В феврале нынешнего года традиционное послание российского президента Владимира Путина Федеральному собранию точно не прозвучит. Об этом, в частности, в беседе с представителями СМИ заявил пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков.
«Не было никаких планов на февраль, пока с датой еще не определились, как только определимся, мы сообщим об этом», — ответил он на просьбу журналистов прокомментировать появляющиеся сообщения о якобы переносе даты этого события с февраля на более поздний срок. При этом информацию о том, что на 17 февраля у президента запланирована встреча с лидерами парламентских фракций, была им подтверждена.
Стоит отметить, что от нынешнего послания Владимира Путина Федеральному собранию практически все аналитики ждут тезисов о прямой социальной поддержке населения. В информационном пространстве уже появилась информация о выделении на поддержку семей с детьми, а также решение проблем с демографией и возросшей безработицей 0,5% ВВП, конкретно в денежном выражении ходили разговоры о выделении 580 миллиардов бюджетных рублей. Правда, пока официальные лица таких расходов не допускают, но, вместе с тем, формально и не опровергают их. Что, по мнению ряда экспертов, означает только одно — контрольные цифры и предложения, которые должны быть включены в послание, всё ещё шлифуются.
Учитывая тот факт, что в сложившейся обстановке озвучивание Владимиром Путиным подобных мер могло бы заметно стабилизировать все сильнее волнующийся из-за экономических проблем российский социум, не совсем понятно, почему Кремль затягивает с определением этой даты, тем более что ранее тот же Дмитрий Песков заявлял — глава государства может обратиться к Федеральному собранию с посланием в начале 2021 года.
Складывается ощущение, что администрация президента словно бы ждет какого-то судьбоносного события, которое все никак не случится. Если бы послание было запланировано на ноябрь-декабрь, как это происходило с 2008 по 2016 годы, или даже на январь, как это было в прошлом году, логично было бы предположить, что обратиться к Федеральному собранию гаранту Конституции мешает неопределенность итогов президентской гонки в Америке. Но выборы местного президента уже прошли, и курс Америки в отношении России уже ясен. Так почему же президент медлит?
— Я думаю, здесь во главу угла положены, прежде всего, прагматичные намерения, связанные с пандемией коронавируса, — предположил руководитель Центра урегулирования социальных конфликтов Олег Иванов. — Судите сами, обе палаты парламента Российской Федерации плюс еще несколько десятков или даже сотен других политических, государственных и общественных деятелей — это порядка тысячи человек. Собирать их в одном зале — достаточно опасное мероприятие, тем более если учесть, что среди депутатов есть люди преклонного возраста, для которых коронавирус смертельно опасен.
Кроме того, президент довольно активно участвует в информационной повестке, встречается с членами правительства, с журналистами и редакторами СМИ. И в ходе этого процесса некоторые моменты, которые могли бы прозвучать в ходе оглашения послания Федеральному собранию, в принципе, вбрасываются в медийное пространство уже сейчас.
— Этот год, как и 2018-й, когда послание президента Федеральному собранию прозвучало в марте, выборный, — озвучил еще одно предположение политолог Константин Калачев. — И в связи с этим нынешнее послание президента Федеральному собранию станет формальной точкой входа в предвыборную гонку. Это во-первых.
А, во-вторых, повестка дня меняется достаточно быстро, плюс ко всему в последние полтора месяца формировала ее не власть, а оппозиция. Совершенно очевидно, что в этом свете власти приходится ситуативно реагировать на происходящее, в том числе и откладывать [оглашение послания президента Федеральному собранию]. Потому что с точки зрения его содержания в нем должны быть отражены не только долгосрочные и среднесрочные перспективы страны, но и вопросы по текущей повестке дня.
В конце концов, поскольку это послание традиционно выполняет миссию своего рода психотерапии, в нем просто должны быть какие-то хорошие новости. Например, о победе над коронавирусом, о запуске в оборот уже второй по счету вакцины и так далее. А для этого должно быть выбрано правильное время и правильный тон. Следовательно, так или иначе, но послание прозвучит тогда, когда, видимо, будет возможность через него влиять на социальное самочувствие страны, и все отголоски последних «баталий» с оппозицией плавно сойдут на нет.
«СП»: — Получается, в текущий момент времени благотворно повлиять на российский социум через свое послание Федеральному собранию у президента возможности нет?
— Я думаю, она есть и сейчас, весь вопрос, на мой взгляд, только в том, когда это будет наиболее уместно, когда экспансия социального оптимизма будет своевременна. Прямо сейчас, сразу после нашумевших протестных акций, о какой экспансии социального оптимизма можно говорить? А вот чуть позже все подуспокоится, уляжется, утихнет.
Вероятно, к тому времени как раз будут сформированы какие-то популярные предложения, на которых фактически будет строиться предвыборная кампания. Потому что на одном только образе внешнего врага и разговорах об иностранном вмешательстве и призывах к консолидации ее явно не проведешь. Нужны, повторюсь, хорошие новости. А то, что происходило у нас на улицах в январе, полагаю, стало для власти неожиданностью, так что ей просто нужно время, чтобы банально прийти в себя и сформировать собственную позитивную повестку, через которую убедить общественность, что у нас в стране, говоря по-простому, все путём.
«СП»: — Откладывая дату оглашения послания президента Федеральному собранию, не опоздает ли власть с трансляцией позитивной повестки, учитывая, что с каждым днем до судьбоносных для нее на данном этапе выборов остается все меньше времени?
— Я так не думаю. Весна, знаете ли, сама по себе уже поднимает людям настроение. А тут рассказ о выборах, праздник. Уже сейчас пошла информация в соцсетях, что рейтинги власти и президента ползут вверх.
Навскидку сейчас, правда, не скажу точно, кто и что там конкретно намерял, но отмечу, что с окончанием зимы и началом весны у многих людей заканчивается депрессия. Растет оптимизм в ожидании весны, лета, когда можно будет супы из крапивы варить. Я думаю, много факторов принимается во внимание [в определении конкретной даты оглашения Федерального послания], в том числе и психологический.
Зачем нагнетать обстановку, рассказывая о проблемах, когда надо говорить о путях их решения, тем более что предстоящие в сентябре этого года выборы автоматически означают раздачу, как говорится, пряников, слонов и подарков. Вот и посмотрим, что это будут за пряники.
«СП»: — А не воспользуется ли ситуацией с переносом даты оглашения Федерального послания на более поздний срок в своих целях та оппозиция, которая намедни выходила на улицы? Не стоит ли ожидать от нее какой-то провокации накануне или даже в самый день этого события?
— Как показывает практика, послание президента Федеральному собранию никогда не интересовало несистемную оппозицию, — констатировал Олег Иванов. — Оно никогда не было для нее каким-то важным поводом для выступлений или каких-то иных акций. Так что я не думаю, что это возможно.
Полагаю, президент просто хочет взять некую паузу, чтобы проанализировать происходящее более подробно. И это, по большому счету, его право, поскольку он мог ориентироваться при этом не на атмосферу в обществе, а на свою внутреннюю, психологическую атмосферу.
«СП»: — И как долго может продлиться эта пауза? Когда может прозвучать-таки послание?
— Я считаю, что все важные выступления или сообщения президент всегда организовывал и озвучивал очень своевременно. Думаю, так же будет и сейчас, и вполне допускаю, что послание Федеральному собранию может прозвучать и в апреле, а то и под майские праздники. Если рассматривать его как официальную отмашку к старту предвыборной кампании, вторая половина весны будет для этого очень кстати.