Анонсированное объединение партий «Справедливая Россия», «Патриоты России» и политической партии «За Правду» ставит перед их членами и сторонниками, а также перед всеми голосующими на выборах гражданами несколько вопросов.
Первый вопрос. Соединить названия партий, штабы, организационные структуры можно. Но как интегрировать программные документы, особенно если программы в некоторых пунктах, мягко говоря, несхожи? В программе партии Захара Прилепина довольно сильна нота милитаристская, имперская, экспансионистская, что вполне органично, так как ЗА ПРАВДУ опирается на военное сословие, на патриотическую интеллигенцию, на довольно широкие круги активной и ориентированной на экспансию Русского мира молодёжи. А «эсеры», хотя и «левые» по экономической повестке, всегда тяготели к либерально-демократическому крылу.
В партии «Справедливая Россия» довольно много выходцев именно из «демократического» движения 90-х годов, того самого, которое с энтузиазмом разрушало «красную империю», СССР. Кстати, интересно, как они воспринимают альянс с Прилепиным? Некоторые «эсеры"-демократы из Санкт-Петербурга уже прокомментировали в том ключе, что они надеются на сохранение в своей партии плюрализма мнений. То есть они полагают, что отделение в Северной столице останется на прежних «демократических» позициях, и вроде бы это гарантирует им Сергей Миронов, пообещав сохранить персональный состав в региональном руководстве.
Незадолго до приглашения Захара Прилепина партия «эсеров» экспериментировала с Борисом Кагарлицким, леволиберальным радикальным марксистом. Похоже, что партию «нехило колбасит» — от Кагарлицкого к Прилепину. С другой стороны, любые попытки объединения на левом фланге перед выборами следует приветствовать. Лишь бы они удались.
Второй вопрос. Кто будет руководить объединённой организацией? Предполагалось, что лидером останется бессменный Сергей Миронов, а Захар Прилепин и Геннадий Семигин из «Патриотов России» станут сопредседателями. Правда, в последнем своём интервью Миронов понизил статус союзников до заместителей председателя. Миронов, однако, сказал и о том, что в каком-то «будущем», «возможно», партия выберет себе нового главу, например, Захара Прилепина. Это интересный поворот, но такого рода обещательные предположения не похожи на чёткие гарантии.
Российский менталитет таков, что партию во многом отождествляют с личностью руководителя. Поэтому, сколько бы иных организаций не вливалось в «Справедливую Россию», пока председателем партии остаётся Сергей Миронов, в глазах и умах населения она остаётся партией Миронова. Что получил от сделки слияния и поглощения Захар Прилепин, если у него заберут его собственную партию, в которой он был первым лицом, и взамен сделают его вторым или третьим «заместителем» в чужой партии? И как отнесутся члены и сторонники партии «За Правду», которые пришли в политику за Прилепиным, а в результате альянса оказались в партии Миронова?
Совсем другая ситуация складывается, если Миронов действительно, сразу или постепенно — но заявить об этом желательно до выборов, — отойдёт от руководства партией, передав руль Прилепину. Тогда Прилепин и его сторонники безусловно выиграют, так как получают в своё распоряжение действующую структуру парламентской партии. Выиграет и в целом левое крыло оппозиции. Да и вся политическая жизнь России оживёт. Троица глав оппозиционных партий Зюганов — Жириновский — Миронов осталась нам с прошлой эпохи и нуждается в обновлении. При этом за Председателем ЦК КПРФ стоит исторический опыт и авторитет компартии, разработанная идеология коммунистического движения, научный марксизм, а «вождизм» в КПРФ минимален и персоналии определяют только тактику, потому что стратегия задана самим смыслом политического существования коммунистов. Лидер ЛДПР, несмотря на то, что постарел, не утрачивает личной харизмы и специфического обаяния, к тому же без него партия просто перестанет существовать. А вот у Миронова, увы, не достаёт харизмы. Он старательно тянул свою лямку, но многие политологи отмечают, что бренд «Справедливой России» размывается, и не в последнюю очередь потому, что сам Миронов как-то не очень оппозиционен, хотя программа его партии предполагает вполне радикальные социально-экономические преобразования Локомотивом реформ лучше быть Прилепину, а не Миронову.
Третий вопрос. Как слияние политических партий «Справедливая Россия», «Патриоты России» и ЗА ПРАВДУ скажется на электоральных предпочтениях граждан России и на результатах голосования на выборах в Госдуму и в региональные парламенты осенью 2021-го года? Партии власти, «Единой России», наверняка хочется, как и в 2016-м году, получить подавляющее большинство депутатских мандатов, а то ещё и улучшить свой результат. Более гибкие варианты они не умеют рассматривать, будучи по натуре косными и туповатыми бюрократами, а не настоящими политиками, которые должны уметь работать с народом в любой сложной ситуации.
Но социологические замеры, проведённые самой властью, показывают, что за ЕР готовы голосовать только 30% избирателей. Ещё около 30% намерены голосовать за три оппозиционные парламентские партии — КПРФ, ЛДПР, СР. А где же остальные 40% населения? За кого они? Власть постарается приписать их голоса себе либо «сушить явку», делать так, чтобы они просто не пошли на выборы. Однако эти 40% - огромный резерв для оппозиционных партий, который может быть мобилизован правильной агитацией, каковая подразумевает не только лозунги, но и дела. Как говорят политологи, каналы коммуникаций вторичны, контент первичен.
Если на следующий после выборов день Россия узнает, что она, оказывается, проголосовала за ЕР 75% или 86% голосов, то это будет так непохоже на правду, что вообще никто не поверит. Дикторам на ТВ надо будет вколоть успокоительное, чтобы они рассказывали об этой новости, удерживаясь от смеха. Весьма возможно, что протест примет форму уличных бунтов. Недавние митинги показали, что потенциал уличной активности у населения есть, да ещё какой!
Мне кажется, что мы в КПРФ можем в общем и целом приветствовать создание новой объединённой партии на левом фланге оппозиции, справа от нас. Это как на фронте: всегда важно, чтобы рядом были надёжные соседи, такие, которые не струсят, не побегут. Иначе, как ты не стой на своём рубеже, а враг зайдёт в тыл. Я думаю, мы можем рассматривать «Справедливую Россию — За Правду» не как конкурента в электоральной борьбе, а как будущего союзника в парламентской коалиции левых партий, а победы союзников — это и наши победы.
Конкурентами КПРФ на левом фланге являются только фейковые партии-спойлеры, вроде «Коммунистов России», единственное предназначение которых — обмануть избирателя и утянуть процентик-другой голосов от КПРФ. Барьер они не пройдут, своих мандатов не получат, а избирательная математика так устроена, что их голоса будут приплюсованы к голосам ЕР. Таким образом, избиратель, голосующий за КР, отдаёт свой голос в копилку ЕР, вот и все дела.
После объединения партий Миронова, Семигина и Прилепина, возможно, часть «демократически» ориентированных избирателей отшатнётся к либерально-буржуазным оппозиционным партиям, которые будут широко представлены в избирательном списке. Зато другая когорта избирателей, граждане патриотических настроений, те, которые раньше за неимением лучшего отдавали свои голоса партии власти, теперь смогут проголосовать за новую партию СР-ЗП. Так что в итоге левая оппозиция выиграет.
Будучи реалистами, мы должны понимать, что партия власти скорее всего сохранит за собой относительное большинство в парламенте. Но мы имеем все шансы сформировать в Госдуме коалицию оппозиционных партий, которой будет принадлежать в сумме более половины депутатских мандатов. Что позволит нам провести нужные для экономических, социальных, налоговых реформ законы. Это и будет та самая мирная революция, которая так нужна нашей Родине. Это и есть единственный шанс спасти нашу Родину от кризисов, потрясений, мятежей и гибридной гражданской войны.