Президент Белоруссии Александр Лукашенко до конца февраля планирует посетить Россию, чтобы встретиться с российским коллегой Владимиром Путиным. Об этом со ссылкой на высокопоставленные источники в правительстве сообщает «Коммерсантъ».
Отмечается, что переговоры лидеры двух стран проведут в Сочи. Собственно, там же, где они последний раз встречались очно в сентябре прошлого года — в президентской резиденции Бочаров Ручей. Что касается сроков, то собеседники издания назвали, предположительно, — 22 или 25 февраля.
С их же слов, следует, что Лукашенко едет за деньгами. А именно, чтобы обсудить доступ Минска к остатку средств, выделенных Москвой еще в 2011 году на строительство Белорусской АЭС.
В общей сложности размер госкредита Белоруссии составил 10 млрд. Но, по данным российского Минфина, Минск использовал из них только 4,5 млрд.
Так что, речь может идти о сумме, превышающей 3 млрд. долларов. Причем, как отметил один из информированных источников газеты, вопрос якобы уже решен положительно.
Впрочем, в Кремле, где ранее также заявляли о подготовке российско-белорусской встречи на высшем уровне, дали понять, что пока говорить о каких-то ее деталях преждевременно.
По словам пресс-секретаря президента РФ Дмитрия Пескова, план предстоящего обсуждения политиков только формируется.
У лидеров наших стран, безусловно, есть, что обсудить, и помимо финансовых вопросов.
Во всяком случае, в своем выступлении на открывшемся 11 февраля в Минске VI Всебелорусском народном собрании Лукашенко затронул целый ряд тем, которые напрямую касаются России и белорусско-российских двусторонних отношений.
В частности, он отметил, что Россия остается основным стратегическим союзником Белоруссии. И от «связки» Минска и Москвы «во многом зависит, будет ли в регионе мир или война».
Правда, касаясь перспектив интеграции, белорусский лидер выразился несколько загадочно, заявив, что «нельзя перепрыгивать через этапы, нельзя перенапрягать обстановку ни в России, ни тем более в Белоруссии».
О том, какие проблемы сегодня, действительно, актуальны для отношений Москвы и Минска, «СП» рассказал ведущий научный сотрудник Российского института стратегических исследований Олег Неменский:
— На самом деле, сама по себе встреча президентов России и Белоруссии — событие рядовое. Лидеры двух стран, как правило, лично общаются несколько раз в год. И независимо от того, какая атмосфера царит в наших отношениях (а она становится иногда лучше, иногда — хуже), встречи двух президентом проходят регулярно, в рабочем порядке.
Так что в том, что готовится очередная встреча, нет ничего сенсационного.
«СП»: — Инсайдеры «Коммерсанта» сообщили, что Лукашенко опять будет просить денег. В прошлом году мы уже предоставляли Минску кредит в один миллиард долларов на погашение бюджетного дефицита. Сейчас речь идет 3 млрд.
— Наши страны очень тесно переплетены, в первую очередь, в экономическом плане. От этого также возникает немало проблем.
Во-первых, проблем, связанных с тем, что у нас, в общем-то, разные экономические системы. И разный подход к очень многим вопросам.
А, во-вторых, проблем, связанных с тем, что Белоруссия, не являясь частью российской экономической системы, тем не менее, живет во многом за счет российских внешнеэкономических связей. Это порождает очень много противоречий и на экономическом, и, соответственно, на политическом уровне, которые все время требуют их улаживания. Нередко на самом высоком уровне. И эти противоречия за последнее время только накапливаются.
Опять же, белорусская экономика переживает далеко не лучшие времена, и, действительно, высока вероятность довольно тяжелого кризиса в этом году. Но Россия, естественно, не заинтересована в том, чтобы такой кризис произошел.
Соответственно, стоит вопрос и о прямой помощи с нашей стороны. И о том, что эта помощь должна быть увязана с социально-экономической трансформацией белорусской системы, в которой Россия заинтересована.
Собственно, России очень важно, чтобы белорусская система эволюционировала в сторону, которая бы решила многие из тех противоречий, которые между нами возникают именно на системном уровне.
Так что, несомненно, в Сочи будут обсуждаться конкретные вопросы.
«СП»: — Есть еще такой очень важный вопрос, как интеграция? Какие там перспективы?
— В прошлом году, я напомню, были договоренности о существенном углублении интеграции. Но, как уже много раз бывало, эти договоренности в очередной раз подвисают в воздухе. Потому что сейчас Лукашенко почувствовал себя уверенно. Он чувствует себя победителем во внутреннем противостоянии и у него пропадает интерес к тому, чтобы делать уступки в сфере интеграции с Россией.
Это, опять же, довольно опасная ситуация, потому как те внутренние проблемы, которые довольно ярко проявились в Белоруссии в прошлом году, они, на самом деле, никуда не ушли. То, что волна протестов спала, не значит, что все вернулось к тому состояний, в котором было белорусское общество и в целом белорусская система, например, год назад.
Нет, произошли очень существенные перемены. Можно, конечно, этого не замечать. Но тогда это политическая близорукость. Я думаю, в России к ней не расположены. Но, не уверен, что так же ситуацию оценивает официальный Минск.
Значит, здесь тоже есть, что обсудить.
Несомненно, и на Всебелорусском народном собрании будут заявлены некоторые решения, которые, опять же, требуют обсуждения с Москвой. Обсуждения не столько самого вопроса, принимать эти решения или нет, сколько их последствий для отношения двух стран.
«СП»: — А что Москва может сделать, чтобы Белоруссия не повторила судьбу Украины? Ведь Западу удалось вбить клин и оторвать Украину от России. Сейчас то же самое он пытается сделать с Белоруссией.
— Замечу, что Запад вбивает клин не на уровне экономики, а на уровне гуманитарной политики. Так он действует везде, и Украина — яркий пример.
Собственно, Украина экономически была очень тесно связана с Россией. С точки зрения экономических интересов Москва предлагала тогда Киеву очень выгодные условия. И Украине было очень разумно идти по пути интеграции с Россией.
Тем не менее, очень большую роль сыграли, во-первых, частные корпоративные интересы некоторых представителей крупного бизнеса. А, во-вторых, действительно, настроения в обществе, с которым хорошо работал именно Запад.
Но, надо сказать, и власть — Партии Регионов — также поддерживала эту прозападную информационную политику в стране.
К сожалению, мы сейчас видим, что в Белоруссии происходит ровно то же самое. Белорусская официальная государственная пропаганда и белорусская идеология, как она представлена в учебниках по истории, одобренных государством, и в прочих идеологических продуктах, имеет именно жестко прозападный и принципиально антироссийский характер. Таким образом, белорусское общество постепенно, действительно, готовится к развороту на Запад.
Причем, это касается и оппозиционной части белорусского общества, и лояльной к Лукашенко его части.
Соответственно, катастрофа, которая может произойти с Белоруссией, и иметь очень тяжелые для страны последствия, она, безусловно, подготавливается. И пока что незаметно, чтобы хоть что-то в Белоруссии или белорусско-российских отношениях этой перспективе мешало. Или, по крайней мере, давала повод надеяться, что ее — эту катастрофу — может предотвратить.
И тут давно встает вопрос, в первую очередь, перед Россией, может ли она как-то воздействовать на Минск, вести, в том числе, и какую-то свою игру с тем, чтобы этот разворот белорусского общества в антироссийскую сторону даже не произошел.
«СП»: — И как бы вы ответили на этот вопрос?
— К сожалению, пока я не виду, каких-то серьезных действий ни с российской стороны, ни со стороны официальной власти в Минске для того, чтобы предотвратить этот сценарий. Поэтому мне представляется, что он весьма вероятен. И тут, скорее, стоит вопрос, когда эта катастрофа произойдет, а не произойдет ли она, в принципе.
Она готовится. Эта подготовка идет на самом глубинном уровне — на уровне общественного самосознания, на уровне структуры идентичности каждого гражданина Белоруссии.
И тут, конечно, основные шансы уже упущены. Но в целом шансы у России и Белоруссии еще есть, если вовремя предпринять некоторые шаги. Боюсь только, что повестка дня обсуждения проблем наших взаимоотношений будет сведена только к экономической части, а гуманитарная будет затронута в минимальной степени.
Директор Института современного государственного развития Дмитрий Солонников, в свою очередь, отметил, что проблема России во взаимоотношениях с бывшими союзными республиками в том, что она не может предложить им позитивный сценарий будущего:
— Это не только касается Белоруссии или касалось той же Украины. У России нет позитивного образа будущего, позитивного сценария ни для своего народа, ни для всех остальных.
Мы часто говорим об интеграции, но интеграции, куда? Что мы дальше будем делать, какое общество совместно будем строить… Как это общество будет выглядеть… Куда мы идем? Это не транслируется ни на граждан России. Ни на народы всех сопредельных государств — Казахстана, Армении, Украины, Белоруссии, Молдавии
В чем наша суперзадача, никто не сказал. А идеология кота Леопольда «Ребята, давайте жить дружно», совершенно не играет, не воспринимается в информационном пространстве
Деньги, которые Россия дает, это чаще всего бизнес-проекты. Кредит на нефтеперерабатывающие заводы, на совместный проект по транспортировке нефти.
У народа-то какое будущее совместное?
«СП»: — Что вы имеете в виду, поясните?
— У России нет никакой стратегии по работе с населением, ни институтов, которые бы этим занимались, ни соответствующих программ, ни каких-то механизмов.
То, что делают другие страны — Западная Европа, США. Во многом, Китай с институтами Конфуция, с внедрением позитивного образа КНР, как мирового лидера. Даже Турция — для Северокавказских республик, Южного Кавказа и Средней Азии.
Там есть образ — куда они предлагают идти вместе. И что вместе дальше делать.
Россия что предлагает вместе делать?
С одной стороны, мы не хотим возрождения Советского Союза. А что хотим?
Мы говорим о сотрудничестве, но что подразумеваем под этим — общий рынок, общую валюту, снятие границ? — не говорим.
Такая половинчатая позиция приводит к тому, что Россия проигрывает международную конкуренцию. И будет дальше проигрывать.
С точки зрения ЕС, все понятно: давайте интегрироваться в Евросоюз, принимать европейские ценности, будете ездить по Европе, жить как в Париже.
«СП»: — Все это уже мы слышали на Майдане в 2013—2014 гг., только в реальность ничего не воплотилось…
— Понятно, что этого ничего не будет, но это образ, который транслируется.
Неважно, что получилось в результате. Что уровень жизни на Украине упал, и то, что было возможно при Януковиче, теперь невозможно даже представить себе. Зарплаты стали меньше, «коммуналка» — больше, уровень реальных доходов упал в три раза.
Но люди шли за понятным образом, за «морковкой», условно говоря. Она была ощутима — «вот Европа, вот у нас откроются границы, вот интегрируемся в ЕС, будем жить, как они».
Россия, что предлагает? Куда мы идем?
Вот пока мы сами этого не поймём, и пока что-то конкретное не предложим — не только Белоруссии, остальным странам тоже, — мы будем проигрывать.