Новая администрация Байдена с первого дня ясно дала понять, что будет проводить враждебную и агрессивную политику в отношении Российской Федерации Владимира Путина. Политика, лежащая в основе этой позиции, не имеет ничего общего с какими-либо грязными поступками, которые путинская Россия могла или не могла совершить против Запада. Это не имеет ничего общего с абсурдными утверждениями о том, что Путин отравил проамерикански настроенного диссидента Алексея Навального смертоносным нервно-паралитическим веществом «Новичок». Это связано с гораздо более глубокой повесткой дня глобалистских власть имущих. Именно эта повестка дня и продвигается сейчас.
Выбор президентского кабинета Джо Байденом говорит о многом. Вот его ключевые избранники в сфере внешней политики: Тони Блинкен в качестве государственного секретаря и Виктория Нуланд в качестве заместителя (второго — С.Д.) государственного секретаря по политическим вопросам; Билл Бернс в качестве главы ЦРУ; Джейк Салливан в качестве советника по национальной безопасности; Аврил Хэйнс в качестве директора Национальной разведки. Все они выходцы из администрации Обамы-Байдена, и все они тесно работали друг с другом. Кроме того, все видят в России — а не в Китае — главную угрозу безопасности глобальному господству Соединенных Штатов.
В качестве кандидата Джо Байден часто заявлял об этом. Его ключевые внешнеполитические решения подчеркивают, что центр внимания администрации Байдена — независимо от того, насколько он в хорошей форме, — будет смещаться с угроз со стороны Китая на угрозы со стороны путинской России. Глава ЦРУ Байдена — Билл Бернс — бывший посол в Москве и бывший заместитель госсекретаря во время государственного црушного переворота Обамы на Украине в 2014 году. Примечательно, что когда Бернс покинул госдеп в ноябре 2014 года, его сменил Тони Блинкен, ныне госсекретарь. Сообщалось, что именно Блинкен сформулировал ответ госдепартамента США на аннексию Крыма Россией.
Все отобранные Байденом однозначно едины в том, чтобы обвинять Россию Путина во всем — от вмешательства в американские выборы в 2016 году до недавнего взлома государственного компьютера SolarWinds и всех других претензий, выдвинутых против России в последние годы — вне зависимости от того, доказаны они или нет.
Однако для определения того, что же новая администрация Байдена и американские спецслужбы готовят в отношении Путина и России, лучшим показателем является выдающаяся роль, отводимая Виктории Нуланд. Она — человек, который вместе с тогдашним вице-президентом Джо Байденом руководил политической стороной государственного переворота США на Украине в 2013−14 годах. Нуланд опозорилась, когда был предан гласности прослушанный телефонный разговор между ней и послом США в Киеве во время акций протеста на Майдане. Тогда она сказала послу Джеффри Пайетту относительно предпочтений ЕС в отношении нового украинского режима: «К черту ЕС!» Ее муж Роберт Каган — печально известный вашингтонский неоконсерватор.
Покинув государственный аппарат после избрания Трампа в 2016 году, Нуланд стала старшим советником в Albright Stonebridge Group, возглавляемой бывшим госсекретарем Клинтона Мэдлин Олбрайт, которая также является председателем Национального фонда в поддержку демократии (National Endowment for Democracy, NED), филиала Национального демократического института (National Democratic Institute). После 2016 года Нуланд также вошла в состав Совета директоров NED, поддерживая тесный контакт с операциями NED по смене режима в разных странах (regime change operations — С.Д.) Она — эксперт по России (свободно говорит по-русски) и специалист по свержению режимов.
В качестве помощника госсекретаря Обамы по вопросам Евразии и Европы в 2013 году Нуланд тесно сотрудничала с вице-президентом Джо Байденом, чтобы привести к власти Арсения Яценюка в результате государственного переворота на Украине — дружественного по отношению к США и враждебного по отношению к России. Она в течение нескольких месяцев поддерживала протесты против режима избранного президента Украины Виктора Януковича, чтобы добиться его отставки после его решения присоединиться к российскому Евразийскому экономическому союзу. Основатель частной разведывательной группы Stratfor Джордж Фридман в одном из интервью сразу после государственного переворота в Киеве в феврале 2014 года назвал его «самым ужасным и бесстыдным переворотом в истории (США)».
В важной статье, опубликованной в журнале нью-йоркского «Совета по международным отношениям» (Council on Foreign Relations, CFR) в августе 2020 года, Нуланд описала наиболее вероятную стратегию США по ведению подрывной деятельности против России в ближайшие месяцы. Она жалуется, что «установилось смирение по поводу состояния американо-российских отношений, и американцы потеряли уверенность в своей способности изменить правила игры». Другими словами, она хочет «изменить игру» с Путиным. Она настаивает на том, что за последние 12 лет «Россия нарушала договоры о контроле над вооружениями; создала новое дестабилизирующее оружие; угрожала суверенитету Грузии; захватила Крым и значительную часть Донбасса; и поддерживала деспотов в Ливии, Сирии и Венесуэле. Она использовала кибероружие против иностранных банков, электрических сетей и государственных систем; вмешивалась в зарубежные демократические выборы; и убивала своих врагов на европейской земле».
Далее она говорит, что неоднократные экономические санкции США в отношении отдельных российских банков и компаний, а также сторонников Путина мало что сделали для изменения российской политики. Она также утверждает, что «санкции США и их союзников, хотя поначалу были болезненными, стали „дырявыми“ и немощными из-за чрезмерного использования и больше не производят впечатление на Кремль».
Но Нуланд предполагает, что путинская Россия сегодня уязвима как никогда за последние 20 лет: «единственное, что должно беспокоить российского президента, это настроение внутри России. Несмотря на то, что власть Путина распространяется на зарубежные страны, 20 лет неспособности инвестировать в модернизацию России, возможно, настигнут его. В 2019 году рост ВВП России составил 1,3 процента. В этом году пандемия коронавируса и свободное падение цен на нефть могут привести к значительному экономическому спаду … Российские дороги, рельсы, школы и больницы разрушаются. Его граждане стали проявлять беспокойство, поскольку обещанные расходы на инфраструктуру так и не появляются, а их налоги и пенсионный возраст растут. Коррупция по-прежнему процветает, а покупательная способность россиян продолжает снижаться.
В своей статье для «Совета по международным отношениям» Нуланд выступает за использование «Facebook, YouTube и других цифровых платформ … нет таких причин, по которым Вашингтон и его союзники не должны с большей готовностью дать Путину некоторую дозу его собственного лекарства в России, сохраняя при этом такую же возможность правдоподобно отрицать свою причастность.» Она добавляет, что, поскольку россияне широко используют Интернет и он в значительной степени открыт, «несмотря на все усилия Путина, сегодняшняя Россия более проницаема. Молодые россияне гораздо чаще потребляют информацию и новости через Интернет, чем через спонсируемые государством телевидение или печатные СМИ. Вашингтону следует попытаться оказывать больше влияния на них там, где они есть — в социальных сетях „Одноклассники“ и „ВКонтакте“; в Facebook, Telegram и YouTube; и на множестве новых возникающих русскоязычных цифровых платформ».
Примерно в то время, когда Нуланд представила свою статью в журнале Foreign Affairs в июле-августе, Алексей Навальный находился в Берлине, якобы оправляясь от того, что, по его утверждениям, было попыткой путинской спецслужбы убить его высокотоксичным нервно-паралитическим веществом «Новичок». Навальный — оппозиционер, получивший образование в США, который в 2010 году был стипендиатом Йельского университета, — на протяжении уже более десяти лет пытался организовать сильную базу своих сторонников. Было документально подтверждено получение им денег от нуландовского Национального фонда в поддержку демократии. Основатель этого фонда в 1990-х годах описал его в качестве делающего «то, что делало ЦРУ — но в частном порядке». В 2018 году, по данным National Public Radio*, в США у Навального было более шести миллионов подписчиков на YouTube и более двух миллионов подписчиков в Twitter. Сколько из них — боты, которых оплачивает американская разведка, неизвестно. Сейчас, через пять месяцев после ссылки в Берлин, Навальный смело возвращается (в Россию — С.Д.), где, как он знал, ему грозит тюремное заключение по прошлым обвинениям. Очевидно, что это было четким расчетом его западных спонсоров.
Государственная неправительственная организация США, ставящая целью смену режима методом цветной революции, NED, в статье, опубликованной 25 января, повторяет призыв Нуланд к дестабилизации Путина с помощью социальных сетей. Сообщая об аресте Навального в Москве всего за три дня до инаугурации Байдена, NED заявляет, что «создав модель партизанской политической войны для цифровой эпохи, Навальный выявил полное отсутствие воображения и неспособность режима…». Они добавляют, что «Путин находится в „Уловке-22“ — если Путин убьет Навального, это может привлечь больше внимания к этой проблеме и усугубить беспорядки. Если Путин оставит Навального в живых, то Навальный останется в центре сопротивления, независимо от того, сидит он в тюрьме или нет… После отравления Навальный перехитрил на каждом шагу Путина. Для него это становится немного унизительно».
После предполагаемого неудачного отравления в августе на Дальнем Востоке России российское правительство разрешило Навальному вылететь в Берлин для лечения. Это — странный поступок, если бы Путин и российская разведка действительно хотели его смерти. То, что явно произошло за прошедшие пять месяцев в изгнании, предполагает, что возвращение Навального было профессионально подготовлено неназванными специалистами по смене режима западной разведки. Кремль утверждал о наличии разведывательных данных, которые показывают, что Навального непосредственно наставляли в изгнании специалисты ЦРУ.
После ареста Навального в Москве 17 января его антикоррупционная неправительственная организация выпустила на канале Навального вводящий в заблуждение документальный фильм на YouTube. В нем, якобы, показан огромный, предположительно принадлежащий Путину, дворец на берегу Черного моря, снятый с помощью беспилотника, что является немалым достижением. В видеоролике Навальный призывает россиян в знак протеста против коррупции выступить против «дворца Путина» стоимостью в миллиард долларов.
Навальному, которого явно поддерживают опытные американские специалисты по информационной войне и группы — такие как NED, — скорее всего, порекомендуют создать движение. Его целью будет бросить вызов кандидатам от партии «Единая Россия» на сентябрьских выборах в Думу, на которых Путин кандидатом не является. Ему даже была предложена новая тактика, которую он называет стратегией «умного голосования». Эта тактика является фирменным знаком NED.
Стивен Сестанович, эксперт по России нью-йоркского Совета по международным отношениям и бывший член правления NED, предложил вероятный план игры новой команды Байдена. 25 января Сестанович написал в блоге CFR: «Режим Путина остается сильным, но общенациональные протесты в поддержку Алексея Навального — самый серьезный вызов ему за последние годы. Лидер оппозиции Алексей Навальный демонстрирует политическое творчество и тактическое мастерство, с которыми Путин ранее не сталкивался. Если протесты продолжатся, то они могут выявить уязвимые места его многолетней власти». Это произошло через два дня после общероссийских протестов с требованием освобождения Навального из тюрьмы. «Своим смелым решением вернуться в Москву и выпуском широко просматриваемого видеоролика, якобы разоблачающего коррупцию режима, Навальный показал себя способным и творческим политическим деятелем — даже из тюрьмы. Возможно, самым грозным противником, с которым сталкивался Путин», — написал он. «Стратегическая изощренность команды Навального подчеркивается как ее видео-релизом, так и — до этого — разоблачениями сотрудников Федеральной службы безопасности (ФСБ), которые отравили его прошлым летом».
Явное решение команды Байдена назначить бывшего посла в Москве главой ЦРУ, а Викторию Нуланд — на третье место в госдепартаменте, — наряду с другими его назначениями в разведке, указывает на то, что в будущем дестабилизация России будет главной целью Вашингтона. Как радостно выразился NED, «арест Навального за три дня до инаугурации Байдена, как отмечает бывший посол США в России Майкл Макфол, имеет все предпосылки для создания „первого внешнеполитического кризиса Байдена“. Что бы ни было в их документах периода транзита власти, теперь для них главное это».
Причина, однако, не во внутренней коррупции ближайшего окружения Путина — правда это или нет. Байдену на это наплевать. Скорее, дело в самом существовании при Путине России как независимого суверенного государства, которое пытается защитить свою национальную идентичность — будь то военная оборона или защита традиционно консервативной российской культуры. С тех пор, как в 1990 году в период администрации Буша при поддержке NED была проведена поддерживаемая Соединенными Штатами дестабилизация Советского Союза. Политика НАТО и влиятельных групп финансовых интересов, стоящих за НАТО, заключалась в том, чтобы раздробить Россию на многие части, разрушить государство и разграбить то, что останется от ее огромных сырьевых ресурсов. Это — то сообщение, которое теперь ясно посылает новая команда Байдена.
Автор: Фредерик Уильям Энгдаль — Frederick William Engdahl; — американский экономист (консультант по стратегическим рискам), независимый журналист, писатель, лектор и политолог; автор ряда известных книг и исследований. Окончил Принстонский университет (США) по специальности «Политика», докторскую степень в области сравнительной экономики получил в Университете Стокгольма (Швеция) и более 30 лет работает в сфере геополитики. Регулярно выступает в интернет-журнале «New Eastern Outlook».
Перевод Сергея Духанова. Публикуется с разрешения издателя.
* Крупнейшая некоммерческая организация, которая собирает и затем распространяет новости с 797 радиостанций США. Финансируется за счёт пожертвований слушателей.