Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков подтвердил, что Москва получила приглашение от Вашингтона на организуемый США онлайн-саммит по климату. Однако будет ли участвовать наша страна в мероприятии, в Кремле пока не решили.
«Да, действительно, приглашение получено. Но вместе с тем пока отсутствуют детали. Сейчас по дипломатическим каналам через наше посольство в Вашингтоне и через американское посольство здесь в Москве мы пытаемся выяснить детали: как это будет происходить, кто там будет принимать участие и так далее», — сказал Песков журналистам.
Ранее президент США Джо Байден заявил, что пригласил на виртуальный саммит по климату 40 мировых лидеров, в том числе президента РФ Владимира Путина и председателя КНР Си Цзиньпина. Мероприятие должно состояться в конце апреля.
Приглашение Байдена последовало после его резких заявлений в адрес России и ее президента. Отношения США с Китаем также находятся далеко не на высшей точке.
Неизвестно, будут ли в таких условиях Владимир Путин и Си Цзиньпин принимать участие в организуемом США саммите, а, главное, нужно ли им это? Представители Белого Дома не так давно говорили о том, что Вашингтон не исключает сотрудничества Россией, но только по тем вопросам, которые выгодны самой Америке. Очевидно, климат к таким вопросам относится.
Но ведущий научный сотрудник Центра исследования проблем безопасности РАН, политолог-американист Константин Блохин сомневается в том, что Москве нужно продолжать играть в американскую игру. Тем более что саммит может превратиться в парад обвинений в адрес Китая и России в нанесении ущерба экологии.
— Участвовать в этом саммите в принципе можно, но необходимо продемонстрировать свое недовольство из-за последних событий и высказываний американских политиков. Сделать это можно, серьезно понизив статус участников, чтобы Россию представлял не Владимир Путин, а кто-то с гораздо менее высоким положением. Тем самым мы бы продемонстрировали свое отношение к США.
«СП»: — Ожидается, что саммит будет проходить онлайн. Есть ли вообще смысл в нем участвовать?
— Из-за пандемии коронавируса весь мир переходит к виртуальному общению. Например, на Мюнхенской конференции Джо Байден тоже выступал онлайн. Так что в самом формате ничего особенного нет. Другой вопрос, нужно ли нам участвовать в таких мероприятиях США. Я считаю, что рваться на них нам не стоит.
С одной стороны, климат — важная повестка. Но с другой, с точки зрения наших приоритетов, национальных интересов и, главное, отношений с США, это не самая ключевая тема. Обычно с американцами мы пытаемся обсуждать вопросы, связанные с их выходом из договора по ракетам средней и меньшей дальности (РСМД), с перспективами расширения НАТО, с проблемами Украины и послевоенного обустройства в Сирии. У нас масса нерешенных вопросов, которые приоритетнее климатических.
Но в Вашингтоне прямо заявили, что будут сотрудничать с Россией только в тех областях, которые представляют интерес для самих США. Я считаю, что и нам нужно сотрудничать с ними в тех сферах, которые представляют интерес не только для США, но и для России.
Дело даже не в климате, мы не против обсуждения этих вопросов. Проблема в том, что у американской элиты отсутствует интерес в диалоге с Москвой. Мы же постоянно, даже до инцидента с заявлением Джо Байдена, демонстрировали готовность к этому диалогу.
Но слова Байдена, по сути, стали сигналом о начале форсирования политики сдерживания России. Поэтому нам нужно готовиться к долгосрочной и системной конфронтации с Западом. Нам не выйти из-под удара. Ни о какой нормализации российско-американских отношений не может быть и речи не только в краткосрочной, но и в среднесрочной перспективе. Чтобы эффективно встретить эту новую холодную войну, нам нужно активизировать свою внешнюю политику по всем направлениям. Мы этой холодной войны не хотим, но у американцев нет сомнений в том, что они ее уже ведут, и нам это этого никуда не деться.
«СП»: — Как именно нужно активизировать нашу внешнюю политику?
— Сейчас наша внешняя политика основана на простом алгоритме — Запад бросает нам вызов, а мы отвечаем. Запад создает проблему — мы ее решаем. Вдумайтесь, Вашингтон с 2014 года сгенерировал против нас более 70 пакетов санкций.
Нам нужно уходить от этого алгоритма и перенести игру со своей доски на их доску. Мы должны создавать для Запада проблемы, а потом вместе их решать. Приведу простой пример.
Так называемая разрядка в годы холодной войны была инициирована не Советским Союзом, а Киссинджером и Никсоном в момент, когда СССР сравнялся в ядерном потенциале с США, а страны прошли через ряд кризисов, в том числе и Карибский. Тогда стороны сразу же договорились о создании «красной линии», и американцы были более чем заинтересованы в диалоге.
Сегодня наша политика — это политика реакции. Когда мы будем не просто реагировать на действия США, в том числе принимать или не принимать приглашения на их мероприятия, а объективно создавать для них проблемы, в Вашингтоне задумаются, стоит ли генерировать очередной пакет санкций против России.
В конце концов, разве наш рынок в 144 миллиона человек не является лакомым куском для американских транснациональных корпораций, той же Coca Cola? Если мы откажем этим корпорациям в доступе на наш рынок, мы их, конечно, не обанкротим, но по ним будет нанесен чувствительный удар. И, что еще более важно, их место с большим желанием займут отечественные производители. Это только сыграет на руку российской экономике.
Это именно то, что называется переносить игру на их доску. Тогда и американские элиты станут более скромны в своих заявлениях и суждениях по поводу России. Мы должны брать пример с Китая, который на недавних переговорах на Аляске повел себя предельно жестко. Понятно, что у нас не такая экономическая взаимозависимость с США, как у Китая, и мы не можем им пригрозить таким же ущербом. Но ведь и Пекин рискует гораздо больше нас как раз в виду этой взаимозависимости. Я считаю, что нам нужно действовать с американцами предельно жестко.
«СП»: — Можем ли мы с Китаем выработать единую позицию и, к примеру, совместно игнорировать мероприятия США вроде климатической конференции?
— Мне сложно сказать, что планирует по этому поводу китайское руководство. Но, думаю, что в основном эта климатическая повестка сведется как раз к критике Китая. Вашингтон обвиняет его в загрязнении окружающей среды и прочих нарушениях. И администрация Байдена будет активно использовать эту тему на всех международных площадках, настраивая другие страны против КНР. Думаю, и в Пекине уже сделали соответствующие выводы.
Понятно, что сохранение климата и планеты — это важная тема, она у нас одна, и мы должны ее беречь. Но и здесь многое подменяет политика.