Свободная Пресса на YouTube Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен

Зачем Навальному в колонии Коран?

Максим Шевченко о том, почему оппозиционер заговорил об исламе в начале мусульманского поста

4202
Зачем Навальному в колонии Коран?
Фото: Михаил Метцель/ТАСС
Материал комментируют:

Отбывающий наказание по делу «Ив Роше» в ИК-2 города Покрова Владимирской области оппозиционный политик Алексей Навальный сообщил, что подал на ее администрацию в суд. В нем он пожаловался на то, что ему вот уже в течение месяца не отдают привезенные с собой книги, и в том числе — Коран, который, по словам руководства, необходимо проверить на экстремизм.

«В этом случае вопрос касается не только чтения, но и права на вероисповедание. Однако каждый раз меня устно и письменно информировали, что все без исключения книги должны пройти проверку на экстремизм, что занимает в ИК-2 по три месяца. Я не понимаю, что такое проверка Корана на экстремизм. Как это выглядит вообще?» — говорится в заявлении на имя начальника колонии, фото которого было опубликовано в его аккаунте Instagram.

Читайте также

Социальные сети довольно быстро запестрели комментариями на эту тему.

«Почему Навальный говорит именно о Коране в то время, когда у мусульман начинается священный месяц Рамадан? Он что, пытается теперь „раскачать лодку“, столкнув лбами российскую власть и исламский мир?», — - задаются вопросом одни пользователи.

«Подождите, а как вообще человек, отбывающий наказание в одной из наиболее жестких колоний России, спокойно публикует посты в социальных сетях? Ведь совсем недавно наши власти говорили о том, что вопрос доступа заключенных к мобильной связи в колониях надо как можно скорее и кардинальнее решать?», — недоумевают другие.

— Навальный, несомненно, встречается со своими адвокатами, которые вполне могут, запоминая его слова, как-то транслировать их в социальные сети, — предположил в беседе с «СП» журналист, член Совета «Левого фронта» Максим Шевченко. — Да и потом, поверьте, даже в самой строгой тюрьме есть возможность что-то передавать «на волю» через посредников. Я лично ничего предосудительного здесь не вижу, человека не нужно доводить до крайности даже в тюрьме, которая не должна быть местом его духовного уничтожения и человеческого унижения.

Тюрьма не должна стирать в порошок. Да, это место заключения, да, это изоляция от общества, но это не должно быть адом. Человек, в чем бы он ни был обвинен, должен иметь возможность контактировать со своими близкими в конце концов. И наши тюрьмы с этой точки зрения имеют огромные перспективы для гуманизации, того, что братья Вайнеры называли «Эрой милосердия». Она, к сожалению, от нашей исправительной системы еще далеко.

«СП»: — Ваши слова вполне могут быть истрактованы как сочувствие Алексею Навальному.

— Моя принципиальная позиция по жизни заключается в том, что я всегда выступал, выступаю и буду выступать на стороне любого заключенного в его борьбе с режимом. В этом свете, думаю, человек имеет полное право исповедовать любую религию, какую захочет. И никто не может и не должен говорить ему, что коль скоро он Алексей, то обязательно доложен быть православным. Никто не вправе осуждать его за то, что он, предположим, пожелает считать себя приверженцем растафарианства. Но я считаю, что это заявление Навальный сделал специально, пытаясь привлечь внимание к проблемам заключенных-мусульман, которых в его колонии, как, впрочем, и во всех пенитенциарных учреждениях Владимирской области, очень много.

«СП»: — В чем заключаются эти проблемы?

— Одна из основных заключается в том, что людям не дают молиться согласно их вере. Других проблем также много. Поверьте, если в них углубляться, их только перечислять придется очень долго. Поэтому скажу только, что именно к мусульманам наша исправительная система предъявляет особую жесткость. Поэтому я вполне допускаю, что этот жест Навального — просто акт солидарности с другими заключенными. А это очень важно для того, чтобы человека воспринимали в правильном свете в местах отбывания наказания, утверждают люди, знающие этот особый мир изнутри.

Читайте также

«СП»: — Чем можно объяснить такую нелюбовь к мусульманам со стороны российской пенитенциарной системы?

— Подавляющее большинство попадающих в колонии мусульман осуждаются либо по 205, либо по 208 статьям УК РФ. Это либо терроризм, либо вовлечение и склонение к участию в незаконных вооруженных формированиях, равно как и их организация. Это очень серьезные и тяжелые статьи, и в личных делах таких осужденных режим ставит метку — такой-то человек, молясь, может проводить религиозную экстремистскую агитацию среди других верующих. И поскольку в системе нет специалистов, способных отличить радикальный исламизм от нерадикального, уже сама молитва рассматривается как такая пропаганда и агитация.

«СП»: — Почему так вышло?

— Потому что российская власть, в отличие от советской, долгое время пренебрегала исламоведческой наукой. В СССР был Институт востоковедения при МГУ, великолепная кафедра востоковедения была при ЛГУ, были другие институты. Там исламоведение было поставлено очень хорошо, восходя к школам академиков Бартольда и Крачковского. Но сейчас все это находится в сильнейшем упадке и запустении. Поэтому, не вкладываясь в изучение вопроса и диалог с мусульманами, власти проще запретить, так сказать, на всякий случай, как можно больше всего.

А это не решает вопрос, только усугубляет его. Так что можно по-разному воспринимать самого Навального, это личное дело каждого, но борьбу с режимом он ведет. В данном случае — используя слабость, неповоротливость и недальновидность последнего в отношении мусульман. Этим актом он, безусловно, завоевывает их доверие, повышает свою популярность у них. Это же довольно обманчивое ощущение, что в строго охраняемой тюрьме ничего нельзя сделать. Заключенные очень тесно связаны друг с другом, и по зонам информация подчас расходится даже быстрее, чем по интернету.

Читайте также

«СП»: — Почему, кстати, жесткое отношение нашей исправительной системы к мусульманам усугубляет вопрос?

— Потому что попроси, скажем, Навальный, Библию или Тору, ее на предмет экстремизма проверять бы не стали. А вот несколько переводов Корана были в свое время внесены в список экстремистской литературы. В частности, перевод азербайджанского ученого Эльмира Кулиева, который был запрещен, если не ошибаюсь, одним из судов Краснодарского края. Я лично встречался с этим выдающимся человеком, он абсолютно светский, и его перевод Корана популярен не менее академического перевода академика Крачковского, выдающегося знатока арабского языка. В то время как Россия, на минуточку, является наблюдателем в Организации исламского сотрудничества, ранее известной как ОИК.

Между тем настоящий-то экстремизм лежит не в самих переводах, которые могут быть разве что удачными или не очень удачными. Он заключается в тафсирах — трактовках, интерпретациях — Корана, который сам по себе экстремистским быть не может по определению. Некоторые из них при желании можно трактовать как признание того, что всякая власть просто вынуждена совершать преступления, и нет власти, которая не имела бы отношения к убийствам. При желании вообще и Евангелие можно экстремистски трактовать. Одно только «не мир пришел Я принести, но меч» чего стоит.

«СП»: — Получается, российский режим посредством своих институтов фактически признает ислам экстремистской религией?

— Я бы не стал говорить за весь режим, потому что в нем, поверьте, много абсолютно вменяемых людей. Они есть, например, в числе членов национального антитеррористического комитета, и в Администрации президента, и в Фонде поддержки исламской культуры. Есть сотрудники спецслужб, прекрасно отличающие мусульманина, ищущего просветления, от мусульманина, ищущего место для закладки бомб. И слава Богу, после крайне спорных решений судебной системы, которая им не подчиняется, это дело все-таки взяли под контроль, что не позволило столкнуть лбами Россию и весь мусульманский мир.

Последние новости
Цитаты
Игорь Юшков

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности

Дмитрий Солонников

Директор Института современного государственного развития

Дмитрий Казаков

Член совета профсоюза "Учитель"

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
СП-Видео
Фото
Цифры дня