Тучи над Алексеем Навальным сгущаются. В преддверие Нового года Следственный комитет России возбудил против оппозиционного политика уголовное дело о мошенничестве в особо крупном размере (ч. 4 ст. 159 УК) за якобы нецелевое расходование пожертвований. Максимальная санкция — до 10 лет тюрьмы. Кроме того, во ФСИН РФ считают, что он мог нарушить условия административного надзора — в 2017 году блогер получил 5 лет условно по делу «Ив Роше» и после отъезда в Германию не приходил отмечаться.
Сам политик, как и его сторонники, уверяют, что Навальный вернется в Россию совсем скоро и уголовным преследованием его не напугать. Но как оппозиционер собирается возвращаться — с мечом или на щите?
Новое уголовное дело и претензии ФСИН
Дело о мошенничестве с пожертвованиями, которое внезапно возбудил СКР, может привести к серьезным последствиям для Навального. Следствие полагает, что 356 млн. рублей из 588 млн. были потрачены Алексеем Навальным на личные цели — приобретение имущества и оплата заграничного отдыха, то есть похищены. Впрочем, как объяснил «СП» федеральный судья в отставке Сергей Пашин, дела о мошенничестве с пожертвованиями заводятся достаточно редко.
— Такие дела, в основном, связаны с финансовыми пирамидами, а вот с пожертвованиями я не припомню, — подчеркнул заслуженный юрист России.
По хорошему, следствию придется попотеть, чтобы собрать достаточно доказательств для передачи дела в суд. По крайней мере, предстоит предъявить суду не только факт приобретения имущества, но и подтвердить, что оно было куплено на деньги из пожертвований.
— Во-первых, обвинение должно предъявить нецелевое расходование средств, — объясняет Сергей Пашин. — Во-вторых, действительное наличие недвижимости или другого имущества, а также доказательства того, что они были приобретены именно на эти средства.
Кроме того, различия между мошенничеством, растратой и гражданским деликтом весьма туманны. Возможно, дело придется переквалифицировать.
— Это не обязательно может быть мошенничество, а, например, растрата — совершенно другое преступление, — подчеркнул бывший судья. — Чтобы это было мошенничеством, обвинение должно доказать, что умысел возник в момент получения средств или перед этим. Если же получил деньги, а потом нецелевым образом их израсходовал — это может быть растрата или просто гражданский деликт.
Да и потерпевших по этому делу будет найти сложно. Согласно договору-оферте для оформления донатов, ФБК* собирал средства на финансирование уставной деятельности фонда, что может трактоваться достаточно широко.
— Если жертвователь не указал, конкретно на что он жертвует — на мемориальную табличку или конкретное расследование — а просто добровольно переводит средства на нужды фонда, то фонд во многом свободен в расходовании этих средств. Понятие уставной деятельности может трактоваться довольно широко, — заметил Сергей Пашин.
Московское управление Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) направило Алексею Навальному предупреждение, что его неявка может быть расценена как уклонение от обязательного контроля. Ведомство обратило внимание, что в публикации «The Lancet» говорится о полном выздоровлении Навального к 12 октября.
Добровольное возвращение
Таким образом, в России политика может ждать уголовное преследование, тогда как дело о его возможном отравлении так и не было возбуждено. Но стоит ли возвращаться? Бывший судья Сергей Пашин считает, что невозбуждение дела по факту отравления выглядит, как минимум, странно, если не сказать противозаконно.
— Отказать в возбуждении уголовного дела можно, если прошел 30-суточный срок с момента первого сообщения и было точно установлено, что это не преступление, — считает Пашин. — Если же есть основания полагать, что это было преступление, надо эту версию после 30 суток развивать следственным путем — то есть дело все равно надо было возбудить. Отсутствие информации не является основанием для отказа от возбуждения уголовного дела — если информации нет, ее нужно добыть. В том случае, когда в течение двух месяцев подозреваемых найти не удается, расследование можно приостановить и возобновить, если появятся факты.
Экстрадиция в Россию
РИА «Новости» со ссылкой УПК РФ сообщает, что следствие может ходатайствовать об объявлении Алексея Навального в международный розыск по линии Интерпола.
— Теоретически, Алексея Навального действительно могут объявить в международный розыск и добиваться его экстрадиции в Россию. Это не быстрый процесс, — заметил Пашин.
Эмиграция
Учитывая инцидент с отравлением и риск уголовного преследования на родине, мало кто осудит непримиримого оппозиционера за решение искать убежище за границей. Однако в России эмиграция равносильна совершению политического самоубийства.
— Если Навальный не вернется, то станет эмигрантом, политическое значение которых обычно снижается, — уверен политолог Алексей Макаркин.
«Груз 200»
Если полагать, что Алексея Навального действительно хотели отравить российские спецслужбы — на этой версии настаивает сам оппозиционер — или верить версии некоторых провластных экспертов, считающих, что политик либо сам себя отравил, либо пал жертвой западных спецслужб, то можно предположить, что стремясь реабилитировать себя за неудачную попытку, заинтересованные лица предпримут еще одну более надежную попытку.
* Минюст в 2019 году включил некоммерческую организацию «Фонд борьбы с коррупцией» в список иностранных агентов, получающих деньги из-из рубежа