Регулирование цен на продукты питания грозит их дефицитом, говорится в докладе, опубликованном Счетной палатой РФ.
По мнению ведомства Алексея Кудрина, соглашения между правительством, ФАС и торговлей об ограничении роста цен на базовые продукты питания приведет к тому, что товарные потоки будут перенаправляться на экспорт или на склады в ожидании отмены заморозки цен. Также возможен ажиотажный спрос на продукты по сниженным ценам и рост цен после отмены ограничений.
Выкладки контрольного ведомства имеют несколько панический оттенок. Действия правительства стали прямым следствием реализации задачи, поставленной президентом РФ. На совещании по экономическим вопросам в конце 2020 года Владимир Путин отметил неприемлемый рост стоимости продовольствия по ключевым позициям — на десятки процентов и поручил впредь не допускать этого.
Нагнетание ситуации Счетной палатой вряд ли способно положительно повлиять на динамику цен. Над этим нужно работать. Так, к контролю цен на продукты подключилась ФНС, которая стала запрашивать у производителей и торговли прогноз изменения цен на значимые продукты. Речь идет о мясе, рыбе, молочных продуктах, сахаре, соли, чае, крупах, овощах и других базовых продуктах.
Хлеб и вовсе удостоился особого внимания правительства. Премьер-министр Михаил Мишустин ограничил вызов зерна из страны, установив размер экспортных пошлин на пшеницу, ячмень и кукурузу. На днях правительство пообещало регионам дотации на хлеб — 4,5 млрд рублей. Трансферты компенсируют производителям и торговле часть затрат и тем сдержит рост цен.
Среди других мер, рекомендация правительства региональным властям провести переговоры с поставщиками об ограничении цен на макароны, яйца и картофель. Оснований для резкого удорожания базовых продуктов нет, повторяют в кабмине. Похоже на административные методы, но что делать, если люди недовольны? Принятый недавно закон о госрегулировании это позволяет.
А люди недовольны. В середине января 2021-го на заметный рост цен на хлеб указали 35% респондентов ФОМ против 19% в марте. Доля граждан, ощутивших подорожание яиц выросла с 16 до 44%, крупы и макаронных изделий — с 12 до 24%. На дорогое растительное масло и сахар в январе жаловались 47−49% опрошенных против 8−9% в марте 2020-го.
Видимо, этот тревожный сигнал и беспокоит Путина. В год выборов, в условиях падения реальных доходов населения уже шестой год подряд, контроль за ценами на продукты становится политическим вопросом. Акцент Кудрина на возможном дефиците продовольствия в стране из-за мер по ограничению цен в такой момент выглядит двусмысленно.
Своим пониманием ситуации с «СП» поделился гендиректор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев.
— Дотации дефицит продуктов не создадут. А вот регулирование цен, как показывает история, может. Потому что может сложиться ситуация, при которой продавцу будет невыгодно продавать. Когда во Франции при Робеспьере установили максимум цен, Париж начал голодать. Продуктов не стало меньше, но крестьяне решили, что нет смысла тратить силы и время на их перевозку в город.
Счетная палата, которая у нас сейчас очень либеральная, этот тезис абсолютизирует. Говорит, что будет только так. Но цены на продовольствие можно зарегулировать на разных уровнях. Если уж регулировать, то так, чтобы продажа товара оставалась рентабельной для продавца. Тут нужны внимательные расчеты. Это конечно не рыночные методы, но так тоже можно.
В действительности цены определяются не государством, а конкурентной борьбой компаний между собой. У нас в производстве и ритейле крупные концерны, давно тяготеющие к картельной деятельности. А кроме того, у нас большая страна. И поэтому упрощенная схема в стиле Счетной палаты — у нас товаров много и поэтому цены не будут расти — не работает.
«СП»: Поясните, пожалуйста…
— У нас еще при Брежневе в принципе было все, но в конкретном магазине почти ничего не было. Страна то большая. В один магазин могли завезти много штанов, а в другой много пиджаков…
Беда в том, что российский рынок не общенациональный, а региональный. В больших регионах (Татарстан, например) конкуренция может быть способом регулирования цен. А если регион небольшой, соседям везти товар неинтересно. Приходится ориентироваться на свое производство. Какая конкуренция, если товаров меньше, чем людей?
Общенациональный рынок предполагает дешевые перевозки. Если на одном краю страны чего-то не хватает, предприниматель везет товары туда, потому что ему выгодно там продать. А у нас перевозки дорогие, транзит — процесс муторный, Транссиб забит на годы вперед. Это разделяет общий рынок на региональные его части. И там изобилия нет, поэтому конкуренция не работает.
Поэтому возникает объективная необходимость в регулировании. Но это надо делать очень осторожно. Можно так зарегулировать, что все умрет. Об этом и предупреждает Счетная палата. Если все будет совсем дешевым, то остановится производство и на рынок поставки прекратятся, потому что себе в убыток никто работать не станет.
«СП»: Спасибо, конечно, Счетной палате за предупреждение. Но как ее прогнозная активность последнего времени согласуется с ее задачами? Эти прогнозы публичны и зачастую противоречат оценкам других ведомств. И даже могут сеять панику среди населения. Вам, как экс-сотруднику администрации президента, это, возможно, яснее…
— Нынешний руководитель Счетной палаты — Алексей Кудрин — фигура политическая. И он высказывает свою политическую позицию через прогнозы и другие документы своего ведомства. Скорее всего такие прогнозы были всегда, но они предназначались строго для правительства и парламента. А теперь они становятся еще и предметом общественного обсуждения. Кудрин не просто оценивает экономику с позиции либерального экономиста. Он — первый председатель Счетной палаты, который считает возможным иметь активную личную политическую позицию.
О причинах трудностей борьбы с ростом цен на базовые продукты нам рассказала директор Института аграрного маркетинга, руководитель информационно-аналитического департамента Российского зернового союза Елена Тюрина.
— Меры, принимаемые в последнее время, можно отнести к категории оперативных. Они вызваны изменениями на рынке, которые уже случились. То есть увидев рост цен, например, на растительное масло или сахар, регулятор принимает решение по сдерживанию цены «на полке» (магазина).
Но по тому же маслу рост цен легко прогнозировался. У нас очень хорошо пошел экспорт. Все крупные производители масла заинтересованы в этом. Поэтому на внутреннем рынке предложение сокращается, что приводит к росту цен. То же самое с сахаром. Аналогично по зерну — 50 процентов выращиваемой пшеницы мы экспортируем. Уже в начале сезона было ясно, что спрос будет высоким, потому что ЕС и Украина сократили сбор.
Хотя регулярный мониторинг и оценка ситуации позволяет оценить будущие проблемы на рынке и принимать решения не оперативно, а более взвешенно и даже с опережением событий. Но это отчасти ограничение экспорта. Возникает конфликт интересов между внутренним потребителем и экспортером. У нас есть проект развития АПК, на него государством возлагаются большие надежды и поддержка экспортерам оказывается широкая и разнообразная.
«СП», Да, экспортерам продовольствия удалось впечатлить власти объемами экспорта, превосходящими даже экспорт вооружений, и добиться для себя стимулов. Но теперь внакладе внутренний потребитель…
— Поддержка внутреннему рынку оказывается, но в меньшей степени. Последний пример — в декабре выделены 2,9 млрд рублей мукомолам на закупку зерна и 1,8 млрд рублей хлебопекам на дотации на килограмм производимой продукции. Это впервые за последние 10 лет.
Причина — возникшие диспропорции на рынке. Зерно подорожало примерно на 40 процентов, мука всего на 23 процента, а хлеб на 7−10 рублей. Но хлеб — социально значимый товар. Производители хлеба оказались в конце цепочки ценообразования и начали работать себе в ущерб. Слава богу, что власти их услышали и приняли меры.
Надо понимать, что производитель всегда будет стремиться продать дороже на внешнем рынке, а не дешевле на внутреннем. Поэтому регулирование должно быть сбалансированным. Возможно, параллельно с квотой на экспорт производителю надо давать квоту на продажу на внутреннем рынке. А по пшенице, которая не конечный продукт, стимулировать экспортеров инвестировать в ее производство.