На две страны больше стало в мире на уходящей неделе. И обе они — в европейской части земного шара. У самых наших западных границ. Одна именуется Донецкой народной республикой (ДНР). Другая — Луганской (ЛНР). И та, и другая вошли в список государств, составленный сотрудниками американской разведывательно-аналитической компании Stratfor. Обнародован список был в минувшую пятницу.
У нас эта компания, основанная в середине 1990-х, известна в основном в узких кругах. Известность на Западе она получила после того, как в ежедневном режиме стала публиковать информационные разведывательные справки. Начало этому пришлось на так называемый «Косовский кризис» конца 1990-х годов. С тех пор в США её называют не иначе, как «теневым ЦРУ». Данные детища американского политолога Джорджа Фридмана регулярно попадают на стол Госдепа, ими пользуются такие авторитетные журналы, как еженедельник Time, ежемесячник Texas Monthly.
Для определения понятия «страна» Stratfor использует выдержка из Конвенции Монтевидео 1933 года о правах и обязанностях государств. Согласно ей, признаками современного государства являются конкретная территория, постоянное население, правительство, способное вступать в отношения с другими государствами, вести самостоятельную политику. А также — защищать себя, в том числе с применением силы. Как это было, добавим от себя, в Соединенных штатах в период его борьбы за независимость.
Все вышеперечисленные государственные признаки в наличии в обеих республиках Донбасса, констатируют американские аналитики. Уточняя (видимо, чтобы самим не попасть в список — тот, что завел в интернете украинский националистический «Миротворец»), что в выборе критериев многое зависит от точки зрения того, кто их выбирает. Для Stratfor — это, цитирую, «очерчивание границ, пусть иногда и спорных». Для других что-то иное.
Кто может подразумеваться под «другими», догадаться нетрудно. Седьмой год не без науськивания заокеанского «дядьки» ведет необъявленную войну в Донбассе Украина. Убив у местных жителей всякое желание оставаться её гражданами и тем самым подвигнув их к желанию отделиться от неё. Реакция действующей украинской власти на публикацию американских аналитиков пока неизвестна. Видимо, кураторы из Вашингтона задерживаются с ЦУ из-за выходных. Но, впрочем, что жителям ДНР и ЛНР их мнение?
Год назад в ДНР отмечали 102-ю годовщину со времени основания Донецко-Криворожской Республики (ДКР), ставшей в свое время первой серьезной попыткой жителей Донбасса основать свое государство. Лидером её был Федор Сергеев (партийный псевдоним «Товарищ Артем»), близкий друг Сталина. Просуществовала эта республика недолго, влившись в итоге в состав СССР, но след в истории своего края оставить успела. Как подчеркнул во время торжеств Денис Пушилин, глава ДНР, «когда весной 2014 года жители шахтерского края создавали самостоятельную страну, то в качестве примера брали именно ДКР. Сегодня уже можно с уверенностью сказать — мы выстояли и осуществили мечту наших мужественных предков».
Можно ли считать нынешнее, пусть и неофициальное, а де-факто признание республик Донбасса самостоятельными государствами первым шагом к их признанию де-юре? Советский Союз, известно, ведь тоже никто в мире долго не признавал, пугая своих граждан ужастиками о нем и давя СССР санкциями. А потом выстраивались в очередь на вручение верительных грамот…
— Вопрос о признании ДНР и ЛНР независимыми государствами давно назрел, — уверен Владимир Олейник, народный депутат Украины трех созывов (2005−2014 гг.), соучредитель Комитета спасения Украины. — Косвенно это уже происходит. Нынешняя публикация американского аналитического центра лишнее тому подтверждение. Это как с Крымом. Украинская власть кричит на весь мир о скором его возвращении, при этом закрывает глаза на инициативу представительства «Пепси-кола» в своей стране, которая с некоторых пор наклеивает на свои бутылочки рельеф Крымского полуострова в расцветке российского триколора.
«СП»: — Какие настроения сейчас у жителей Донбасса, Владимир Николаевич, — жить независимо или возвращаться к «неньке»?
— Настроения разные. Все-таки сказывается усталость — столько лет люди живут под обстрелами, в изоляции от всего мира. Не все верят уже, что будут когда-нибудь жить самостоятельно. Но больше все-таки тех, кто ратует за независимость двумя руками.
«СП»: — Можно ли считать публикацию Stratfor первым шагом к международно-правовому признанию донецких республик?
— Трудно сказать… Нужно, чтобы хоть кто-то из цивилизованных государств сделал первый шаг. Как это было с СССР. Первыми его в 1923 году признала Германия. В том же году, чуть позже, Финляндия, Турция, Польша… Мы очень надеемся, что в данном случае пример подаст Россия. Это станет, я убежден, мощным толчком к общемировому признанию ДНР и ЛНР.
Менее оптимистичен известный московский политолог Дмитрий Абзалов.
— После публикации частного мнения американской аналитической компании ничего не изменится. Наоборот, ситуация может только усложниться из-за жесткой украинской политики по отношению к донецким республикам, — считает Дмитрий Габитович. — Иначе бы подобные Stratfor «картографические включения» происходили на основе решений основных мировых мозговых центров. В реальной долгосрочной перспективе рассчитывать на официальный статус в мире ДНР и ЛНР не приходится.
«СП»: — По сведениям из разных источников, господин Зеленский и его команда настроены в ближайшее время «вернуть Донбасс» и, как подчеркивают, закрыть вопрос о их самостоятельности…
— Донецким жителям в ближайшие месяцы действительно нужно внимательно следить за обстановкой. У президента Украины Владимира Зеленского немало сейчас проблем, достаточно для него болезненных, острых. А как показывает практика, все проблемы самостийной последних лет решаются обострением ситуации на Донбассе. Чем хуже дела у главы государства, тем агрессивней он по отношению к этому региону.
Продолжает тему Виктор Алкснис, полковник авиации в отставке, советский и российский политик, депутат Госдумы РФ третьего и четвертого созывов.
— Жители обеих непризнанных республик с первых дней своего антиукраинского протеста мечтают о том, чтобы войти в состав России. Иного пути у них, в сущности, нет, слишком маленькие их образования, чтобы выжить, — сказал «СП» Виктор Имантович. — Поначалу, как только в Киеве в 2014-м году произошел переворот, там заговорили о создании Малороссии. Быстро найдя поддержку у харьковчан, одесситов, жителей Херсона, Николаева, Мариуполя. Пример Крыма показывал, что с помощью России это реально. Но российское руководство испугалось тогда международных санкций, которых все равно избежать не удалось, как и следовало, в общем, ожидать. Большая ошибка Кремля!..
«СП»: — Вы говорите, слишком маленькие республики, не прокормят себя. Разве нет в мире примеров, когда ещё более мелкие живут себе и не особо тужат? В частности, Сьерра-Леоне. Да что далеко ходить — Приднестровье, Южная Осетия, Абхазия…
— Последние две живут сейчас за счет нашей страны, вкладывающей в них безвозвратные миллиарды. Фактически — это наши республики, только не признанные зарубежными политиками. С Приднестровьем иная ситуация. Она сумела сохранить многое из наследия СССР — предприятия, организации, принципы работы хозяйств. Наладила прямой выход на молдавские и дальше, европейские, рынки. Что и помогает ей существовать все эти тридцать лет после того, как оказалась отрезанной от «Большого брата». Если РФ решится признать ДНР и ЛНР, это может вызвать болезненно-жесткую реакцию у прозападной антироссийской коалиции. Прежде всего перекрытие для Донбасса западных границ. Потому что одно дело прокукарекать о суверенитете, как это сделали ныне американские аналитики, другое дело предоставить его.
«СП»: — Главное, по-моему, чтобы наши границы были для донецких открыты!
— Да, их и луганчан счастье, что они близки к нам территориально. Но этого, конечно, мало. Положение населения там непростое. Люди очень устали за минувшие годы. И многим по большому счету уже, извините, наплевать, на Украине они живут, в России или сами по себе, лишь была социальная защищенность, обеспеченность и спокойствие за день завтрашний. Ещё раз подчеркну — упустил Кремль семь лет назад возможность избежать войны, разрухи, неопределенности в том природно-богатом, преимущественно русскоязычном краю.
«СП»: — То есть вопрос о независимости или вхождении (мне, правда, больше нравится слово возвращение) в состав РФ ДНР и ЛНР закрыт?
— Нет, думаю, настанет час, и Россия, возможно, даже с помощью Украины, решит эту проблему. Начинать надо с дипломатии. Я уверен, что никакого Майдана не было бы, если бы РФ в Киеве представляли высококвалифицированные специалисты международного права. А не люди вроде Виктора Черномырдина. Ну какой он дипломат при всем моем к нему уважении как человеку?.. То же происходит сейчас в других, пока ещё дружественных нам республиках бывшего Союза. Среди пророссийских представителей там нет ни одного яркого лидера, который бы продвигал интересы своей страны, «зажигал», если хотите, идеями сближения, а, может, и возвращения под крыло Москвы. Ни одного! Зато прозападные мастера кровавых цветастых революций в изобилии. Нормально это? А вы меня спрашиваете о международных признаниях Крыма, Приднестровья, ДНР с ЛНР откровенно антироссийскими силами…