Парадокс, последние пять-шесть лет буквально накануне наших протяженных рождественских каникул обязательно кто-то из депутатов предлагал новогодние гуляния сократить, а вот «сэкономленные» свободные дни добавить к майским праздникам, когда миллионы дачников отправляются поднимать свою персональную целину. И вот свершилось! Указом президента дни солидарности трудящихся слились в единый отпускной поток с Днем Победы.
Теперь всем нам остается только гадать, сохранятся ли теперь наши новогодние бдения в компании президента и фильмов Гайдая. И что имела ввиду Валентина Матвиенко, утверждавшая, что майский отдых можно «выкроить» за счет других праздничных дней. Неужто в архив будет сдан странный праздник 4 ноября, придуманный с одной целью: вытравить из общественной памяти красный день календаря — 7 ноября. Впрочем, очевидно, что с продуманными стратегическими решениями нынешние майские каникулы соотнести трудно. Скорее всего, речь идет о поспешном и чисто политическом шаге в условиях все более сложной социально-общественной конъюнктуры.
Понятно, что обращенная к президенту просьба Анны Поповой, главы Роспотребнадзора, слить в единый поток майские праздники не родилась экспромтом, а была заранее согласована и проработана. В интерпретации Поповой целесообразно было удлинить праздничную паузу, чтобы таким образом максимально ограничить социальные контакты и пресечь третью волны пандемии. Правда, более года, несмотря на тревожные цифры распространения все более экзотических штаммов коронавируса, никаких, даже усеченных, локдаунов не вводилось. За исключением, пожалуй, лишней недели, добавленной московским школьникам к новогодним каникулам.
Можно, конечно, предположить, что не обремененные дачной собственностью граждане воспользуются новой рабочей паузой, чтобы сделать хотя бы первую прививку «Спутником V». Между тем, уже очевидно: сроки достижения коллективного иммунитета будут сдвинуты с конца августа на ноябрь. Более того, социологические опросы постоянно свидетельствуют о том, что 40% наших сограждан не доверяют ни качеству отечественных вакцин, ни нашему здравоохранению. Причем в психологическом плане эта тенденция во многом отражает общее недоверие к власти в целом.
Но вряд ли есть сомнения в том, что, помимо чисто медицинских причин, у нового праздничного послабления есть иные резоны. И выглядят они чисто политическими. Собственно, и COVID -19 давно стал у нас в стране важным фактором, изрядно меняющим политические расклады на всех уровнях системы. Все же помнят, насколько выросли персональные акции столичного мэра в начале апреля прошлого года, когда Сергей Собянин чередой решительных антиковидных действий, что называется, возглавил национальную повестку. Новый на тот момент премьер Михаил Мишустин признал приоритет инициатив Москвы и их значение для остальных регионов.
Аналитикам оставалось лишь гадать, выйдет ли такая активность Собянину боком, учитывая, что фактически он в какой-то момент оттеснил в информационном плане даже главу государство. И действительно, с тех пор президент старается не выпускать из своих рук инициативу по борьбе с китайской напастью, превратив ее в, пожалуй, главный свой политический козырь.
Лишним свидетельством чему стала «ковидная часть» его послания. Владимир Путин даже позволил себе оторваться от подготовленного текста и весьма эмоционально в очередной раз призвал россиян решиться на прививку. Собственно, и объявление майской затяжной паузы прекрасно вписывается в личную кампанию президента, озабоченного-де сбережением народа. Притом, что такой подготовленный экспромт отправил в ступор и бизнес, которому придется теперь оплачивать дополнительные нерабочие дни, да и самих дорогих россиян, многие из которых по давно заведенной привычке поспешили оформить в промежутках между официальными праздниками отпуска. Но, как писал классик, народ и следует держать в состоянии постоянного изумления.
Впрочем, президентское Послание не просто так пролило на сограждан «золотой дождь». Неспроста вновь слегка подразвязан мешок с государственной кубышкой.
Фактически своим выступлением Владимир Путин начал новый предвыборный цикл, который завершится в сентябре, и результатам которого в Кремле придают особое значение. И не зря, поскольку новый состав парламента по идее будет осуществлять законодательную власть и на рубеже потенциального транзита власти — в 2024 году. И в силу внесенных конституционных поправок решать судьбу очередного правительства, выдвигаемого премьера и его заместителей, возможно, уже при новом президенте.
Значит, желательно сохранить в Госдуме конституционное большинство самой «Единой России», пусть и вкупе с той же «второй ногой власти» триединой «Справедливой Россией», стремящейся залезть на поле левых сил.
Поэтому для формирования нужного состава Госдумы VIII созыва Кремлю очень важно всеми доступными средствами смягчать недовольство электората, растревоженного и ростом безработицы, и падением уровня жизни. А потому содержащиеся в Послании обещания разнообразных выплат гармонично дополняется лишними выходными в самое жаркое для многих семей время. Как известно, в наши дни, даже на фазендах среднего класса, вчерашние раскатанные газоны активно подрезаются огородами и теплицами. Элементы натурального хозяйства активно возвращаются в наш быт. О зиме у нас начинают думать еще в начале мая.
К тому же еще Карл Маркс учил, что богатство общества определяется свободным временем его членов. Так что богатеть нам предлагается сразу несколькими путями. Сначала затяжные майские, потом период отпусков, а к началу учебного года и выплаты на каждого школьника по десять тысяч рублей. Рейтинг партии власти, по идее, в результате всех этих усилий должен подрасти.
Но есть и еще одна не столь видимая причина. Далеко не всех нынче можно удовлетворить скромными выплатами и дополнительными выходными за госсчет. А теплая погода, как ничто другое, обычно стимулирует уличный протест, остающийся кардинальной проблемой для действующей власти. Особенно, если судить по числу силовиков, выведенных на улицы 21 апреля.
А вот дополнительная праздничная пауза может подтолкнуть ту самую молодежь, наиболее динамичную часть общества, к активной перемене мест. И, в конечном итоге, временно ослабить давление на власть протестной волны. Да, 21 апреля по призыву оставшихся соратников Алексея Навального уличные выступления не повторили январского размаха. Однако они все-таки состоялись, вопреки сильному противодействию. Причем рост числа участников таких выступлений отмечен уже не в столицах, а во вполне себе еще несколько лет назад спокойных провинциальных городах. В том же Саратове, например, куда в «деревню, в глушь» собрался сослать свою дочь герой Александра Грибоедова. Но и российская провинция перестает быть сонной, следящей в основном по телевизору о далеких столичных волнениях.
Так что, майская пауза кому-то для отдыха. А кому-то — для осмысления реальности. Но все ею воспользуются без всякого сомнения по-своему…