формат союзного объединения, границы которого, в том числе в рамках ответственности Армении и Арцаха, должны защищаться совместно и с участием вооруженных сил России», — подчеркнул Уриханян.
Он также добавил, что его партия считает приоритетом смену правительства, чтобы новый кабинет не содержал представителей «старого режима» и мог эффективно вести внешнюю политику, и подчеркнул, что неучастие «Альянса» в акциях оппозиции не говорит о том, что она не поддерживает данный процесс.
— Это, конечно, несерьёзно, — уверен доцент Финансового университета при Правительстве РФ Геворг Мирзаян.
— Мы эту формулу союзного государства уже проходили с Александром Лукашенко. Не бывает союзного государства без делегирования суверенитета. Данные армянский политик предлагает исключительно формат нахлебничества, а не Союза. Нас такой формат не устраивает. Союз — значит Союз.
«СП»: — Уриханян предлагает таким образом решить в максимально сжатые сроки все проблемы армянского народа. Это реально?
— Проблемы армянского народа решатся не через нахлебничество. Либо в Армении должна быть адекватной власть, которая будет управлять страной как национальным государством, либо Армения должна войти в состав Российской Федерации. Точка. Вот эти два варианта решат её проблемы. Армения не единственная страна постсоветского пространства, которая не смогла выдержать бремя независимости.
«СП»: — В Армении кто-то поддержал бы такую инициативу? Как население отнеслось бы к такой идее?
— В том виде, в котором её высказал армянский политик, поддержит абсолютное большинство. Чем же плох союз с Россией при сохранении полного армянского суверенитета? Но зачем такой Союз нужен России? Он не нужен. Россия готова субсидировать страны постсоветского пространства, но взамен тоже хочет что-то получать.
«СП»: — Если даже гипотетически представить себе, что обе страны за, сможем ли мы технически это осуществить? С Белоруссиейто никак не построим, а тут Армения, с которой даже границы нет…
— Да, технически это непросто. Но мы ведь включили Армению в Евразийский союз. Кроме того, в мире есть ряд стран, имеющих эксклавы внутри других государств, либо куски территории, с которыми нет границы. Поэтому если Армения захочет вступить в состав Российской Федерации, территориальных препятствий этому не будет. Но такое может произойти исключительно, если только нахождение в составе большой России будет гарантировать безопасность Армении.
«СП»: — Он также отметил, что его партия считает приоритетом смену правительства, чтобы новый кабинет не содержал представителей «старого режима» и мог эффективно вести внешнюю политику. В случае отставки Пашиняна, кто может прийти к власти, и каким будет их отношение к Москве?
— Это главный вопрос в Армении: кто может прийти власти из тех, кто не олицетворяет старый режим. Вариантов масса, однако стопроцентных кандидатов пока нет. Есть, например, Армен Саркисян, являющийся президентом страны и по совместительству большим другом британцев. Нам такое «счастье» не нужно.
— Можно вспомнить, что Тигран Уриханян ранее обвинял действующее правительство Армении и Никола Пашиняна в нелояльном отношении к России как к стратегическому союзнику, — подчеркивает ведущий аналитик Агентства политических и экономических коммуникаций Михаил Нейжмаков.
— В частности, в своих выступлениях он напоминал о позиции действующего армянского премьера и его соратников по поводу ЕАЭС и ОДКБ до их прихода к власти. Среди других примеров обращения Уриханяна к подобным темам — критика с его стороны демонстрации в эфире Общественного телевидения Армении фрагмента видеоролика Алексея Навального.
При этом с началом эскалации боевых действий вокруг Карабаха в конце сентября 2020 года Тигран Уриханян заявлял, что «объединенная группировка войск ОДКБ должна вступить в регион и выполнить свою миссию и обязательства перед Арменией». Поэтому обращение к теме сотрудничества с Россией и повышение ставок в этом вопросе для лидера партии «Альянс» не является новой.
Тактические цели армянского политика также понятны. Простыми обвинениями в адрес Пашиняна за его просчеты в выстраивании диалога с Москвой никого не удивить. Выступать с более радикальными лозунгами и проектами — обычная тактика малых партий.
«СП»: — В Армении кто-то поддержал бы такую инициативу? Как население отнеслось бы к такой идее?
— Претензии, по крайней мере, заметной части политически активной общественности Армении к России в связи с позицией ее руководства в ходе осенних событий вокруг Карабаха сохраняются (пусть даже обязательства ОДКБ и Москвы распространялись только на саму Армению). Опять же, в периоды апатии в обществе слишком высокая планка ожиданий, задаваемых инициативами политика, и слишком большой масштаб этих инициатив, как правило, не привлекает, а отталкивает избирателя (хотя встречаются и исключения — но для этого политику надо быть ярким и очень способным популистом).
«СП»: — России нужно союзное государство с Арменией?
— Конечно, формат и скорость интеграции могут быть разными, «союзное государство» — только «вывеска», за которой может быть самое разное содержание. Но, во-первых, проблема Карабаха претерпела изменения, но не исчезла, в этой ситуации к новым формам партнерства с Ереваном в Москве будут подходить осторожно.
Во-вторых, проект интеграции с государством, тема сотрудничества с которым долгое время находилась на далекой периферии внутрироссийской политической и информационной повестки, мог бы стать поводом для активной критики в адрес властей со стороны оппозиции (в духе — «вкладываться в государство на Южном Кавказе вы собираетесь, а в российские регионы — нет»).
Даже вопросы выделения кредитов или обсуждения преференций для Белоруссии становятся поводами для подобных информационных атак против российского руководства. В случае с гипотетической поддержкой на официальном уровне проекта «Союзного государства России и Армении» критика со стороны части российских оппозиционеров и политизированной общественности была бы куда интенсивнее.
«СП»: — Мы с Белоруссией то никак не можем построить, а тут Армения. Можно ли вообще на такое замахиваться в обозримом будущем?
— Это, конечно, не вопрос ближайшего будущего. В дальнейшем же очень много факторов, которые могут влиять на уровень сотрудничества России и Армении. Например, в условиях пандемии и экономического кризиса официальный Ереван так или иначе будет добиваться помощи со стороны России и объединений, где она является локомотивом, например, в экономических вопросах и организации авиасообщения (вспомним, как и Никол Пашинян в предыдущие месяцы апеллировал к ЕАЭС по подобным темам). После преодоления пика экономического кризиса Москва, в принципе, получит дополнительные ресурсы на различные интеграционные проекты — но и конкуренция за влияние, в том числе, на Южном Кавказе в этой ситуации усилится.