17 февраля президент Владимир Путин встретился с лидерами партийных фракций в Госдуме. Как и предполагалось, главными в открытой части встречи стали социальные вопросы: права граждан на труд, достойную жизнь, пенсии и зарплаты должны соблюдаться.
Президент подчеркнул, что общество требует ощутимых перемен, и предстоящие выборы должны быть конкурентоспособными, проходить на альтернативной основе. Кто на них победит — решать исключительно избирателю.
Кроме того, глава государства особо остановился на международном положении и месте России в современном мире. «Посмотрите, на Украине взяли, три ведущих канала прихлопнули одним росчерком пера, и все молчат, а некоторые даже одобрительно похлопывают их по плечу. Ну вот как это можно прокомментировать? Никак. Это использование инструментов для достижения своих собственных геополитических целей», — отметил Путин.
По ситуации вокруг «Северного потока-2» президент высказался кратко: Запад хочет «заставить Россию платить за их геополитический проект».
Что осталось за кадром встречи с «большой партийной четверкой», способен ли Кремль под давлением обстоятельств изменить нынешний курс?
— В связи с новогодними событиями я дважды разговаривал с президентом, и настаивал на том, чтобы прошла встреча с лидерами фракций, — говорит лидер КПРФ Геннадий Зюганов. — Потому что ситуация в стране принципиально изменилась — нам объявлена гибридная война. А война требует максимальной мобилизации ресурсов, должного ответа и сплоченности общества.
К тому же впереди выборы, а это всегда жесткая конкуренция, которая иногда перерастает в холодную гражданскую войну. На нынешнем фоне такое противостояние может резко осложнить внутриполитическую обстановку.
Напомню, прошлый год мы начинали с послания президента: с отставки правительства, с постановки стратегических задач — во что бы то ни стало войти в пятерку ведущих стран. Наш материк нужно надежно охранять, обрабатывать его поля. Надо все сделать, чтобы остановить вымирание, обнищание граждан. Наконец, исключительно важно освоить новейшие технологии — без этого у страны и народа не будет будущего. Цифровизация требует грамотного населения, освоения робототехники, искусственного интеллекта — это очень сложные и дорогостоящие задачи.
И вот встреча президента с лидерами фракций состоялась. Путин в своем выступлении впервые назвал думские партии «большой четверкой», он также отметил эффективную работу Думы. Президент подчеркнул, что будущее страны зависит от четкого осмысления главных проблем, а не от популистских выкриков.
«СП»: — Как вы оцениваете ход встречи?
— Она прошла конструктивно — достаточно сказать, что только встреча с «большой четверкой» продолжалась почти два часа. Затем были еще индивидуальные встречи президента с каждым из лидеров фракций — я беседовал с Путиным около получаса и поднял ряд вопросов. Но прежде чем к ним перейти — общая оценка происходящего.
27 января Путин впервые за 12 лет выступил на экономическом форуме в Давосе. Это было программное выступление, в ходе которого российские лидер отметил, что мир приближается к хаосу, поскольку порушены практически все сдерживающие системы.
Это верная оценка, но сейчас наметились еще две тенденции. Капитал пытается максимально использовать сложившуюся обстановку в собственных интересах. А те, кто проповедует национальные традиции и подлинный суверенитет, стоят, как Илья Муромец, на развилке трех дорог.
Россия одну дорогу — либерально-криминальную — уже испытала. И нам без левого поворота невозможно выбраться из нынешней тупиковой ситуации.
Это тем очевиднее, что в США прошел реванш глобалистов, и они нас в будущем мире видят исключительно в виде нефтегазовой трубы, карьера и лесоповала. То есть отводят России роль подсобного хозяйства для удовлетворения собственных потребностей.
С другой стороны, глобалисты и Америку рассматривают, скорее, как подножный корм, поскольку привыкли торговать долларами, печатать их и проводить спекулятивно-финансовые операции. Этот пузырь уже достиг такого размера, что может, лопнув, накрыть собой всю планету.
В этой точке сходятся интересы самих глобалистов, а также России и Китая — поскольку обе державы объявлены глобалистами их противниками. Я внимательно посмотрел выступления в Давосе Си Цзиньпина и Путина — во многом они перекликаются. Все это исключительно важно для понимания, что нас всех ждет впереди.
Надо, кроме того, понимать: гибридная война навязывается не только извне, но и внутри России. У нас «пятая колонна» — неолиберальная свора — сейчас заметно активизировалась. Ей уже прислали зажигательный снаряд в виде «берлинского пациента», и теперь она пытается подпалить страну. На деле идет беспощадная война против Русского мира.
«СП»: — Что конкретно угрожает России?
— Под фундамент нашего государства заложен ряд мин замедленного действия, и они становятся все опаснее. Это, прежде всего, воровская приватизация, включая МУПы и ГУПы. Их распродажа означает, что руководителям крупных городов нечем будет управлять: если несколько упырей захватят электроэнергию, канализацию и утилизацию мусора, они свергнут любого неугодного мэра.
КПРФ не просто за остановку такой приватизации — мы за пересмотр самих подходов к распоряжению госсобственностью.
Другая мина — вымирание населения. Это стало подлинной трагедией России: за год мы потеряли 670 тысяч человек. Еще мина — неравенство, которое становится все сильнее. За пять лет доходы страны увеличились почти на 10%, доходы олигархов — на 53%, а вот население потеряло 7% дохода — причем, я думаю, реальная цифра вдвое больше. Это говорит об одном: впереди нас ждет жесткое противостояние.
Наконец, четвертая «мина» — техническое отставание страны.
В этой связи я предложил президенту ряд конкретных решений и представил нашу программу. Напомню, КПРФ недавно провела большие слушания по бюджету на ближайшую трехлетку. В обсуждении участвовали 33 региона — ученые, крупные хозяйственники показали, как решаются проблемы с помощью нашего пакета законодательных инициатив.
Этих инициатив 12 — я представил их Путину. И особо подчеркнул, что без национализации сырьевой базы, без введения государственной монополии на производство и оборот этилового спирта, без гарантий первого рабочего места, без того, чтобы прожиточный минимум составлял 25 тысяч рублей и выше, без патриотического воспитания молодежи, без поддержки предприятий, без стратегического планирования и разумного размещения производственных сил в стране ключевые задачи России нерешаемы.
Я предложил не откладывать — не ждать сентября, когда сформируется новая Дума — а поднять эти темы в рамках нынешней избирательной кампании для организации широкой общественной дискуссии. Нам по государственному телевидению с утра до вечера рассказывают о США и Трампе, а внутренние проблемы — насущные, которые касаются каждого — не затрагиваются вообще. Я предложил организовать дискуссию на этих телеканалах — потому что гражданский диалог лучше, чем гражданская драка.
Кроме того, я особо подчеркнул, что из нашей конструктивной программы властью так ничего и не реализовано. Один только закон о детях войны, позволяющий уравнять их в правах с ветеранами ВОВ, мы вносили на рассмотрение Думы восемь раз. Более того, на нас идет злобный натиск, преследование со стороны «Единой России» и правоохранительных органов.
Если президент не может их одернуть, если продолжаются погромы, запугивания, избиения молодых людей, атаки на народные предприятия — это опасный путь. Ведь «Единая Россия» и правоохранители уже просто «достали» граждан.
Что мы видим сегодня на каждом шагу? Сел в машину — плати, припарковался — плати, вошел в метро без маски — плати 5 000 рублей. Одуреть можно! И рядом маски не найдешь! Огрызнулся, два слова не так сказал — еще 10 000! Короче говоря, седьмой год подряд доходы не растут, а поборы стали просто дикими, несусветными!
На встрече с президентом я подчеркнул: сейчас готовы протестовать 17% населения, это 20 млн недовольных! В такой ситуации политика устрашения окончательно добьет авторитет власти.
Когда царь Николай II начал расстреливать мирные демонстрации, народ уже не боялся его расстрелов. Потому что был доведен, что называется, до ручки. И сейчас поборы, штрафы и аресты формируют психологию неподчинения и неповиновения.
Межпартийный раздрай в такой ситуации может навсегда похоронить демократию. Потому что демократия — это всегда диалог и конструктивные решения.
«СП»: — Что еще вы предложили Путину?
— Я напомнил, что впереди у нас знаменательные даты, и мы должны отметить их как общенациональные. Но в некоторых регионах даже 23 февраля запретили отмечать. Я сказал президенту: вдумайтесь, мы 700 лет провели с оружием в руках, защищая свой язык, культуру, веру, обычаи и традиции. А теперь лишаемся права достойно отмечать День защитника Отечества. Как же так?!
Путин ответил: ну что вы, 23 февраля — это святое! Тем не менее, попытки запретить празднование этой даты имели место. Это кощунственные и недопустимые действия!
Всегда, когда я встречался с Путиным с глазу на глаз, я брал с собой большую папку с конкретными проектами. Так было и на этот раз.
Прежде всего, я отдельно остановился на том, что идет преследование лучших руководителей: Грудинина в Совхозе имени Ленина, Казанкова в Марий-Эл. Идет накат на сына экс-губернатора Иркутской области Левченко.
Я сказал, что нас крайне беспокоит рост цен. Недавно президенту пожаловались на стремительное подорожание важнейших продуктов — сахара, подсолнечного масла, макарон. А теперь взлетают цены на металлический прокат и арматуру — на 30−35%, — на удобрения, семена, гербициды. Завтра это подорожание скажется на цене готовых изделий. Нужно говорить честно: это прямой путь к тому, чтобы поднять бунт в стране!
Еще одна важная тема, которую я затронул в разговоре с президентом, — авиация. Да, у нас есть отличные самолеты — Ил-96−400М, МС-21, Ил-114. Но нет малой авиации. Мы недавно провели слушания на эту тему. Десятки тысяч людей криком кричат: в Сибири, на Дальнем Востоке, Крайнем Севере с множеством поселков авиасообщение зачастую является единственным способом передвижения. Мы подготовили рекомендации, в том числе по порядку финансирования отрасли и подготовки кадров, и я этот материал официально вручил президенту.
Для нас также принципиально важно сельхозмашиностроение. Либеральная компания, сосредоточенная вокруг министерства финансов и его руководителя Силуанова, пытается не мытьем так катаньем перекрыть субсидирование отрасли. А ведь речь идет о 16,5 млрд, вложив которые мы получим 25 тысяч единиц сельхозтехники. Это техника, которую мы будем производить сами. Это рабочие места, налоги, техобслуживание. Это развитие России!
Принципиально важно для нас и развитие юга Сибири. Сейчас мэр Новосибирска Локоть вместе с главой Хакасии Коноваловым подготовили очень интересный проект — Великое Саяно-Алтайское кольцо. Суть заключается в строительстве новой федеральной трассы, которая свяжет Хакасию, Алтайский край, Республику Алтай, Кемеровскую область и Красноярский край. Это уникальные, красивейшие места для внутреннего туризма, охоты, рыбалки, для великолепного отдыха. Этот проект в чем-то даже превосходит идею Крымского моста!
В разговоре с Путиным мы коснулись и выборных кампаний. На местах у губернаторов зачастую возникает желание протащить по партийным спискам исключительно своих кандидатов. Это прямой путь к организации навальнятины, расчистка площадок для нее.
Партии, представленные в Думе, отвечают за страну в целом, имеют общероссийскую программу, создают условия для полноценного диалога. И предпринимаемые в регионах попытки подорвать эти партии, оставив одну «Единую Россию», которая давно потеряла доверие большинства, — это путь в никуда. Мою точку зрения поддержали и Миронов, и Жириновский.
Наконец, я подчеркнул, что в Госдуме есть талантливые люди, которые внесли огромный вклад в развитие страны: Савицкая, Харитонов, Мельников, Кашин, Афонин, Новиков, Смолин, Пантелеев, Калашников. Их опыт может послужить на благо России — для этого нужны лишь честные выборы, а не искусственная раскрутка партий, которые вместо работы будут заниматься всякой грязью. Это лишь обострит ситуацию в стране. А нам сейчас жизненно необходима сплоченность.
Нужно укреплять Русский мир, активнее защищать братскую Белоруссию, менять отношение к Украине. Украинский народ сам попал в плен группировки, которая распродает плодородную землю и запрещает русский язык. Давно пора официально признать Донбасс и Луганск. И помнить, что защита Русского мира — вопрос нашего исторического выживания.
Наконец, нам нужно развивать стратегическое партнерство с Китаем. Компартия Китая в этом году отмечает 100-летие. И 20 лет исполняется нашему договору с КНР о сотрудничестве.
Это и есть реальная программа деловых решений, программа укрепления национального единства и дружбы с нашими стратегическими союзниками.