Россия «будет по-другому выстраивать свои действия», если Париж и Берлин не заставят Киев выполнять Минские соглашения и договоренности «нормандского формата» по Донбассу. Такое заявление сделал министр иностранных дел России Сергей Лавров.
Глава МИД РФ 18 января провел пресс-конференцию, на которой подвел итоги деятельности российской дипломатии в 2020 году. И прокомментировал, в том числе, отсутствие прогресса в вопросе урегулирования конфликта на юго-востоке Украины.
По мнению Лаврова, главная причина подобного положения вещей заключается в том, что Германия и Франция просто не способны (или не хотят) повлиять на своих подопечных в Киеве. Как результат: Украина не только седьмой год саботирует выполнение взятых на себя обязательств, но и пытается изменить их в свою пользу. Хотя после единогласного одобрения минских договоренностей Совбезом ООН, они, как напомнил министр, «стали частью международного права».
Поэтому, как отметил Лавров, для него важно понять ход мыслей немцев и французов, которые вместе с Россией выступают гарантами реализации этих соглашений. А именно, почему на многочисленные призывы российской стороны (в том числе, в виде писем главы МИД РФ) «урезонить и образумить киевских представителей», они, по его выражению, «просто уходят в тень, под корягу и ничего публичного не произносят».
Лавров, по сути, поставил западным партнерам ультиматум.
«Если установка — нельзя обижать страну, руководство Украины, с которой связана одна из надежд на сдерживание России, — заявил он, — тогда пусть нам так прямо и скажут. Тогда мы будем уже по-другому выстраивать свои действия на этом направлении».
Единственно, министр не пояснил, как именно в этом случае Россия изменит свою стратегию.
Своим мнением по этому вопросу с «СП» поделился руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог Игорь Шатров:
— Заявление Лаврова касается не только Киева, ситуации вокруг Донбасса, не только «нормандского формата» и отношений с Европой. Еще осенью, напомню, в интервью российским СМИ, глава МИД анонсировал подобного рода перемены — переход от оборонительной к наступательной внешней политике. И объяснил мотивы поведения РФ.
Россия долгое время старалась строго следовать нормам международного права. Эти нормы и приоритет Совбеза ООН, как верховного органа, отвечающего за вопросы мира и войны на планете, были для нас аксиомой. И мы до последнего старались действовать в логике архитектуры права, которая сформировалась после Второй мировой войны и более полувека сдерживает мир от глобальной катастрофы.
Наши партнеры, в первую очередь, западные, не стремились к соблюдению этих договоренностей. Постоянно находили какие-то отговорки и из этих договоров выходили.
При этом мы вели политику простую и понятную. Взаимодействовали с официальной властью. Не вмешивались во внутренние дела других государств. И надеялись, что в отношении нас будут точно такие же действия проводиться.
Иногда это выглядело наивно, что признал даже Лавров. Тем не менее, это было честно и справедливо — мы действовали по законам международного права.
«СП»: — Международное право еще существует?
— Оно существует, но времена, видимо, изменились. Никто не хочет (по крайней мере, первые мировые державы) следовать нашему примеру. Свою политику они выстраивают, исходя из собственных интересов, вообще не учитывая интересы других стран. Поступают так, будто на планете только они одни.
Мы вряд ли сможем перейти к политике такого рода. Потому что, если все начнут так действовать, это уже будет безумие, и новая мировая война неизбежна. Но, по крайней мере, Россия решила вести наступательную политику, и эта установка российскими властями уже артикулируется постоянно. Не только Лавровым, но и Путиным.
Россия готова наступать в тех вопросах, где она участвует как гарант международного права, гарант соблюдения мира на земле.
Мы видели, например, активное участие Москвы в процессе карабахского урегулирования. Когда стало ясно, что ситуация выходит за границы здравого смысла, когда в огромном количестве начали гибнуть люди, появились беженцы, Россия стукнула кулаком по столу, и война прекратилась в одну ночь. Стороны, которые до этого были непримиримы совершенно в своих подходах к решению этого конфликта, согласились с новым статус-кво.
Что же делать, если никто не мог вмешаться…
Вели переговоры, как известно, США и Франция, которые вместе с Россией являются сопредседателями Минской группы ОБСЕ по Нагорному Карабаху. У них не получилось. А Москва нашла аргументы, которые непримиримые стороны приняли. И пусть до конца ни армянские, ни азербайджанские интересы, по большому счету, не соблюдены, тем не менее, войну «до победного конца» не стал вести никто.
«СП»: — Главное, конечно, что люди перестали убивать друг друга…
— А самое главное, что гарантом этого являются не просто дипломаты, а российские миротворцы. В регионе появились российские военные, которые просто встали между двумя противоборствующими сторонами и, тем самым, исполнили миссию гарантов мира.
Что касается ситуации в Донбассе, то мы видим, что Минские соглашения украинской стороной полностью игнорируются.
В то же время, сейчас установилось некое затишье (по крайней мере, там не ведутся активные боевые действия, как это было в 2014—2015 годах). Но ищется любой повод, чтобы это затишье скатилось опять к войне. И только защитники ДНР и ЛНР, которые не отвечают на систематические провокации украинской стороны, каким-то образом сдерживают ситуацию.
Украинцы же наглеют. И они не получают никаких упреков, даже словесных, со стороны той же Франции и той же Германии. Речь о них, потому что они являются участниками «нормандского формата». Но мы не видим и не слышим этого участия.
Хорошо. Россия показала, как она может остановить войну. И, думаю, она готова повторить, в какой-то степени, вариант нагорно-карабахского урегулирования на Донбассе, и стать гарантом мира в полном смысле слова — например, введя туда миротворческий контингент.
«СП»: — В случае Нагорного Карабаха это стало результатом договоренностей лидеров Армении, Азербайджана и России. Здесь на основании чего?
— Понятно, что, в соответствии с нормами международного права, необходимо, чтобы об этом попросили две стороны — Украина и ЛНДР. Но Киев, как мы видим, вообще не собирается вести переговоры. Поэтому российские миротворцы там могут появиться, например, даже без согласия Украины — для защиты мирных граждан ЛДНР. В данном случае, они будут выполнять гуманитарную миссию, просто спасая жизни этих людей.
Я не говорю, что это решение принято на уровне политического или военного руководства страны. Но предлагаю рассмотреть один из сценариев. Он может быть таким.
Но может быть и другой. Допустим, можно начать склонять Украину к исполнению Минских соглашений посредством каких-то достаточно жестких санкционных мер, в конце концов.
То есть, надо не церемониться и действовать всеми методами, которые практикуют другие державы, когда речь идет об их собственных интересах. А в данном случае речь идет не столько об интересах России, сколько об интересах мирных граждан республик Донбасса, вовлеченных в этот конфликт. Их интересы должны защищать. Но никто не защищает. Россия готова в эти процессы включиться.
Хватит смотреть на ситуацию через призму украинских интересов, чтобы, не дай бог, их не разозлить, не спровоцировать на что-то… Давайте смотреть через призму интересов Донбасса, его жителей и интересов России.
«СП»: — Поясните.
— Скажу еще раз — миротворцы. Это решается в один день. Просто завтра утром там оказываются российские войска — все. Они встают по границе, и больше боевых действий там не будет. Их не будет уже никогда.
О признание Донецка и Луганска речь на данный момент не идет. Но это в итоге приведет и к их признанию.
Вопрос очень сложный, на мой взгляд. Поэтому решать его должен президент РФ. Если он посчитает, это возможным, значит, так тому и быть. Понятно уже, что прекратить войну может только появление российских войск.
Конечно, это вызовет целый шквал новых санкций и обвинений. Сразу же. И они будут жесткие. Но, если мы все же пойдем на это, вполне возможно, это будет последняя попытка давить на Россию.
Опять же, Зеленский — не вечный. И политические предпочтения на Украине меняются — посмотрите, насколько увеличился электорат «Оппозиционной платформы». Западное экспертное сообщество вообще уже считает, что Украина проиграна — Западом проиграна. И, по большому счету, так и есть.
Понятно, что у кого в руках жезл Верховного главнокомандующего, тот определяет, быть ли украинских войскам в Донбассе или нет. Но ситуация меняется.
Скажу так: нам нужна вся Украина. Но дружественная Украина, а не огромная озлобленная территория рядом. Поэтому наша задача, способствовать тому, чтобы на Украине к власти пришли адекватные, как минимум, лояльные к России люди, которые строят свою политику не на антироссийской позиции, а на проукраинской. А проукраинская позиция, это не равно — антироссийская.
Нужны такие лидеры. И есть ощущение, что примерно через один-два президентских срока такие политики придут на Украине к власти.