Любопытно, но конфликт 1993 года между российскими «законодателями» и российским же «Исполнителем», предсказан товарищем Сталиным ещё в 1936 году при обсуждении проекта второй Конституции СССР: «Не должно быть единоличного президента, избираемого, наравне с Верховным Советом, и могущего противопоставлять себя Верховному Совету».
Лингвистически «председатель» равен «президенту», только первый восходит к древнерусскому пръсъдати — сидеть впереди. А второй к латинскому praesidens в том же значении. Сейчас к дремучему туземству все приучены, от ублюдочных объявлений в метро: «Ulitsa nineteen oh five goda стэйшн». До аббревиатуры «Ночной хоккейной лиги», где играет Путин — НХЛ (других букв, не совпадающих с National Hockey League, естественно, не найти). Но тогда, в «старинные года», экспортозамещение слов происходило крайне медленно и осторожно.
«Президент СССР», как реальное предложение, появился в «Докладной записке» Яковлева — Горбачёву, датированной декабрём 1985 года. До кучи ко всем многочисленным «достоинствам» Яковлев был также и «американистом», возможно, разбирался в нюансах и перипетиях не своей, так хоть «той страны». Забавно, но «американский президент» начинался именно «председателем» — первым среди равных делегатов Континентального конгресса и звали его Пейтон Рэндолф. Почему же история США считает с Джорджа Вашингтона?
Потому что нужда в «президенте», как главе исполнительной власти, по-настоящему проявилась из-за вооруженного противостояния с Англией. Быстро выяснилось: кто-то должен «главно командовать» — «многоначалие» при решении конкретной и тяжёлой задачи порождает хаос, никто не захочет брать ответственность за непопулярные меры, без коих не обойтись. Значит, её (ответственность) следует «возложить», а там, или победителю прощается всё, или проигравший примет позор на себя.
«Перестройка государства» (безоценочно — хорошо это или плохо) по сложности иногда сопоставима с войной. Формально логика Яковлева ясна, если он подразумевал дополнительную концентрацию управления и придание ей широкой легитимности. Эдакого «карт-бланша» не только от КПСС, но и от всех беспартийных через прямые выборы. Горбачёв возражал несколько лет. От: «Само слово „президент“ не согласуется с моими убеждениями». До: «слишком уж большая власть». Что сие означало — разумную оценку собственных способностей? Предчувствие грядущего?
Как бы то ни было, в марте 1990 года, внеочередной Съезд народных депутатов голосует за переименование председателя Съезда Горбачёва в президента СССР. «Переименование»? Ага, ибо «в порядке исключения» обошлись без всенародных выборов. Альтернативные кандидаты (Рыжков, Бакатин) — сами «выдвинулись» и сами же «задвинулись». Ельцин потом, благодаря, в том числе и этому, оказался в полном праве цитировать Паниковского: «А ты кто такой?». Они ведь с Горбачёвым четыре месяца «сожительствовали» в одном Кремле, вопреки представлениям, что всё закончилось сразу после ГКЧП.
Каким был первый и последний президент СССР объективно (то есть, без эмоций) сообщит Энциклопедия будущего: «В 1985 году принял государство с территорией в 22,4 млн. кв. км и населением в 286,7 млн. человек. Оставил — с площадью 17 млн. кв. км и 150-миллионным (по состоянию на 1991 год) населением». Война с иноземными захватчиками? Не наблюдалась. Метеорит? Не прилетал. Пандемия? Не зафиксирована.
Роковые ошибки вахтенного офицера Уильяма Мёрдока, заступившего на капитанский мостик в последнюю ночь, привели к гибели «Титаника», считавшимся «непотопляемым». Да, от встречи с айсбергом, наверное, можно было «отвернуть» и ранее, но именно Мёрдок отдал приказы, предопределившие финал. Таким образом, все несомненные плюсы единоначалия превращаются в «минусы» из-за неразрешимого заранее вопроса, кто окажется на капитанском мостике.
Сейчас-то мы знаем, как нам всем повезло с Владимиром Владимировичем. Но в таком случае и Путину повезло с нами — иначе кем и чем бы он управлял? Ельцин, напутствуя преемника словами: «Берегите Россию» ведал, о чём говорил. Пример Горбачёва, президента, оставшегося без государства, слишком уж наглядный. А может, Путину повезло не с нами, а с предшественниками? На их фоне можно было зайти в Кремль с улицы, хуже бы уже не стало.
«Ко мне приехал Чубайс и сказал, что есть очень хороший человек, с которым он работал в Санкт-Петербурге… я и познакомился с Путиным», — разгласил подробности в интервью Познеру Юмашев. А он в марте 1997 года — голова, которой палец в рот не клади — назначенный после Чубайса заведовать администрацией Ельцина. С поста главны контрольного управления президента РФ, где осуществилась «рокировочка» с Кудриным — с представления Юмашева и был дан настоящий старт гению Владимира Владимировича. Это, конечно, немного «приземляет» версию, кем он нам послан. Зато объясняет, с какой звезды в «окружение президента» прилетели ругаемые «системные либералы» и почему они всё никак «не вылетают» обратно. Да потому что — «системные».
«Я часто поражался надуманности журналистских умозаключений. Эксперты и политологи выстраивают целые теории, анализируют мифические цепочки кремлевских взаимоотношений, чтобы логично объяснить то или иное кадровое назначение. Но никаких теорий в современной российской кадровой политике не было, и нет…», — утверждал в «От рассвета до заката» бывший начальник службы безопасности президента РФ Коржаков и я прикроюсь его авторитетностью, видимо, знает, о чём написал в своей книге.
Но и без лишней «надуманности» не сомневаюсь, что Путин действительно являлся народным президентом периода «полураспада». Просто последствия дальнейшей фрагментации «экономического пространства»; обязательные территориальные претензии «субъектов» друг к другу; перспектива оказаться с местными «элитами» и бандитами «один на один» — разбудили коллективный инстинкт самосохранения. Ему-то и следовал Владимир Владимирович, крепя себе «вертикаль», при этом совпадая с чаянием большинства. Ту «войну самих с собою» он выиграл, осталось лишь понять для кого?
«Есть Путин — есть Россия, нет Путина — нет России!», — отчеканил золотом спикер Государственной Думы с фамилией, сразу отвечающей на вопрос: «чей». Иноземные супостаты, естественно, не дремлют, но вот зачем им в данный момент «захватывать» Российскую Федерацию? Она встроена в «международную пищевую цепочку» с самого низа — поставщиком ресурсов, обмениваемых на «китайский труд» через чужие финансы. При таком раскладе, какое-либо «развитие» не подразумевается, значит, стратегической угрозы не представляет. Расчленить? Заодно нарушатся и каналы «перекачки», придётся их опять воссоздавать, теряя время. Отобрать «проклятое наследие» СССР — ядерное оружие? Неплохо бы, но к чему рисковать, вряд ли сами посмеют ударить туда, куда «откладывают». Не бить же по собственным «яйцам». В общем, ограничения на торгашей, именуемые «санкциями», не более чем партнёрское подмигивание: возомнившим «щукам капитализма» всё равно не тягаться с «акулами».
Главная проблема той, «володинской России» — все туда не поместятся, причём «лишних» окажется неизмеримо больше, несмотря на территорию и ископаемое богатство. Не «самое богатое», кстати, принимая во внимание климат, разведанные месторождения на душу населения, глубину залегания, логистику и прочие «нюансы». Но сохранить «володинскую Россию» дело принципа — зря, что ли СССР разваливали и общественную собственность делили? «Скажи-ка, дядя, ведь не даром…» (С)
После «Путин спас», настал черёд и «Путин сохрани». Политожьи выкидыши, типа «трансфер власти» или «консенсус элит» — адресую к «мифическим цепочкам» Коржакова, он круче. Но опять же признаю — вторая величайшая задача Владимира Владимировича, с точки зрения «управленца», гораздо неблагодарнее, ибо не ради большинства. Однако, «войну выигрывает народ», верно?
Многие в своё время отказались от «товарищеского рабства» (латинское социус буквально «товарищ») во имя свободной ипотеки — Путин виноват? И не надо возводить на него напраслину про «возрождение СССР», на том основании, что когда-то имел отношение к КГБ и обладал партийным билетом. Остальных из «окружения» это тоже касается. Иначе дворяне Ленин с Дзержинским «возрождали» Российскую Империю.
Вместо эпилога. Присяга президента СССР Горбачёва (15 марта 1990 года): «Торжественно клянусь … строго следовать Конституции СССР» (утратила силу 12 декабря 1991)
Присяга президента РСФСР Ельцина (10 июля 1991): «Клянусь при осуществлении полномочий президента Российской Советской Федеративной Социалистической Республики соблюдать Конституцию и законы РСФСР…» (утратила силу 25 декабря 1993 года)
Присяга президента РФ Путина (7 мая 2018): «Клянусь при осуществлении полномочий президента Российской Федерации … соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации» (поправлена с увеличением текста почти в два раза в марте 2020 года).
Может, ну её — присягать на Конституции? Хотя, боюсь предположить, что будет, если клясться на Библии…