США пытаются стравить Россию с Китаем, ради чего Вашингтон даже готов «сдать» Москве постсоветское пространство. Об этом на YouTube-канале Iton-TV заявил военно-политический эксперт Яков Кедми.
По его словам, Вашингтон считают своей главной задачей разделить и поссорить Москву и Пекин. При этом антикитайская пропаганда американцев сводится к тому, что КНР якобы является угрозой для всего мира, в том числе для России, в которой агенты США рьяно транслируют те же тезисы, заявляя, что рано или поздно Китай «поглотит» страну, если сотрудничество двух стран в ключевых сферах продолжится.
«Никто не поглотит Россию. Невозможно ее поглотить. И у РФ нет почти никаких противоречий с КНР. Но американцам надо поссорить эти две страны, натравить одну на другую. Поэтому они рассуждают так: если нельзя справиться с Китаем, надо договориться с Россией и пообещать ей все, что угодно, в обмен на отказ от поддержки Китая», — убежден Кедми.
Эксперт при этом считает, что США готовы даже уступить России постсоветское пространство, в том числе Украину, Грузию, Молдавию и Прибалтику, ставших союзниками и партнерами Америки и НАТО, а взамен американцы потребуют отказаться от союза с Китаем.
«Они считают, что в РФ живут такие же идиоты, как те, кто это предлагает», — подчеркнул Кедми, добавив, что Россия не откажется от сотрудничества с КНР, однако в США пока этого не понимают.
Отметим, что Кедми не первый, кто высказывает подобное предположение. Ранее американская The Washington Post писала о том, что планы Китая и России по совместному созданию научной лунной станции — зловещий знак для Запада, указывающий на формирование враждебного альянса. Чтобы избежать укрепления союза, США должны пойти на серьезные уступки — в частности, стоит задуматься о том, чтобы «отдать» Украину…
По словам политолога Всеволода Шимова, в США действительно в последнее время много говорят и пишут о необходимости «оторвать» Россию от союза с Китаем.
— Однако вряд ли речь может идти о каких-то реальных уступках, ведь Россия также рассматривается Западом как «угроза», и усиливать ее позиции на постсоветском пространстве никто не собирается. Западу нужна слабая и подконтрольная Россия, окружённая такими же прозападными марионеточными режимами, которые не будут рассматривать Москву в качестве центра притяжения.
«СП»: — Недавно и в The Washington Post писали, что стоит задуматься о том, чтобы «отдать» Украину. Такие планы теоретически могут рассматриваться?
— Не для того Запад целенаправленно отрывал Украину от России, чтобы теперь ее «отдавать». Враждебная Украина — один из ключевых факторов «сдерживания» России, от которого в Вашингтоне никогда не откажутся.
Конечно, Вашингтон заинтересован в расколе между Москвой и Пекином. Но не думаю, что для этого он будет что-то предлагать Москве. Скорее, усилит работу по дестабилизации внутренней обстановки, стараясь сменить режим. Идеальная Россия в глазах Запада — это Россия эпохи Горбачева и раннего Ельцина, идущая на односторонние уступки без каких-либо встречных требований. Вот к такому формату отношений с Москвой там и хотят вернуться.
«СП»: — Кедми считает, что антикитайская пропаганда американцев сводится к тому, что КНР якобы является угрозой для всего мира, в том числе для РФ
— Китай заинтересован в России как в надёжном и дружественном тыле, а также поставщике ресурсов и технологий. Для него важны совместные с Россией инфраструктурные проекты в рамках инициативы «Один пояс — один путь». Есть интерес в использовании Северного морского пути для транзита китайских грузов. Но говорить о каких-то планах китайской экспансии в отношении России вряд ли уместно.
Китай ориентирован на освоение, прежде всего, Юго-Восточной Азии и Африки. Поэтому нынешний характер стратегического сотрудничества с Россией Пекин вполне устраивает, да и для Москвы это тоже оптимальный вариант.
Китай интересуют сугубо прагматичные вещи, в отличие от Запада, он не проводит ценностно ориентированной политики. Нынешний «стратегический союз» России и Китая основан на совпадении интересов, вряд ли уместно говорить о том, что он перерастет в некий геополитический блок.
«СП»: — Судя по действиям нынешней американской администрации, они не очень-то боятся сближения России с Китаем, сами к этому толкают, фактически объявив обе страны своими врагами…
— В США считают Россию врагом, но врагом достаточно слабым и второстепенным. Сближение Москвы и Пекина, безусловно, нервирует Вашингтон, но не настолько, чтобы идти на какие-то серьезные уступки России и делать ей интересные предложения. Думаю, в США рассчитывают, что им удастся решить «российский вопрос» независимо от того, как развиваются отношения России и Китая.
— В памяти всплывают события 1978−1979 годов, когда ради того, чтобы Китай пошел на разрыв отношений с СССР, США установили дипломатические отношения с КНР, разорвав их с Тайванем, — отмечает политолог, руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития Игорь Шатров.
— То есть если задаться вопросом: «Способны ли США сдать союзников ради достижения своих целей?» — ответ будет утвердительным: «Да, способны!». Исторический прецедент тому имеется. Другое дело, что в нынешней ситуации повторение подобной «рокировки», на мой взгляд, невозможно. Да, пожалуй, отказаться от поддержки прибалтийских государств или Грузии с Молдавией, даже Украины Штаты могли бы, но это не позволило бы достигнуть желаемого результата. По крайней мере, можно быть уверенным, что пока президентом России является такой геополитический гроссмейстер как Владимир Путин, в геополитической связке «Россия — Китай» наша страна точно не будет «слабым звеном» и подобные дешевые провокации не пройдут.
«СП»: — США считают своей главной задачей разделить и поссорить Москву и Пекин. Однако складывается впечатление, что они все делают наоборот — для сближения Москвы и Пекина.
— Действительно, создается впечатление, что США толкают Россию и Китай навстречу другу-другу. Впечатление это ошибочное. Вводя ограничения одновременно против обеих стран, Вашингтон рассчитывает на реакцию внутри них — на то, что против Путина восстанут элиты, что обострятся внутрикитайские противоречия. Не все проблемы можно решить импортозамещением. Например, и Россия, и Китай зависят от мировых финансовых рынков, от доллара, от цен на энергоресурсы. Война против России и Китая идет на всех фронтах — и на внешнеполитическом контуре, и на внутриполитическом.
«СП»: — А реально существует опасность того, что в тандеме Москва-Пекин Москва окажется в положении «младшего брата»?
— Опасность существует. Но и осознание этой опасности у руководства России также присутствует. Нельзя сказать, что российско-китайские отношения строятся исключительно в интересах Китая. Последний пример — прекращение на законодательном уровне массового неконтролируемого вывоза леса-кругляка из России в Китай. Подобный перевод сотрудничества в цивилизованное русло наблюдается и на других направлениях. Отношения выстраиваются взаимовыгодные, а не с односторонним профитом.
Да, Китай активно осваивает Центральную Азию. Влияние Китая в Киргизии, Казахстане растет, а это не просто партнеры России, а государства — члены ЕАЭС. Но обвинять Пекин в экономической экспансии в отношении наших соседей, на мой взгляд, несправедливо.
Китай ведь не запрещает России использовать свои исторические преимущества для того, чтобы вновь закрепиться в тех же государствах Центральной Азии. Однако мы сейчас проигрываем экономическую конкуренцию Китаю. И это объективный фактор, влияющий на многое и в двухсторонних отношениях, и в отношениях с третьими странами. С другой стороны, у нас есть ресурсный потенциал, наша военная сила, научный и образовательный уровень, другие индикаторы, что говорит об относительно равноправном партнерстве двух великих стран.
«СП»: — А вот если гипотетически представить себе, что США захотят «сдать» Украину и Прибалтику. А сами эти страны готовы сдаться? Или Вашингтон прикажет, а они возьмут под козырек?
— Смена «старшего брата» не происходит по указке. Для этого должны сложиться объективные обстоятельства. За годы вне СССР в бывших союзных республиках произошло своего рода переформатирование генетического кода у народов, их населяющих. Это случилось на всех уровнях. Новые традиции, другие правила поведения в обществе и даже в личной жизни, другие экономическая и политическая модели, даже культурная символика, и та другая. Перемены если и случатся, то снизу, а не по указке из Вашингтона. Поэтому план по сдаче постсоветского пространства России в обмен на отказ от сотрудничества с Китаем невыполним. Да и вообще я сомневаюсь, что он когда-то существовал.