Белоруссия обвинила Польшу в нарушении воздушного пространства страны. По информации Минобороны РБ, 12 апреля 2021 г. неустановленное воздушное судно пересекло границу республики со стороны Польши, а затем возвратилось на польскую территорию.
«В связи с данным инцидентом 13 апреля 2021 г. в белорусское оборонное ведомство был вызван атташе по вопросам обороны при Посольстве Республики Польша в Республике Беларусь, которому было заявлено о необходимости проведения разбирательства по данному факту и информирования белорусской стороны о его результатах», — говорится в сообщении Минобороны Белоруссии.
Их польские коллеги, разумеется, отрицают факт нарушения. Как заявило оперативное командование вооруженных сил Польши, воздушное пространство постоянно контролируется.
«Военные воздушные суда 12 апреля в вечерние часы не выполняли полетов вблизи государственной границы Белоруссии и Польши», — говорится в сообщении командования, опубликованном в Twitter.
Примечательно, что министр обороны России генерал армии Сергей Шойгу 13 апреля в ходе поездки на Северный флот сообщил, что за последние три года Североатлантический блок нарастил военную активность у российских границ, не забыв упомянуть и Польшу.
«В Польше и странах Балтии усиливаются группировки войск США, принята и реализуется американская концепция „четыре по тридцать“, по сравнению с прошлым годом в два раза увеличена интенсивность воздушной разведки и в полтора раза — морской», — заявил он.
Глава Минобороны добавил, что ежегодно в Европе НАТО проводит до 40 крупных мероприятий оперативной подготовки, имеющих явную антироссийскую направленность, а весной этого года объединённые вооруженные силы альянса начали самое масштабное за последние 30 лет учение «Дефендер Юроп — 2021». Он подчеркнул, что сейчас американские войска перебрасываются через Атлантику, идёт перемещение войск в Европе к российским границам и основные силы концентрируются в Причерноморье и Балтийском регионе.
«Всего рядом с нашей территорией будет сосредоточено 40 тыс. военнослужащих и 15 тыс. единиц вооружения и военной техники, в том числе стратегической авиации», — сказал Сергей Шойгу.
Глава военного ведомства сообщил, что Россия уже приняла соответствующие меры.
Политолог-американист, профессор Академии военных наук Сергей Судаков напомнил, что Белоруссия и Россия — союзнические государства.
— Слишком часто стали возникать казусы, когда военные силы, скажем так, враждебных России государств постоянно нарушают пространство либо России, либо Союзного государства. Правоприменительная практика говорит о том, что есть четкое понятие границ не только суверенного, но и союзнического государства.
Польша неоднократно проявляла интерес к тому, чтобы стать лидером т.н. Малой Европы как настоящая военная держава. В 2016 году, когда Дональд Трамп пришёл к власти, он всячески начал давить на то, что Германия является экономическим локомотивом Европы, а Польша должна стать военным. Несмотря на маленький размер и все имеющиеся плюсы и минусы, расчет очень простой — у Польши очень большие амбиции.
«СП»: — А почему это происходит именно сейчас?
— В большом западном мире существует понятие создания так называемых комплексных казусов, или кейсов. Если что-то случилось один раз, возможно, не повториться никогда. Если что-то случилось два раза, будьте уверены, что произойдёт и три, и четыре раза.
Мы видим, что Запад, ведомый США, страны, входящие в НАТО, начинают сейчас проводить максимально агрессивную политику и политику провокаций. Можно дразнить и собаку, и льва, и даже медведя, но проблема в том, что вера в то, что медведь сидит на цепи — это неправильная концепция.
Нынешние провокации делаются исключительно для того, чтобы прессе можно было рассказать, каким образом жёсткая Россия реагирует на разные кейсы. Эта жесткая Россия может реагировать и по-другому. Нельзя забывать, что такое «казус белли». Это тогда, когда мы можем включиться в настоящую большую войну. Я считаю, что в нашей доктрине надо четко прописать, что такое «казус белли» — это ядерное оружие на наших границах, это враждебные действия в отношении России. Мало ли что в голову придет Польше — они разместят у себя ядерное оружие и скажут, что это для того, чтобы спасаться от страшных русских.
Но есть и совокупность «казусов белли». Я полагаю, что всегда есть переход количества в качество: мы не отвечаем, не отвечаем, но в какой-то момент ответим. Готовы ли страны, которые поддерживают и разделяют идею большой войны, принести горе в свою семью? Готовы ли начать большую войну? Нет. Одно дело покусывать медведя, другое — вступить с ним в бой. Они не готовы, сейчас они наигрывают себе очки, но цена может быть очень высокой.
Мы терпим, мы делаем вид, что не обращаем внимания, но прекрасно ведем счет всех обид, которые нам наносят. И прекрасно понимаем, к чему это ведет.
Я полагаю, что страны Запада, которые сейчас идут на провокации, должны понимать, что ответ России будет максимально жестким. А политики, которые говорят, что Россию можно как угодно оскорблять, что она ничего не сделает — сильно лукавят.
«СП»: — То есть нынешняя провокация направлена также и против России?
— У нас Союзническое государство. Провокация специально делается там, чтобы понять, как Россия поступит, если это происходит с союзническим государством, как поступит, если нарушение будет в Черном море или на Тихоокеанском направлении. Разные направления, чтобы посмотреть, что является точкой уязвимости. В этом задача.
«СП»: — А с военными учениями НАТО в Европе это может быть связано?
— Естественно. Это предтеча того, что происходит. Учения — это также фактор того, насколько это надо делать. Агрессия и провокации возрастают в разы, потому что будет понятно, как Россия реагирует, как перебрасывает войска
«СП»: — Это может подтолкнуть к появлению в Белоруссии наших новых военных баз, частей?
— Этого и ждут наши западные оппоненты. Они полагают, что прямо на следующий день мы будем усиливать наши военные объекты там. Но мы соблюдаем принцип достаточности. Чтобы уничтожить мир, не нужна тысяча ракет, как считают западные корпорации. Достаточно пяти.
У нас очень мобильная переброска войск. Если надо будет, мы очень быстро перебросим нашу группировку и защитим границы.
Доцент кафедры политической теории МГИМО Кирилл Коктыш полагает, что воздушное судно, пересекшее границу, не было идентифицировано как военное, иначе реакция была бы жесткая. Он также надеется, что ситуация далее эскалироваться не будет.
— Планка и так достаточно высоко поднята. Тем не менее, ружье может выстрелить, даже вися на стенке.
Понятно, что подобные полеты — это тестирование системы ПВО, даже когда это происходит под видом гражданских «кукурузников», воздушных шаров
«СП»: — Если такой объект будет сбит, это может привести к обострению отношений? В данном случае отношения между Белоруссией и Польшей и так накалены.
— Страна имеет право сбивать неопознанные суда на своей территории. Если не ошибаюсь, в Белоруссии был как-то расстрелян воздушный шар с двумя американцами, которые без уведомления или с затянутым уведомлением пересекли границу. Воздушный шар летел на стратегический объект. Шар расстреляли с самолета, американцы погибли. Прецедент есть.
Член-корреспондент Академии военных наук РФ, к. военных н. Александр Бартош считает, что подобные нарушения являются провокационными действиями Запада в рамках общего военного давления на Россию и Белоруссию.
— Сейчас в Польше и ряде стран Восточной Европы идет подготовка к масштабному учению «Защитник Европы». Не исключено, что все делается в рамках оказания военного давления на Белоруссию.
Учащения разведывательных полетов, возможные нарушения воздушного пространства могут плохо закончится для тех, кто их позволяет себе. Это может закончиться, как принято в международной практике, тем, что после нескольких предупреждений воздушное судно собьют.
«СП»: — То есть президент Белоруссии Александр Лукашенко может пойти на такой крайний шаг?
— Не только Лукашенко. Любое государство, уважающее суверенитет, обязано выступить с предупреждением о недопустимости подобных действий. Если они не будут восприняты должным образом, то государство должно принять другие меры по защите своего воздушного пространства, своих границ.
«СП»: — Если собьют, это не приведет к серьезному конфликту?
— Не думаю, что дойдет до серьезного конфликта, тем более, если будет доказано, что воздушное судно нарушило воздушное пространство страны и не реагировало на предупреждения.