Джули Фишер, недавно назначенная на пост главы дипмиссии США в Минске, провела встречу с экс-кандидатом в президенты Белоруссии Светланой Тихановской. Соответствующая информация опубликована на официальном аккаунте американского посольства в Twitter.
При этом до Белоруссии г-жа Фишер еще даже не добралась, поскольку с 1 по 8 февраля у нее в планах посещение некоторых европейских столиц. Где, как следует из заявления дипмиссии США в Минске, она «встретится с партнерами из правительств, академических кругов и гражданского общества, чтобы обсудить их усилия и способы совместной работы в поддержку стремлений белорусского народа сохранить суверенитет и независимость, а также укрепить демократию и процветания».
В Варшаве дипломат уже тесно пообщалась с Павлом Латушко, главой созданного белорусской оппозицией Народного антикризисного управления (НАУ). Обсудили белорусский кризис и американо-белорусские отношения.
А 4 февраля Фишер удостоилась аудиенции у домохозяйки Тихановской, имеющей, как известно, «мандат» на власть в Белоруссии от литовского руководства. Встреча, судя по всему, тоже состоялась в Литве, где Тихановская нашла пристанище после неудавшейся избирательной кампании на родине.
О сути разговора почти ничего не известно.
Как отмечается в ТГ-канале экс-кандидата, Тихановская заявила, что для нее большая честь приветствовать нового посла США в Белоруссии. И подчеркнула, что «дружба с США имеет очень большое значение для белорусского народа и его стремления к демократическому будущему».
В свою очередь, Фишер подтвердила, что «Соединенные Штаты будут продолжать защищать народ Белоруссии и всех людей, которые сталкиваются с огромной жестокостью при осуществлении своих основных свобод».
Иные подробности встречи не приводятся.
Однако на фоне этих обоюдных политесов не лишним будет вспомнить опубликованный в прошлом месяце доклад Атлантического совета (Atlantic Council) «Байден и Беларусь: стратегия для новой администрации».
В нем американские эксперты, моделирующие внешнеполитический курс США, рекомендовали новому президенту «содействовать росту демократического движения» в Белоруссии, укрепить позиции Тихановской и ослабить поддержку действующего лидера страны Александра Лукашенко. Кроме того, назначенной на пост посла Фишер, они предложили прибыть в Минск, но не вручать белорусскому президенту свои верительные грамоты.
Как на все это отреагирует теперь белорусское руководство, большой вопрос. Ведь в этом политико-дипломатическом «бэкграунде» — недвусмысленный намек на то, что Вашингтон, в том числе, через своего нового посла, намерен «мутить воду» в республике и дальше, причем, любыми средствами…
Прокомментировать ситуацию «СП» попросила замдиректора Института стратегических исследований и прогнозов РУДН Павла Фельдмана:
— Такое турне вполне закономерно в контексте американской внешней политики. Потому что представитель США в белорусской республике все равно будет опираться на прибалтийские страны, как на главных агентов влияния Вашингтона на территории Восточной Европы. И в данном случае встреча с Тихановской, которая находится в Литве, тоже вполне себе закономерна — американские послы всегда устанавливают контакты с представителями оппозиции, в том числе, находящимися в изгнании.
Не думаю, что Лукашенко подобного рода дипломатические реверансы могут удивить. Или обозлить. Потому что это ожидаемый ход. Штаты хоть и признали де-факто Лукашенко в качестве действующего главы Белоруссии, но де-юре эти выборы не считают легитимными, и будут стараться раскачивать ситуацию при поддержке разного рода оппозиционных лидеров.
С другой стороны, давление на Белоруссию будет продолжать усиливаться, потому что, к сожалению, — этого факта отрицать нельзя — белорусские власти действуют крайне жестко. И, что самое печальное, иногда эти действия носят совершенно неоправданный, раздражительный для народа характер.
Так что, в крайнем случае, Лукашенко может американского посла просто не пустить к себе. Но, опять-таки, я считаю этот сценарий крайне маловероятным.
Потому что самый тяжелый кризисный момент для белорусского руководства прошел. Теперь он может попытаться (не знаю, насколько у него это получится) вернуться к старому сценарию своей многовекторной политики и нащупать какие-то точки мирного соприкосновения интересов с Западом.
«СП»: — Что будет, если Фишер все-таки последует совету и не передаст Лукашенко верительные грамоты?
— Как американский дипломат она может присутствовать на территории республики. Другой вопрос, что процедура верительных грамот, это не какое-то символическое мероприятие, а наделение посла статусом официального представителя того или иного государства в зарубежной стране.
И если она не пройдет эту процедуру, то тогда правительство Белоруссии не имеет никаких документальных оснований для того, чтобы расценивать заявления Фишер, как позицию США. Фактически, в данном случае, она не будет обладать никакими полномочиями, никакой юридической и дипломатической защищенностью.
Не исключаю, что она может пойти на это в качестве демонстративного жеста. Но отношение к ней тогда со стороны официального Минска будет соответствующее. Возможно, ей разрешат присутствовать на территории страны, но слушать ее, допускать к внутриполитическим процессам, обсуждать с ней внешнюю политику Белоруссии никто не будет.
«СП»: — А чего, в принципе, ждать Белоруссии от президентства Байдена?
— Если рассматривать администрацию Байдена как логических продолжателей дела Обамы, то, скорей всего, они вернутся к стратегии дестабилизации государств постсоветского пространства, окружающих РФ.
Ведь то, что белорусская «революция» в августе-сентябре не завершилась победой оппозиции, это как раз заслуга, с одной стороны, России, а с другой — Трампа. Он не был вовлечен в эти события. И не оказывал какого-то явного содействия протестующим, как тот же Обама в 2013—2014 гг. помогал совершению госпереворота на Украине.
Сейчас, наверное, новая администрация Белого дома будет всячески усиливать давление на Минск. Но дело в том, что кроме внешних санкций никаких других инструментов для дестабилизации ситуации нет. Белоруссия закрыла от Запада свое политическое пространство. Ограничила деятельность разного рода НКО и СМИ, которые могли бы выступать проводниками американских интересов.
Белоруссия не боится персональных санкций, потому что у её силовой и политической элиты нет имущества ни в Европе, ни в США. С этой стороны на них сложно надавить.
И вообще будущее Лукашенко в значительной степени зависит не от действий Соединенных Штатов, а от России и от его нацеленности на построение настоящего Союзного государства, как было предусмотрено соответствующими договоренностями.
Так что Вашингтон здесь, на мой взгляд, уже не играет решающей роли — момент, когда они могли свергнуть Лукашенко, упущен.
По мнению политолога, шеф-редактора портала «СОНАР-2050» Семена Уралова, США продолжат играть на подрыв государственности Белоруссии, независимо от того, кто будет президентом — Лукашенко или не Лукашенко:
— Никакого значения это не имеет. Эту стратегию они реализуют со времен Советского Союза — т.е. ослабление управляемости, крах государственности, и последующий раскол с переходом под внешнее управление. И в этом смысле, я сомневаюсь, что у посла Фишер будут какие-то иные цели, задачи и стратегия.
Что вообще собой представляет фигура посла США в большинстве постсоветских республик? Это — «коммуникатор» между элитами и теми «сетями» влияния, которые выстраиваются на Западе, и потом как бы управляются.
Эти сети живут сами по себе, но резонируют, когда в них вбрасывают сигнал. В Белоруссии сети широки. Их никто не отменял. И в нужный момент они могут быть снова задействованы.
Поэтому проблема не в после США, а в том, что нужно выкорчевать всю эту инфраструктуру.
Но на это белорусское руководство вряд ли пойдут. Поскольку с нее кормится значительная часть, в том числе, кое-кто внутри власти. И там присутствуют интересы многих стран. Есть сети, которые ориентируются на Литву. Есть, работающие на Польшу и на Германию. Там огромное количество разных фондов и всего остального…
И этому всему нужна просто политическая «крыша». А посол США чаще всего выступает такой политической «крышей».
Напомню, в той же Молдавии, например, олигарха Плахотнюка удалось отстранить только после того, как с ним пообщался американский посол Хоган. То есть, схема понятна…
«СП»: — Думаете, Лукашенко ничего не предпримет, оставить все, как есть?
— Не следует забывать, что потепление отношений между Минском и Вашингтоном началось еще до всех этих событий. И меня, конечно, удивляет, почему не пересмотрен этот курс. Ведь очевидно, что поляки и литовцы, это всего лишь исполнители, а дирижеры находятся в другой стране.
И то, что Белоруссия до сих пор не пересмотрела свою стратегию в отношении главных вредителей, мне непонятно. Это является свидетельством того, что внутри белорусских политических элит выводов о причине текущего кризиса и о возможных последствиях так и не сделали.
А Запад не просто играет в смену режима. И не только в Белоруссии. Он нацелен на изменение общественных настроений — в первую очередь, в молодом поколении. И играет в долгую.