
Разговор с верховным представителем ЕС по внешней политике и политике безопасности Жозепом Боррелем был трудным, но профессиональным. Об этом 11 февраля заявил постоянный представитель России при Евросоюзе Владимир Чижов. При этом он не согласился с его словами о том, что отношения стран «достигли дна».
«Хотя господин Боррель, изменив, похоже, свои формулировки по пути из Москвы в Брюссель, говорит, что наши отношения „достигли дна“, я думаю, что это в значительной мере преувеличение. Разговор в Москве был трудный, в первую очередь для наших партнеров. Но, с другой стороны, он был безусловно откровенным, и, думаю, никто из участников не будет отрицать, что в конечном итоге он был высокопрофессиональным», — сказал Чижов.
Он сообщил, что по некоторым темам позиции Москвы и Брюсселя близки, но обсуждалось и то, что «нас на сегодняшний день разделяет». «Боррель, даже в условиях откровенной истерики, с которой ему пришлось столкнуться во вторник в Европарламенте, эту позицию подтвердил», — сказал Владимир Чижов.
Напомним, представитель ЕС был с визитом в Москве 4−6 февраля. По итогам визита Боррель заявил, что в Москве состоялся «открытый и честный диалог». В ЕС его раскритиковали за недостаточную жесткость. Позже он заявил в Европарламенте, что выступает за расширение санкций против России. По его словам, Россия не оправдала ожиданий, так и не став «современной демократией».
Как сильно испортятся наши отношения с ЕС, чем это грозит России?
— Отношения с Западом, безусловно, испортятся, но несильно — просто потому, что они и так находятся в низшей точке, — считает юрист-международник, доцент РАНХиГС Кира Сазонова. — Отношения стабильно плохие, но при этом у нас огромное количество совместных проектов в торгово-экономическом плане — прежде всего, «Северный поток-2». Нам все равно придется коммуницировать с европейцами к взаимному неудовольствию. Тем не менее, делать это придется — с Навальным или без него.
Команда Навального делает ставку на внешнеполитическое сопровождение в период его нахождения в колонии, считает Сазонова.
— Методично будет разрабатываться повестка по апробированным сценариям: неслучайно недавняя встреча Ашуркова и Волкова была организована спецпредставителем от Польши. Мы видим, Варшава играет активную роль — как и при попытке организации «цветной» революции в Беларуси, так теперь в России. Плюс Прибалтика и Украина — эти страны будут пытаться продвигать антироссийскую повестку в Совете Европы и ПАСЕ. Но считаю, здоровый рационализм европейцев возобладает — нам вместе жить, и нет смысла из-за одного человека портить отношения, которые выстраивались годами.
Немецкий политолог, научный директор «Германо-российского форума» Александр Рар полагает, что есть опасность полного разрыва отношений с Европой.
— Конфликты по линии РФ-ЕС множатся и нарастают, причем кульминация не пройдена, — говорит Рар. — Принципиально для Запада политика либеральных ценностей — защита прав человека — важнее, чем экономические проекты. Вместе с тем, Запад слишком слаб, что ставить условия большим державам — Индии, России, Китаю. В ЕС это начинают осознавать. Появляются мудрые головы в Европе, которые говорят, что надо исходить из общих интересов. Мир становится многополярным — нужно искать соприкосновения во всех важных вопросах.
На деле, идет борьба между реалистами, которые не хотят портить отношения с Москвой, и либералами, которые становятся все более агрессивными. Они будут и дальше нажимать, где только могут, чтобы использовать ситуацию вокруг Навального для ужесточения санкций, и демонстрации недемократичности России.
«СП»: — Проекту «Северный поток-2» это может навредить?
— Обстановка, которая царит сегодня на Западе, угрожает «Северному потоку-2». Вокруг него разворачивается борьба: с одной стороны, дополнительные объемы газа должны идти в Европу. С другой, «Северный поток-2» воспринимается как уязвимая позиция, по которой нужно наносить удары, чтобы бить по российской элите, включая Путина. Но в любом случае, немцы не могут остановить проект: он взаимовыгоден.
«СП»: — По возвращении из России Боррел попал под шквал критики. Это скажется на его карьере?
— Баррель абсолютно трезвый и нормальный политик. Он поехал не воевать с Россией, а пытаться договориться. Но критику по поводу Навального ему придется проглотить.