Воссоединение Крыма: Козырь, который не используется

У России есть мощный аргумент против тех, кто твердит про «оккупацию» полуострова

6489
Воссоединение Крыма: Козырь, который не используется
Фото: Юрий Смитюк/ТАСС

Белый дом с Кремлём опять заспорили «за Крым». Потому что Байден в статусе президента США ещё не отмечался в данном вопросе официально и для «политеса» следовало в очередной раз зафиксировать: «никогда не признаем целенаправленную аннексию полуострова Россией» и «Крым — это Украина». Ну, а дальше по накатанному — на любую их «аннексию», мы отвечаем своим крепким «воссоединением». Причём, каждый кивает на «международное право», где в лучших традициях деклараций собрано всё хорошее, пусть и взаимоисключающее. Однако с точки зрения исторической логики у «воссоединения» имеется почти непобиваемый козырь.

Дело в том, что республики Советского Союза обладали собственными конституциями (так же, как и каждый штат США наряду с общей). К примеру, статья 18 Основного закона РСФСР гласила: «Каждый гражданин РСФСР является гражданином СССР».

При передаче Крыма в 1954 году, помимо территориально-хозяйственных вопросов, требовалось урегулировать и перевод граждан из РСФСР в УССР. Да, все были «советскими», но поскольку республики теоретически могли уйти из общего союза (государственная норма, закреплённая с самого начала — 1922 года и до самого конца — 1991 года), то субъекты СССР обладали также и своим «республиканским гражданством». Поэтому «цессия территории» это ещё не всё, проживающие там люди должны были подтвердить своё желание стать «украинцами».

Читайте также
Киев – Донецку и Луганску: Объединяйтесь, мы будем рады Киев — Донецку и Луганску: Объединяйтесь, мы будем рады Украина пытается развалить ДНР и ЛНР изнутри

Соответствующей процедурой тогда не стали заморачиваться (казалось ненужной формальностью), однако по умолчанию «оптация граждан» не происходит — для этого требуются «позитивные юридические действия». В общем, де-юре крымчане не утратили гражданства РСФСР после 1954 года, следовательно, их российское гражданство после 2014 года более чем логично и последовательно.

Почему же нынешняя власть РФ не использует столь мощный аргумент, снижающий юридическое и моральное обоснование международных санкций, а, в основном, уповает на референдум 2014 года? Да потому что иначе придётся признавать государственный переворот 1991 «государственным переворотом» и ставить под сомнение легитимность всей последующей системы.

Кстати, под Договором об образовании СССР 1922 года стоит подпись Сахиб-Гарея Саид-Галиева, бывшего на тот момент председателем Совнаркома Крымской АССР. В то время эта автономия уже приняла свою Конституцию (1921 год), что является актом самоопределения и обретения государственности. Таким образом, Крымская АССР была среди учредителей Союза, а вот к ликвидации или хотя бы к наблюдению за выполнением закона «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР», её пригласить «забыли».

А закон, «решающий вопросы, связанные с выходом» между прочим, совсем не праздный, так как его 14 статья (пункт 7) прямо указывала о необходимости урегулирования статуса территорий «не принадлежавших выходящей республике на момент ее вступления в состав СССР».

Благодаря другим «мелочам» Закона, вроде пятилетнего «переходного периода» и «отдельного референдума по каждой автономии» сразу приходит понимание, как «коммунальную квартиру» разбирали на «комнаты» в ущерб самому большому соседу.

Последние новости
Цитаты
Геннадий Зюганов

Председатель ЦК КПРФ

Игорь Шишкин

Заместитель директора Института стран СНГ

Борис Джерелиевский

Военный эксперт

Комментарии
В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня