В России начнут действовать обновлённые критерии оценки эффективности глав регионов, Соответствующее постановление утвердил председатель правительства Михаил Мишустин.
«Документ включает 38 методик: 19 — для расчёта показателей за предыдущий год, ещё 19 — для установления целевых значений на будущее. Индикаторы покрывают важнейшие вопросы социально-экономического развития, в их числе — ожидаемая продолжительность жизни, темпы роста реальных зарплат, качество образования, объёмы жилищного строительства, экологическое благополучие региона», — несколько витиевато говорится в сообщении на сайте кабмина.
Методика также включает критерии, которых не было в версии документа от 2019 года. В частности, речь идет об уровне вовлечённости граждан в волонтёрскую деятельность и занятия спортом, динамике посещения культурных мероприятий, «цифровой зрелости» госорганов.
«Показатели будут отражать успехи региональных властей в достижении национальных целей развития, утверждённых Президентом России. При этом субъекты, продемонстрировавшие лучшие результаты, смогут рассчитывать на дополнительные дотации от федерального центра», — отмечается в сообщении.
У руководителя «Политической Экспертной группы» Константина Калачева отношение к такой системе амбивалентное, проще говоря, двойственное. Потому что многое смущает:
— Дело не в субъективизме, а в том, что возможности регионов изначально несопоставимы. Страна большая и многообразная. Депрессивные Курганская области и Забайкалье не продемонстрируют лучшие показатели. Лучшие будут у ХМАО, ЯНАО, Москвы, особенно, когда речь идет о посещении учреждений культуры и волонтерстве.
Я помню как в Кургане возрождали кинопрокат. Это был проект «Единой России»: ранее закрытый кинотеатр с помпой открыли. Не знаю, единственный ли он в Кургане. Мы прекрасно понимаем, когда речь идет о 38 методиках, конечно, здорово, что правительство пытается мотивирован регионы, но уровень вовлеченности жителей в волонтёрскую деятельность и занятость спортом, а также цифровая деятельность госорганов зависят от ресурсов, которыми регион располагает.
Ожидаемая продолжительность жизни также напрямую не связана с деятельностью губернаторов, с моей точки зрения. Да и темпы роста зарплат не связаны напрямую с работой губернатора, так как где-то, условно говоря, начался большой инвестиционный проект или заработал большой системообразующий блок, значит, зарплаты пошли вверх. Но это не отдельная заслуга губернатора.
А экологическое благополучие региона? Если там изначально находится «грязное» производство, хоть в лепешку расшибись, но там не будет такого же чистого воздуха как, например, в Якутске.
Наверное, должны быть объективные критерии оценки, но, может, их стоит сократить? Рост валового регионального продукта, объем привлечённых инвестиций, рост реальных доходов населения, социальное самочувствие.
С одной стороны, надо приветствовать желание связать систему оценки губернаторов с задачами национального развития, необходимость их стимулировать, но насколько это будет полезно?
Петербургский политолог Юрий Светов заметил, что подобные критерии разрабатываются не первый раз, доходило до нескольких сотен, потому сокращали.
— Дело благое. Без критериев оценивать работу кого-бы то ни было сложно. У ученых — индексы цитируемости, у актеров — занятость в спектаклях, а у чиновников и губернаторов — как они решают дела на благо общества. Главный вопрос в проверке реализации намеченного — достигнуты ли, верифицированы ли показатели. Кроме того, поощрении и наказании за достижение или не достижение показателей. И третье — какие из показателей считаются ключевыми: можно полностью решить проблему волонтерского движения, а дороги по-прежнему в дырах.
Мой жизненный опыт показывает, что, к сожалению, в первую очередь спрашивают за то, что к жизни людей в регионе имеет достаточно касательное отношение. Речь идет о показателях на выборах, продемонстрированных партией власти «Единая Россия», о том, как голосовали на президентских выборах. За это спрашивают, делают нагоняи, снимают с работы, а остальное… Бывает, что проворовался, тогда снимут. А чтобы кого-то отстранили за реальный провал в развитии, вспомнить трудно.
Все хорошо, вопрос в том, что будет с благими намерениями? Надежда на то, что Мишустин, возглавляя налоговую службу России, показал себя человеком жестким и требовательным, намечал показатели и жестко спрашивал за их выполнение.
Кроме того, надо, чтобы все показатели были в свободном доступе, чтобы любой пользователь интернета, живущий в регионе, мог зайти на сайт своей администрации, посмотреть, какие показатели установлены, сравнить их с другими регионами и отследить их выполнение. В этом случае можно надеяться на реальные подвижки.
«СП»: — Может, в таком случае оценку работы губернатора доверить жителям регионов? Они же на месте видят лучше, чем из Москвы, и могут высказаться, проголосовав на выборах.
— Мы всегда говорим, что реальную оценку дают избиратели на выборах. Это совершенно точно. Но избиратели разные и у всех свои интересы. Как в этом случае достигнуть баланс?
Например, жителям центра Петербурга надо одно — чтобы ничего в центре не строилось, не трогалось, может, только зелени добавляли. Жителям окраинных районов надо, чтобы строили детские сады, школы, ремонтировали и прокладывали дороги
Выборы — ключевая проверка, но между ними должен быть спрос и контроль.
«СП»: -Так, может, нахождение губернатором этого баланса интересов и есть главный критерий?
— Тогда надо вспомнит еще об одной стороне. Сколько у нас ходит народа на выборы? Процентов 40. А что с интересами остальных 60? Они, конечно, сами виноваты, что не ходят на выборы. Но они живут в городе, области, платят налоги. Он тоже имеют право на то, чтобы учитывались их интересы.
Как я уже сказал, все пытаются свети к критерию, о котором говорил выше — лояльность губернатора центру, получение голосов на выборах партией власти. Значит, губернатор хороший. Этот принцип, который реализовывался довольно долго, привел к серьезным провалам в целом ряде регионов, расцвету коррупции, воровству, которое прикрывалось только лояльностью.
«СП»: — А готовность избирателей прийти на участки разве не критерий?
— Мне нравится американская поговорка: в Конгресс попадают плохие парни, потому что хорошие на выборы не ходят.
Политический консультант Дмитрий Фетисов предлагает воспринимать предложенную систему не как абсолютную.
— Многое будет зависеть от того, насколько качественно будут выставлять оценки. Только практика покажет эффективность или неэффективность этой системы. Но как элемент обратной связи о ситуации на местах правительством будет использоваться.
У нас метод уравнивания регионов на практике зачастую не работает, потому что очень большой блок вопросов по социальной сфере, что наиболее актуально и важно для людей.
«СП»: — Не секрет, что на бумаге все может быть красиво, а жизнь показывает совершенно другое. Не приведет ли это к тому, что чиновники начнут подгонять цифры? И не дойдет ли дело и тут до каких-то коррупционных схем?
— Здесь нет коррупционной составляющей. Это вопрос качества исследования по данным критериям, в том числе как из Москвы будут объяснять чиновникам на местах, для чего это нужно. Мы сейчас видели подход Мишустина, который во время коронавируса активно проявлялся — требуют объективных показателей, чтобы помочь, где требуется. Если этот принцип будет делегирован в данную модель мониторинга, чиновники будут понимать, что им не надо рисовать цифры, то система окажется эффективной. Если же будут рисовать цифры, чтобы показать, как все хорошо, хотя ситуация не соответствует действительности, то это будет печальная практика, такой мониторинг работать не будет.
Здесь выборы — один из показателей, но электоральность не может быть абсолютным критерием оценки глав регионов.