«Умное голосование» не направлено на решение проблем россиян, истинная цель проекта — попасть во власть, заявил председатель Госдумы Вячеслав Володин.
«Умное голосование» — это про форму, это несодержательный проект, он не направлен на решение вопросов и проблем граждан", — написал Володин в своем Telegram-канале. Он также отметил, что необходимо учитывать, что инициаторы данного проекта находятся за границей.
«Умное голосование» — стратегия, предложенная, чтобы лишить «Единую Россию» голосов на выборах. Избирателям предлагают консолидированно голосовать за определенных кандидатов на региональных и федеральных выборах, чтобы кандидаты от ЕР не одержали победу", — считает спикер Госдумы.
Неужели «Единая Россия» испугалась проиграть предстоящую думскую кампанию? Иначе как еще объяснить слова Володина?
— Скорее всего, это сигнал, предназначенный партиям парламентской оппозиции, — считает политический обозреватель газеты «2000» Дмитрий Галкин.
— Кандидатов по одномандатным округам, которые попытаются использовать в своих интересах технологию «умного голосования», власть, предупредил Володин, будет рассматривать как беспринципных людей, рвущихся к власти при помощи зарубежных спецслужб. Поэтому руководители партий, которые своевременно не отрекутся от таких кандидатов и не добьются их снятия с выборов, могут нарваться на серьезные неприятности. Например, они могут не получить на выборах по партийным спискам тот результат, на который сегодня рассчитывают.
«СП»: — Позвольте, но разве цель любых предвыборных технологий не попадание во власть? Это что-то плохое?
— Чем больше нынешняя политическая система утрачивает доверие общества, тем сильнее представители государственного руководства стремятся продемонстрировать, что власть сама по себе их не интересует, а единственной целью их деятельности является забота о населении.
Если правящая верхушка утрачивает свою легитимность в глазах общества, то тогда становится необходимо дискредитировать саму идею смену власти. Поэтому в федеральных СМИ все чаще можно услышать, что к власти рвутся только циничные и безнравственные люди, а порядочные и совестливые под давлением окружающих берут на себя властные полномочия, чтобы сделать что-нибудь хорошее для страны.
Руководство страны хочет сохранить существующий баланс политических сил, чтобы не допустить появления какой-либо политической игры в Государственной Думе. Но «Единая Россия», которая является важнейшим инструментом сохранения политической стабильности, полностью утратила популярность.
Существует реальная угроза того, что ее кандидаты могут массово потерпеть поражение в одномандатных округах даже в том случае, если явка будет довольно низкой. В этих условиях, кандидат от оппозиционной парламентской партии, сумевший заручиться поддержкой «умного голосования», приобретает огромные преимущества по сравнению с кандидатом от ЕР. Поэтому нужно заранее предупредить руководство парламентской оппозиции о недопустимости использования данной технологии.
«СП»: — У «Единой России» везде враги? Чего ж они так боятся, если «их дело правое». На себя бы посмотрели. Или надеются на телевизор, административный ресурс, русское терпение?
— Сегодня главная задача ЕР заключается в том, чтобы не допустить какого-либо изменения политической системы, не санкционированного верховной властью. В случае социального кризиса (весьма вероятного в случае дальнейшего падения уровня жизни) за реформу политической системы могут выступить даже те оппозиционные партии, которые сегодня не хотят конфликтовать с действующей властью. Поэтому противниками ЕР в нынешней ситуации являются все без исключения действующие силы.
Что касается союзников ЕР, то их число, на мой взгляд, ограничивается федеральными СМИ и административным ресурсом. Падение уровня жизни, насколько можно судить, еще не достигло такого уровня, который российское общество посчитало бы неприемлемым. Если же это произойдет, то оно, как мне кажется, долго терпеть не будет. Хотя, конечно же, действующей власти очень помогает то, что российское общество не испытывает особой нужды в публичной политике и не чувствует к ней сколько-нибудь заметного интереса.
«СП»: — Насколько для партии власти опасно УГ? На выборах в МГД оно им пришлось весьма кстати…
— Для них представляют опасность любые технологии, способные изменить существующий баланс политических сил и тем самым спровоцировать изменение политической системы. Умное голосование теоретически позволяет это сделать. Нужно заметить, что Государственная Дума является единственной властной структурой, которая занимается хотя бы имитацией публичной политики. Поэтому власти намерены жестко контролировать состав будущего парламента.
«СП»: — Кто вообще придумал УГ? Навальный или ещё кто?
— Технологии, напоминающие «умное голосование», используются с незапамятных времен. В том случае, когда власть уже утратила популярность, но у нее еще нет сильного соперника, естественным выходом для сторонников протестных взглядов становится поддержка любых политиков, не связанных напрямую с властью.
Применение подобной технологии действительно может ослабить политические позиции действующей власти и усилить конкуренцию внутри правящей верхушки. Поменять политический режим подобным образом, конечно же, невозможно. Но можно сделать важный шаг на этом пути.
«СП»: — Можно ли говорить, что «объективных» выборов у нас уже не будет? И власть, и оппозиция будут применять некие сетевые технологии, лишающие человека возможности самому выбирать?
— Если в стране появится публичная политика, то многие избиратели будут делать выбор, основываясь на собственной хорошо обдуманной позиции. Но сегодня, когда публичная политика практически отсутствует, подобное электоральное поведение невозможно. Поэтому вплоть до возвращения публичной политики (хотя бы в том виде, в каком она существовала в первой половине 2000-х) результаты выборов будут зависеть главным образом от медийных технологий.
— Строго говоря, Володин никакой Америки не открыл — и «умное голосование», и его прообраз, протестное голосование на парламентских выборах-2011 позиционировались их инициаторами как выбор условно меньшего зла против «абсолютного зла» ЕР, — поясняет политолог Станислав Смагин.
Отметим еще один нюанс. Все тот же Володин семь лет назад озвучил чеканную формулу «есть Путин — есть Россия, нет Путина — нет России». Соответственно, голосование против Путина приравнивается к голосованию против России. У ЕР с Путиным сложные диалектические отношения, с одной стороны, это «партия царя», с другой стороны — «партия плохих бояр при царе», против которой можно голосовать, сохраняя лояльное отношение к «царю», а иногда вообще нужно, чтобы царь «прозрел» и понял, что народ его «бояр» не любит.
Но в текущих международных и внутренних условиях уже и голосование против «Единой России» приравнивается к голосованию против России и работу на внешние центры силы. Оставим здесь в стороне реальные взаимоотношения Навального и Ко с Западом — российская пропаганда регулярно записывает в агенты всех возможных разведок, от украинской до американской, Игоря Стрелкова. Да и мне, ни разу не «навальнисту», периодически приходится видеть под моими критическими материалами и экспертными мнениями комментарии, что я «русофоб» и «пятая колонна». Забавно, что активнее всего так обзываются люди с никами «Александр (Берлин)» и «Патриот (Кёльн)».
«СП»: — Каковы перспективы «умного голосования» на предстоящих выборах?
— Перспективы именно УГ как одноименного феномена сейчас в тумане — по штабам Навального нанесен серьезный удар, оппозиционные партии, ранее с той или иной степенью энтузиазма пользовавшиеся плодами проекта, сейчас будут шарахаться от него, как черт от ладана.
Но не исключено и даже почти неизбежно стихийное, никем особо не организованное протестное голосование. Правда, власть, в свою очередь, уже почти до совершенства довела механизмы, позволяющие делать связь между реальными и необходимыми результатами выборов минимальной.