Глава делегации Киева в Трехсторонней контактной группе по Донбассу, первый президент Украины Леонид Кравчук назвал Белоруссию — холуем России, а Россию — врагом Украины.
«Как сказал Солженицын, у России нет друзей: у нее есть или враги, или холуи. Вот сегодня враг — Украина, а холуй — Белоруссия», — цитирует его РИА «Новости».
В Киеве не боятся, что после таких заявлений, Батька обидится?
— Что касается отсутствия друзей у России, мне больше нравятся слова Александра III о том, что у России только два союзника — армия и флот. О дружбе между странами вообще говорить не корректно, можно говорить о партнерстве, союзничестве, возможно, о дружбе между народами, но не между государствами. И еще теперь из Путина, а точнее, из его и нашего детства: кто как обзывается, тот сам так называется. Именно отношения Украины и США напоминают поведение вассала пред очами сюзерена. Кто у кого холуй, мне кажется, видно невооруженным глазом, — говорит политолог, руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития Игорь Шатров.
«СП»: — Кравчук кого представляет? Может ли это быть официальной позицией Киева?
— Де-юре Кравчук в данном случае представляет, конечно же, только себя. Но де-факто это позиция Украины, неоднократно ранее озвученная многими украинскими деятелями. Правда, в отношении Белоруссии прежде не допускалось столь резких оценок.
«СП»: — Про Россию понятно. А вот почему Лукашенко стал в глазах экс-президента Украины холуем? Потому что с Путиным часто встречается и Союзное государство они вместе строят (как — это другой вопрос)? То как Лукашенко дружил с Порошенко, уже забыто?
— Пока оставалась надежда переманить Лукашенко на свою сторону, из Киева в адрес Минска звучали в основном позитивные оценки. Если для Европы Лукашенко был «последним диктатором», то для Украины — чуть ли не лучшим другом. Такую крамолу Запад Украине позволял в расчете на использование её в качестве «троянского коня».
Но сначала провалилась предвыборная операция украинских спецслужб, которая должна была подорвать отношения России и Белоруссии. Затем «ушли в свисток» поствыборные протесты, на волне которых Запад рассчитывал снести Лукашенко. В случае если бы афера с т.н. «ЧВК Вагнера» удалась, Батька не мог бы столь уверенно рассчитывать на поддержку Кремля. И тогда finita la commedia. Но, как говорится, что-то пошло не так, в итоге маски сброшены.
«СП»: — Как после таких заявлений изменятся отношения Минска и Киева? Экс-президент Украины, конечно, не Байден, назвавший Путина «убийцей». Тем не менее, фигура влиятельная на Украине. Лукашенко после обвинений в холуйстве может крепко обидеться. А ведь Минск снабжает Украину техникой, в том числе и оборонного характера, топливо поставляет, украинские товары, особенно сельхозтовары, спокойно в Белоруссии продаются. Да и Крым Батька не признал. И вот — холуй. Топнет ли Лукашенко ногой после этого?
— Не берусь предсказывать поведение Лукашенко. Но так как Кравчук — сбитый летчик, белорусский президент может и пропустить его слова мимо ушей. Но если Украина перейдет от слов к делу, например, введет санкции против Белоруссии, думаю, ответ последует.
Украине в нынешнем своем состоянии терять нечего, потому она способна на все. Байден ведь чуть ли не военную помощь пообещал в случае войны с Россией. Эйфория в Киеве сейчас по этому поводу огромная. Так что Белоруссия под горячую руку запросто может попасться. Что ж, глядишь, и Крым частью России в таком случае Александр Григорьевич признает.
Продолжает разговор белорусский политический обозреватель Кирилл Озимко.
«СП»: — Чем объяснить выпад Кравчука?
— Вероятно, тем, что формально Белоруссия является союзником России по Союзному государству, ЕАЭС и ОДКБ. На Западе, на Украине преувеличивают значение этих объединений, на самом же деле эти союзы во многом слабо реализованы, и внешняя политика Минска часто отличается от интересов России.
На Украине также опасаются, что политический кризис в Белоруссии подтолкнет Минск к углублению интеграции с Россией. И некоторые шаги по сближению действительно стали появляться, например, было подписано визовое соглашение между сторонами.
Украину нервирует и то, что одной из наиболее успешных сфер сотрудничества Белоруссии и России выступает оборона. Стороны регулярно проводят совместные учения. В Киеве иногда звучат опасения «нападения на Украину с белорусской стороны». Но это, скорее, медийный шум и демонстрация недоверия к Лукашенко, чем реальные опасения.
«СП»: — Заявление Кравчука услышат в Минске?
— Кравчук сегодня не принимает важных решений на Украине. Это политический пенсионер, поэтому вряд ли его слова серьезно повлияют на отношения двух стран. Куда серьезнее в Минске воспринимают решения и заявления действующей власти.
«СП»: — Чем Батька может ответить Украине? Крым признает?
— Нет, я не думаю, что будет признан Крым или сделаны какие-то серьезные внешнеполитические решения. Потому что вопрос Крыма уже давно вышел за рамки украинской повестки. Признание полуострова частью России вызовет гнев на Западе, а Лукашенко невыгодно полностью сжигать мосты с ЕС и США.
В Минске до сих пор надеются сохранить отношения с Западом, как до выборов 2020 года. В Белоруссии понимают, что в случае разрыва с Западом, у республики в регионе не останется никого, кроме России, и тогда Москва может жестче поднять вопрос об углублении интеграции.
«СП»: — А разве разрыв с Западом еще не свершившийся факт? Лукашенко верит, что там еще что-то можно спасти?
— Для Запада главная проблема — это не Лукашенко, демократия и права человека, а возможное углубление интеграции Белоруссии и России. По этой причине в Брюсселе и Вашингтоне сохраняют для Лукашенко некоторые возможности для возобновления диалога, пусть и не настолько интенсивного, как было до выборов.
Запад ввел сугубо символические санкции против Белоруссии. Хотя там была возможность ввести более жесткие и нанести серьезный экономический урон, что пошатнуло бы власть. Но Запад этого не сделал — там не хотят рисковать, потому что думают, что полным разрывом с Лукашенко воспользуется Россия.
Кроме этого, в Минск готовится вернуться посол США. И вручение верительных грамот будет означать фактическое признание Лукашенко в Белом доме. Грубо говоря, переворот не вышел, и Запад постепенно возвращается к игре в долгую в Белоруссии.
«СП»: — Насколько для Киева важны отношения с Минском и наоборот? Ради чего стороны могут ими пожертвовать?
— Минск и Киев являются друг для друга важными экономическими партнерами. 50% бензина и дизельного топлива приходит на Украину с белорусских предприятий, а для Минска и вовсе Украина выступает в качестве второго по значимости торгового партнера (больший объем торговли у Белоруссии только с Россией).
Важны друг другу стороны и в политической сфере. Украина, развивая сотрудничество с Белоруссией, ценит нейтральность Минска в российско-украинских разборках. Для Белоруссии украинское направление важно при проведении «многовекторной» внешней политики — не сосредотачиваться только на России.