Впервые я попал на Донбасс в сентябре 2014-го: приехал в Луганск и вступил в ополчение ЛНР вместе со своими товарищами-нацболами. Весной 2015-го, после Дебальцевской операции и заключения Минских соглашений, вернулся к мирной жизни. На Донбассе у меня остались друзья и приятели, так что информацию я получаю не только из сводок новостных агентств. Расскажу немного о своем видении сложившейся там ситуации.
В последние две недели Донбасса стало много. Самые жесткие на моей памяти заявления российских официальных лиц касательно Украины. Поездка Зеленского, несколько комично (сказывается профессия) выглядящего в каске и бронежилете, в район, приближенный к линии фронта. Нахмуренные брови американцев, грозящих из-за океана своими военными кораблями. Горячо дышит в телефон Ангела Меркель. Как водится, в Литве и Польше говорят что-то русофобское.
Очень много рассуждений о весьма вероятном российско-украинском конфликте в мировой прессе. Большая часть авторов публикаций считает инициатором грядущего обмена ударами (почти решенное дело, по мнению аналитиков, этот обмен ударами) Россию. Мы-то с вами понимаем, что Россия в партии с Украиной играет черными фигурами, но если говорить о пропаганде, то западные СМИ преподавали там, где российская пресса пропаганде училась.
Изрядно подзабытый с 2015-го года Донбасс вновь вырос в информационном плане. Трудно сдерживать чувства, когда один за другим под обстрелом артиллерии и ударами беспилотников гибнут русские дети. И это праведные чувства. Должна ли Россия защитить Донбасс, принудить Украину к миру, если потребуется, военной силой? Конечно, должна.
Донбассу есть за что любить Россию, но есть и за что иметь на Россию обиду. Если бы Российская Федерация ввела войска на Юго-Восточную Украину в 2014-м, когда украинской армии просто не существовало, то никакой войны бы не было. Дети и взрослые — тысячи человек, остались бы в живых. Сотням тысяч человек не пришлось бы бежать из родных мест. Западные санкции против России были бы введены в любом случае — за Крым, даже просто в связи с самим существованием проводящей независимую политику России.
Военная операция весной 2014-го не состоялась. Россия ограничилась полумерами августа 2014-го, когда несколько батальонно-тактических групп «северных» разгромили всю боевую группировку ВСУ. Зимой 2015-го, после заключения Минских соглашений, ДНР и ЛНР оказались в странном, подвешенном состоянии — ни мира, ни войны, ни признания Россией.
Мирной жизнь в ДНР и ЛНР назвать сложно. Кто-то работает за копейки, кто-то уехал — на заработки или насовсем. Качество жизни по сравнению с 2013-м упало в разы. С Украиной у Донбасса побиты все горшки, пролитая кровь и взаимная ненависть никуда не делись. Но и с Россией отношения не идеальны.
Статус Донбасса должен стать более определенным. В идеале — включение в состав России ДНР и ЛНР в границах бывшей Донецкой и Луганской областей Украины. Возможны и иные варианты, но существование в качестве жителей отдельных районов Донецкой и Луганской областей Украины (ОРДИЛО) граждан ДНР и ЛНР откровенно достало.
Так что насчет возобновления войны на Донбассе? Иностранные эксперты ошибаются (оставим за скобками степень преднамеренности ошибки). Грозные заявления российских официальных лиц и демонстративное передвижение войск к украинской границе свидетельствуют не о том, что Россия готовит боевые действия, а о том, что Россия пытается их предотвратить.
Намного вероятней, что полномасштабные военные действия начнут вооруженные силы Украины. Украинцы нашли вдохновение в недавней войне в Карабахе. Почувствовали себя немного азербайджанцами. Выучили волшебное слово Bayraktar.
Но вот когда Украина нанесет удар? Вряд ли в апреле. Решительное наступление требует некоторой доли внезапности. Сейчас ее нет и в помине. Слишком громкое бряцание оружием — признак работы на публику, съемки нового сезона сериала «Слуга Народа».
Россия в лице вице-премьера Дмитрия Козака прочертила для Украины красную линию, после которой вмешательство ВС РФ является неизбежным. Крупная наступательная операция против Донбасса может стать концом Украины как государства.
Поэтому Украина пока что воздержится от большого наступления. ВСУ попробуют создать длительную, ставшую привычной напряженность. Усиленные обстрелы, подтянутая к линии фронта военная техника. Возможны локальные наступательные операции из серии боев за одну деревню и три оврага.
Украина попробует измотать армии ДНР и ЛНР в окопах, притупить бдительность войск. Всё это время страны НАТО будут оказывать дипломатическое давление на РФ, будут пытаться заставить Россию отказать ДНР и ЛНР в военной поддержке.
Санкции против нашей страны в любом случае не отменят. И в любом случае введут новые, повод найдут. Россию нужно быть твердой, Донбасс этого заждался.
CМОТРИТЕ ПО ТЕМЕ
Редактор отдела политики «Свободной Прессы» Михаил Синельников-Оришак и шеф-редактор Украинского информагентства УНИАН Роман Цимбалюк о ситуации в Донбассе, военном противостоянии на российско-украинской границе и уроках развала СССР в программе «Разговор с (не!) приятелем».
Подписывайтесь на YouTube-канал «Свободной Прессы». Мнения, аналитика, репортажи!
Прямая ссылка передачи на YouTube
► Об обострении ситуации в Донбассе читайте в материалах «Свободной Прессы»