Сразу же после скандального высказывания американского президента Джо Байдена в адрес президента России Владимира Путина в экспертной среде пошли разговоры о вступлении двух держав в новую холодную войну. Комментируя эти опасения, пресс-секретарь нашего президента Дмитрий Песков заявил — Кремль, естественно, надеется на улучшение отношений с Белым домом, так как это, по большому счету в интересах всего мира.
Однако при этом Дмитрий Песков отдельно подчеркнул, что российское руководство не может игнорировать произнесенные Байденом слова, и на этом фоне он не исключил возможности развития ситуации по наихудшему сценарию, хотя возможности для улучшения отношений двух стран имеются.
На то, что Россия рассматривает все варианты развития событий, намекнул и глава российского МИДа Сергей Лавров, в ходе заседания попечительского совета фонда Горчакова заявивший, что наша страна готова к непростому развитию ситуации в отношениях с США. Страны Запада, подчеркнул политик, дискредитируют те идеалы демократии, которые сами же и пропагандируют, а все попытки Москвы пригласить их к предметному и профессиональному диалогу с конкретными фактами игнорируются.
«Все шире используется изобретение различных небылиц, выдвижение обвинений, доказательства которых предоставлять высокомерно отказываются, да их, судя по всему, и нет. В ход идут всевозможные фейки, причем наряду с фейковым новостями, которыми заполнены СМИ и соцсети, в арсенале западных лидеров появился новый феномен, фейковая, а порой и фриковая дипломатия», — посетовал он.
Если функционеры и политики столь высокого ранга говорят о том, что Россия рассматривает все варианты и допускает реализацию худших из них, значит, вероятность ее конфронтации с Америкой в духе холодной войны 2.0 действительно есть.
Интересно, не разрабатывается ли часом на этот случай в недрах нашего Генштаба очередная операция «Анадырь», чтобы под ворохом шуб, лыж и валенок еще раз доставить межконтинентальные баллистические ракеты в братскую Кубу?
Тогда, без малого 60 лет назад, это спровоцировало острейший Карибский кризис. Возможно ли это сейчас?
— Уровень контактов между нашими странами на данный момент находится на самом низком уровне, — поделился с «СП» своим видением ситуации политолог Марат Баширов, — Однако очень сложно называть нечто, что может произойти [между Россией и США], «холодной войной». Думаю, господин Песков больше драматизирует, нежели всерьез предполагает, что дело может быть еще хуже. Если мы и пойдем на сокращение или разрыв дипломатических отношений, это будет консульский уровень, а в военном положении, полагаю, вряд ли тут что-то изменится, и уж точно ни на какую Кубу мы никаких ракет не повезем.
А вообще, я бы не стал проводить никаких параллелей между той «холодной войной» и нынешним положением дел. С тех пор изменились и Америка, и Россия. Следовательно, то, что происходило тогда, и то, происходит сейчас — совершенно разные геополитические истории, в которых участвуют совершенно разные государства.
С тем, что никаких ракет на Кубу Россия действительно не повезет, согласен и эксперт Центра исследования проблем безопасности РАН Константин Блохин. Впрочем, его резон здесь несколько иной.
— Карибский кризис 1962 года был уникален, потому что на тот момент у Советского Союза не было возможностей доставки средств уничтожения до США с собственной территории. Так что Куба в этом плане просто являлась уникальной возможностью, — разъяснил свою точку зрения эксперт. — А сейчас необходимости в этом нет. Сегодня наши межконтинентальные и гиперзвуковые ракеты благодаря имеющимся технологиям спокойно долетят до нужно цели практически в любой точке мира прямо со своих собственных баз.
Тем не менее, гипотетически, конечно, и повтор сценария «Карибского кризиса», и столкновения времен пика холодной войны а-ля Вьетнам или Афганистан, где США и Россия противостояли друг другу не впрямую, а посредством, так сказать, третьих сил, вполне возможны. Напомню, еще около двух лет назад был опубликован доклад под названием «Сдерживая Россию» за авторством авторитетного американского аналитического центра «Совет по международным отношениям», где впрямую говорилось о том, что США уже находятся в состоянии новой холодной войны с Россией. Причем это утверждали не какие-то ультраправые или ультралевые, а абсолютно центристские политики-прагматики.
«СП»: — Как должна вести себя Россия, чтобы в новой холодной войне избежать «Карибского кризиса 2.0»? Ведь в тот раз лишь по счастливой случайности руководству двух стран удалось наладить продуктивный диалог.
— Я полагаю, объективно нам следовало бы скорректировать траекторию своей внешней политики, которая пока является реакционной. То есть сначала нам строят козни, а потом мы на них отвечаем. А надо бы, образно говоря, переносить игру на доску противника, пусть лучше американцы ломают головы над тем, что же делать с этими русскими. Вот тогда, я вас уверяю, сразу же решится вопрос диалога, о готовности к которому мы заявляем, а США — нет.
Потому что я лично считаю — конструктивный диалог может быть налажен только в результате нового пикового кризиса. Подчеркну — я не имею в виду какое-то непосредственное военное столкновение, я имею в виду именно пиковую точку взаимоотношений. Вспомните, в «старой» холодной войне так называемый процесс разрядки начался только тогда, когда до США дошло — СССР по мощи сравнялся с Америкой. Тогда американские элиты поняли, что лучше садиться за стол переговоров, поэтому, обращу внимание, инициаторами переговоров в тот раз и стали именно Киссинджер и Никсоном.
В новой холодной войне это тоже вопрос психологии. Запад все еще никак не поймет, что с Россией надо договариваться, потому рассматривают этот вопрос через призму собственного пораженчества и слабостей. Поэтому нам надо становиться сильнее, проводя превентивную политику, самим создавая для Америки точки напряжения.
«СП»: — В «старой» холодной войне мы давили на США через Вьетнам, Анголу, ту же Кубу. Сейчас где мы можем приложить усилия, чтобы переломить политическую ситуацию в свою пользу?
— Я бы выделил три главных, на мой взгляд, политических плацдарма для сосредоточения сил нашей дипломатии.
В первую очередь это постсоветское пространство, причем без учета Прибалтики, только страны СНГ. Это ключевое направление. Во-вторых, это Сирия, где мы выступаем гарантом безопасности и территориальной целостности этой страны. В-третьих, это все та же Куба и Венесуэла, особенно в контексте недавних попыток США сменить в последней политический режим. Это наши ключевые союзники в том регионе.
Если же Запад продолжит гнуть свою конфронтационную линию, я бы предположил, что России следует активизировать сотрудничество с Китаем. По крайней мере, наш поворот на Восток в этом контексте выглядит уже укоренившимся трендом.