Седьмая годовщина свержения президента Украины Януковича и отделения от неё Крыма и части Донбасса почти не освещается нашим телевидением. Эйфория «Русской весны» давно утонула в лужах разочарования, едва прикрытых ледком официозного патриотизма. Доходы 50,8% россиян не дотягивают до 27 тысяч рублей месяц. Доля не дотягивающих и до скромнейшего прожиточного минимума (11 653 рубля) выросла с 12,2 млн человек в конце 2013 года до 19,6 млн сейчас. Смертность за те же семь лет превысила рождаемость 1,3 млн человек и поглотила больше половины его крымского прибавления.
Давно известно: народ легче затягивает пояс, если видит победные знамёна над новыми городами и островами. С этим после Крыма тоже туго. Даже самые лояльные завсегдатаи политических телешоу признают провал украинской политики Кремля.
«Наша политическая элита однажды не дослушала народ. После Крыма. Мы же очень быстро Крымскую весну свернули, — отмечает профессор Высшей школы экономики Дмитрий Евстафьев. — Примерно к 2017 году следов не осталось от Крымской весны и восточно-украинского движения. А к 2018 году не осталось следов от крымского консенсуса. Сейчас в нашей политической элите крымский консенсус — запретный термин. Потому что она насмерть испугалась услышать то, что могло ей сказать общество. Этот бумеранг нам сейчас начинает возвращаться в виде элитных разборок не вполне понятных и объяснимых».
«Не ввод войск в юго-восточные области был тогда ошибкой, — признаёт бывший депутат Госдумы от „Единой России“ и доверенное лицо президента Сергей Марков. — Не было бы тогда никакой войны, Запад не вмешался бы, украинская армия перешла бы вся на сторону „сил освобождения“. Все стало по-другому, когда мы позволили силой подавить сопротивление хунте в Харькове в апреле и Одессе 2 мая».
«У меня ощущение, что мы сделали глупость. Что в 2014 году надо было решать этот вопрос, когда у Украины не было армии вообще никакой, - вторит ему пресс-секретарь „Роснефти“ и телеведущий Михаил Леонтьев. — Её просто не было! Был какой-то непонятный сброд, воровавший со складов. Причем половина из этой армии не чувствовала себя украинской армией, и за малую денежку все были бы фактически готовы встать на нашу сторону. А мы взяли и ничего не сделали. Теперь это будет тяжелее, потому что у них есть армия. Быть может не самая лучшая в мире, но она есть».
Лично Путина телевизионные державники упрекать не рискуют, но виновником провала выглядит именно он. В стране, самовластно управляемой вождём с группой ближайших соратников, иначе не бывает. На парламентскую оппозицию вину не свалишь. За внешнюю политику властей если и критикуют, то как и Леонтьев с Марковым — за недостаточную решительность.
В Кремле угрюмо отмалчиваются. Ссылаться на угрозу санкций «мирового сообщества» смешно: их и так ввели. Хвалиться тем, что избежали войны с тысячами жертв, ещё нелепее: не избежали.
По данным ООН к январю 2019 года в Донбассе погибло около 13 тысяч человек. Прибавим убитых и умерших от ран за последующие два года. Уничтоженных украинских военных, которых ради экономии выплат семьям списали как дезертиров, пропавших без вести и погибших вне зоны боевых действий. Российских «отпускников» и неучтённых добровольцев с обеих сторон… Запросто можно получить и все 20 тысяч. Потеря Киевом юго-востока до Одессы, позволила бы сохранить эти жизни, счёт которым растёт. Последние семеро погибли под Горловкой 20 февраля.
Может патриоты с голубого экрана недооценивают украинскую армию февраля 2014-го, а её капитуляция в Крыму исключение? Секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины Александр Турчинов, который исполнял обязанности президента после бегства, изгнанного нацистскими боевиками, Януковича, заявлял ровно то же самое:
«1 марта Совет Федерации РФ позволил Путину ввести войска на территорию Украины. Политическим прикрытием для такого решения стало обращение Януковича. Быстро нарастает восьмидесятитысячная группировка российских войск у нашей границы. Танки, артиллерия, системы залпового огня, штурмовая авиация. Наша разведка докладывает о полной готовности РФ к вторжению.
По информации Министерства обороны Украины, этому мы могли противопоставить лишь две батальонно-тактические группы и ещё несколько сводных подразделений общей численностью до 5000 человек, способных хоть как-то выполнять боевые задачи.
Всё, что возможно, в нашей армии было приведено в полную боевую готовность. Начинаем оперативное переброски войск к северной границе и на восток. Особенно уязвимым было черниговско-киевское направление.
Если бы российские танки вошли со стороны Черниговской области, то за полдня могли быть уже в Киеве с Януковичем в обозе. Для мирового сообщества в русских есть объяснение: «Обратился президент Украины, и мы помогли восстановить конституционный строй и законно избранную власть»".
Турчинов лжёт? Нет, Янукович действительно просил «использовать вооружённые силы Российской Федерации для восстановления законности, мира, правопорядка, стабильности и защиты населения Украины» и его письмо зачитал с трибуны ООН российский полпред Виталий Чуркин. Кремль отмолчался и лишь через три недели после смерти Чуркина пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков объявил, что письмо в Кремле не получали, но стереть из интернета выступление в ООН он не мог.
Ещё раньше, 22 февраля в Харькове прошёл Съезд депутатов юго-восточных областей Украины в котором участвовали главы администраций Донецкой, Луганской, Харьковской и Днепропетровской областей, а также Севастополя и Крыма. Согласно резолюции Съезда «органы местного самоуправления всех уровней, Верховный Совет АР Крым и Севастопольский городской совет решили взять на себя ответственность за обеспечение конституционного порядка, законности прав граждан и их безопасности на своих территориях» и самое главное: «отозвать делегированные органам государственной исполнительной власти полномочия».
Таким образом российские войска могли опираться не только на легитимного президента, сохранение поста которому до конца года гарантировали по соглашению 21 февраля лидеры оппозиция и представители ФРГ, Франции и Польши. На их стороне оказались и администрации четырёх регионов, поддержанных массовыми выступлениями против нового режима.
Ужас Турчинова воплощался в жизнь почти бескровно. Далеко не факт, что его 5 тысяч военных не перешли бы на сторону российских миротворцев, да и прикрывали они Киев с северо-востока. Тогда как пророссийские настроения преобладали на юго-востоке. Заняв Харьков и Днепропетровск, и пройдя по черноморскому побережью до Одессы, Москва получала половину Украины со всей оборонкой, после чего крах второй половины представлялся неизбежным. Потери богатейшей половины страны новым властям не простили бы нацисты? и кровавый хаос от Киева до Львова наступал неотвратимо.
Крым в любом случае получал сухопутное сообщение с Россией, а поводов для головной боли по его энерго- и водоснабжению не возникало. С Керченским мостом за 228 млрд рублей при таком раскладе могли не торопиться, а с присоединённых территорий получать и прибыль. Ведь по факту присоединялся весь промышленный юго-восток, а не оторванные от него обрубки Донбасса.
Однако посетив Москву, губернатор Харьковской области Михаил Добкин и мэр Харькова Геннадий Кернес узнали, что за вычетом Крыма, восточный сосед признаёт новый режим. Оправившись от испуга, Турчинов и компания отправили на юго-восток нацистские боевые группы, купленных бандитов и полицейские подразделения с западных областей. После сожжения сторонников России в Одессе 4 мая вопрос о власти везде кроме Донецка и Луганска был решён окончательно.
Дальнейшее известно: карательная операция в Донбассе, ответное появление там российских «отпускников» и ликвидация пророссийских настроений на юго-востоке Украины за вычетом ДНР-ЛНР. Когда в твой дом приходит похоронка, а телевизор вещает, что мужа и сына, зачастую с самыми русскими фамилиями убили клятые москали, это действует. Особенно если холодильник пустеет, цены на коммуналку растут и виновата выходит опять москальская агрессия.
Сам того не желая, Харьков из места торжества «Русской весны» стал её могилой. И возможно не только её. Помнится, правил Россией император Александр II, которого под конец царствования все резко разлюбили. Крестьянам дал нищую свободу без земли. Интеллигентам не дал демократии. Бизнес не защитил от зарубежных конкурентов. Ну и воинственно-имперских подданных огорчил сливом победы над Турцией у ворот уже готового сдаться Константинополя. Убоялся государь-батюшка тогдашнего НАТО и кончил, как известно, очень скверно.