Владимир Зеленский хочет вынести вопрос Донбасса на всеукраинский референдум. Такое заявление он сделал в ходе пресс-конференции, посвященной второй годовщине его президентства. «О государственном референдуме. Думаю, должен быть вынесен самый важный вопрос — о ситуации на Донбассе. Уверен, что через некоторое время мы представим его на суд народа с такой тематикой. Это может быть один из планов, если не сработает другой», — отметил Зеленский.
Его слова вызвали большой резонанс как в украинских, так и в российских средствах массовой информации. Хотя конкретики в них немного.
Президент не уточнил, какой будет возможная формулировка вопроса и будут ли результаты референдума обязательны для исполнения. По существу можно сказать только то, что Зеленский противопоставляет референдум другому плану, о котором тоже ничего конкретного не сообщается. Но мы и так понимаем, что имеет в виду президент Украины. Задекларированная им цель — добиться согласия России на изменения ключевых положений Минских соглашений.
В частности, Киев не желает закреплять в Конституции особый статус Донбасса, проводить всеобщую амнистию участников вооруженного конфликта и организовывать выборы в отдельных районах Донецкой и Луганской областей (ОРДЛО) до восстановления контроля над границей с Россией.
Есть и другие спорные вопросы, но это три главные «красные линии», которые Зе-команда наотрез отказывается переходить.
Говоря о наличии плана, украинский президент выдает желаемое за действительное. Два года его президентства показали, что никакого четкого плана нет. Офис президента во главе с Андреем Ермаком просто убеждает своих российских коллег, что текст Минских соглашений «устарел», он якобы не соответствует сегодняшним реалиям. Но никаких конкретных аргументов в пользу этого утверждения почему-то не приводится.
Мирные договоренности 2014−2015 годов могли бы устареть только в том случае, если бы «незалежная» нарастила достаточную военную мощь для силового решения конфликта. Некоторые украинские «ястребы» считают, что это произошло.
Замсекретаря Совета национальной безопасности и обороны (СНБО), генерал Сергей Кривонос на голубом глазу говорил, что ВСУ готовы прогнать «российских боевиков» с «оккупированных» территорий — нужен только приказ главнокомандующего. Зеленскому, впрочем, хватило ума этот приказ не отдавать. На публике он может сколько угодно говорить о готовности противостоять Вооруженным силами РФ, но любой здравомыслящий человек понимает, что разгром украинской армии при таком развитии событий неизбежен.
Киеву остается только повторять, как мантру, что Минские соглашение нужно изменить. Иначе…
А что иначе? До недавнего времени этот вопрос оставался без ответа. Теперь Зеленский, наконец, прояснил ситуацию. Если усилия по принуждению России к сдаче Донбасса окажутся безрезультатными, президент Украины воспользуется своим правом инициировать референдум по ситуации в Донбассе.
Сама по себе идея довольно здравая. Хотя бы потому, что у населения на подконтрольных и неподконтрольных Киеву территориях вообще не поинтересовались, как они относятся к Минским соглашениям. А ведь речь идет о важнейшем вопросе. Выполнение Минских соглашений или отказ от их выполнения определят сам облик украинского государства.
С другой стороны, время для проведения подобного референдума уже упущено.
Зеленский мог воспользоваться этим инструментом в начале своей каденции. По большому счету, у него было два варианта. Первый — условно «деголлевский». В стиле отца Пятой Республики президент Украины решительно выполняет Минские соглашения, затыкает рот всем недовольным и аргументирует это тем, что получил от народа мандат на соответствующие действия.
Второй вариант — это референдум. На суд народа можно было вынести текст «Минска». Хотя здесь, опять же, многое зависело бы от позиции лично Зеленского. Вопрос судьбы Донбасса в украинском обществе до сих пор не актуализирован — люди элементарно не знают, как относиться к договоренностям «нормандской четверки». Да что там простые люди! Сами депутаты Верховной Рады прошлого созыва, вероятно, в большинстве своем не читали ни Минских соглашений, ни закона об особом статусе Донбасса, который они же принимали. Просто Виктория Нуланд на встрече с представителями парламентских фракций пояснила, что нужно проголосовать «за»…
С референдумом — та же история. Если бы Зеленский сказал, что он готов реализовать все ключевые положения «Минска» (и для Украины это было бы благо), то народ с высокой долей вероятности его бы поддержал.
Но для этого нужно, как минимум, правильно сформулировать вопрос. Сегодня очевидно, что по существу спрашивать народ о его отношении к Минским соглашениям Зеленский не будет. Сам закон «О народовластии через всеукраинский референдум» не позволит этого сделать.
В тексте документа перечислены вопросы, которые не могут выноситься на голосование. Среди них — «направленные на ликвидацию независимости Украины, нарушение государственного суверенитета, территориальной целостности Украины, создание угрозы национальной безопасности Украины, разжигание межэтнической, расовой, религиозной вражды». Между тем, сам Зеленский и его ближайшие сподвижники считают Минские соглашения в их нынешнем виде инструментом ликвидации украинской независимости, суверенитета
Путем проведения референдума президент Украины может добиться только одного — снятия с себя ответственности за судьбу Донбасса. Сегодня у него еще есть пространство для маневра. Теоретически, к примеру, он мог бы найти компромиссный вариант по вопросу контроля границы во время проведения местных выборов в ОРДЛО. Если же народ Украины на референдуме заявит, что выборы можно проводить только после возвращения Донбасса под фактический контроль Киева, то никакой компромисс будет невозможен. Если народ откажется закреплять особый статус Донбасса в Конституции, то осуществить этот пункт Минских соглашений Зеленский уже точно не сможет.
Вероятно, этим он и пытается припугнуть Кремль. Не хотите идти на уступки — мы проведем референдум с очевидными и не самыми приятными для вас результатами.
Есть и другая версия происходящего: Зеленский просто решил применить на практике инициированным им самим закон «О народовластии через всеукраинский референдум». Народ очень любит, когда власть его о чем-то спрашивает. Возможно, нынешнему президенту это поможет заработать дополнительные электоральные очки.
«Это все-таки референдум не по Донбассу, это референдум по Украине. Зеленский принял стратегию длительной власти, и уходить он не намерен. Подобные заявления — часть стратегии движения ко второму сроку. Слова о референдуме — попытка использовать современные тенденции, показать электорату „Зеленского- реформатора“. Так что это не более чем политическая работа Зеленского на внутриукраинском поле для удержания себя во власти и пролонгации этой власти на второй срок. Ничего этот референдум не будет решать», — полагает бывший спикер Народного Совета ДНР Андрей Пургин.
В таком случае вопрос референдума будет максимально оторван от реальности. Опыт использования идиотских формулировок у Зе-команды имеется: во время прошлогодних местных выборов она интересовалась у избирателей, поддерживают ли те идею создания на Донбассе свободной экономической зоны. 46,7% проголосовали «за», 47,02% - против. И как это повлияло на перспективы мирного урегулирования конфликта?