Страны ЕС запретят белорусским авиакомпаниям использовать воздушное пространство европейских стран, кроме того, в Брюсселе призвали европейские компании отказаться от полетов над Белоруссией. Это стало реакцией на инцидент с самолетом, который был посажен в Минске для задержания оппозиционера Романа Протасевича.
Ранее от полетов над Белоруссией отказались несколько компаний, в том числе Lufthansa, KLM, и латвийская AirBaltic.
С Латвией Белоруссия и вовсе оказалась на грани разрыва дипотношений. После того, как на чемпионате мира по хоккею власти Риги подняли бело-красно-белый флаг оппозиции вместо государственного флага Белоруссии, глава белорусского МИД Владимир Макей потребовал от всех сотрудников посольства Латвии покинуть страну. Латвия ответила зеркально.
Прервать дипломатические контакты с Белоруссией призвали депутаты Верховной рады Украины. Ранее президент Владимир Зеленский поручил проработать решение о прекращении прямого авиасообщения с Минском.
Одной из первых запретила своим авиакомпаниям использовать белорусское воздушное пространство Литва.
— Логично, что именно Прибалтика демонстрирует самую нервную и воинственную реакцию, — считает эксперт аналитического портала Rubaltic.ru Алексей Ильяшевич. — Белорусский кризис для Литвы (в меньшей степени — для Латвии и Эстонии) — это и способ самоутвердиться на международной арене, и даже элемент внутренней политики. Те же литовские консерваторы перед прошлогодними выборами обвиняли своих оппонентов в том, что они недостаточно активно воюют с режимом Лукашенко.
Истерия закономерна и ожидаема. Задержание Протасевича стало настоящим подарком для прибалтов, которые в последнее время с горечью наблюдали за стабилизацией ситуации в Белоруссии и за тем, как Западная Европа теряет интерес к этой теме. Поэтому, кстати, в истории с экстренной посадкой самолета в Минске вполне может быть элемент провокации со стороны западных спецслужб. Я это допускаю. Протасевича запросто могли «скормить» Лукашенко, чтобы поднять новую волну ненависти против него.
Я предвосхищаю начало масштабной антибелорусской кампании — с новыми санкциями, с дипломатическими войнами и кучей мелких пакостей, подобных той, что учинили в Латвии. Замена государственного флага Белоруссии на бело-красно-белый может стать трендом ближайших дней, то же самое будут делать в других странах. Возможно, на это и делается расчет. Но до какой черты дойдет эта истерия — сказать трудно. Мне по-прежнему кажется, что передовые страны ЕС не хотят ставить крест на Лукашенко и тем самым подталкивать его к более тесной интеграции с Россией. Едва ли судьба отдельно взятого провокатора Протасевича здесь что-то кардинально поменяет.
«СП»: — Но не создал ли батька операцией своих спецслужб опасный прецедент?
— Батька никаких прецедентов не создавал, об этом уже много сказано. Соседняя Украина примерно то же самое делала в 2016 году, когда развернула самолет «Белавиа» под угрозой поднятия в воздух истребителя. А история с «вагнеровцами» — это принципиально то же самое. Может, она и вдохновила батьку?
Скорее всего, решения «облетать» Белоруссию стороной будут принимать на уровне отдельных компаний и отдельных стран. Это уже происходит. Это, конечно, может ударить и по россиянам, которые на Запад летают как раз через Белоруссию. Ситуация, как по мне, довольно серьезная.
«СП»: — Уже раздаются призывы к бойкоту белорусских нефтепродуктов. Что еще Запад может сделать, на что раньше там не решались?
— Нефтепродукты и удобрения — вот два главных источника наполнения белорусского госбюджета. Тихановская и компания уже давно убеждают западные фирмы отказаться от сотрудничества с «Беларуськалием» (в частности, этого ждут от норвежской Yara).
По поводу нефтепродуктов — тут многое будет зависеть от американцев, которые уже возобновили действие санкций против предприятий концерна «Белнефтехим». А «прелесть» санкционной дубинки в том и заключается, что её можно использовать, как душе угодно. В том числе бить европейцев, которые сотрудничают с компаниями из «черного списка» Минфина США.
«СП»: — Стоило ли ради ареста оппозиционера проводить подобную спецоперацию? Лукашенко так важен этот Протасевич?
— Думаю, перед батькой вопрос так не стоял. Он всегда отличался крутым нравом, а события прошлого года для него — это глубоко личная драма. С врагами нужно разбираться максимально жестко, и точка — вот такая простая логика.
Протасевич теперь выдаст все явки и пароли, раскроет всю подноготную белорусского протеста. Для режима Лукашенко это будет ценная информация. Кроме того, все остальные агенты польских и литовских спецслужб, которые раскачивали ситуацию в Беларуси, не смогут чувствовать себя в безопасности. Это урок для всех, кто думал, что беспрецедентное давление на Лукашенко заставит его хотя бы дрогнуть.
С другой стороны, есть информация, что тем же самолетом недавно летела Тихановская. Очень любопытно, почему её не задержали таким же образом. Побоялись?
«СП»: — Лукашенко ощущает поддержку Москвы? И поможет Москва, если Запад всерьёз решится любой ценой убрать батьку? И были ли его действия, по-вашему, согласованы с Москвой? Но тогда Москва должна была что-то взамен попросить?
— Были согласованы или нет — это гадание на кофейной гуще. Повторюсь, это очень «мутная» история, давайте не будем спешить с выводами. Могу сказать, что опосредовано будет нанесен удар и по международному имиджу России как главной опоры режима Лукашенко. Не случайно, кстати, вслед за белорусскими флагами в Латвии начали снимать флаги РФ.
Вот читаю свежее интервью коллеги Протасевича — Степана Путило. Он жалуется на «армию кремлеботов», которая его атакует. Полностью абстрагироваться у Москвы не получится. Но российско-белорусской интеграции, в самом деле, эта история пойдет на пользу. На первом месте здесь стоит экономика и, возможно, сотрудничество по линии военно-промышленного комплекса. Как вариант — Москва будет настаивать на более решительной переориентации белорусского транзита на порты Ленинградской области. Сейчас как раз идут переговоры по удобрениям (а удобрения из Беларуси — это где-то 25% всего грузооборота Клайпедского порта).
Возможно, активизируются переговоры по поводу вхождения россиян в капитал ключевых белорусских предприятий вроде того же «Беларуськалия». Но Лукашенко к этому очень ревностно относится — не думаю, что даст добро.
— C точки зрения официального Минска, коллективный Запад перешёл красную черту ещё летом прошлого года, когда якобы спровоцировал массовые общегражданские протесты по всей Белоруссии против фальсификации выборов и за соблюдение демократических прав и свобод, — считает исполнительный директор Международной мониторинговой организации CIS-EMO, кандидат политических наук Станислав Бышок. — Спецоперация с фальшивым минированием самолёта в этой парадигме рассматривается Минском не как нападение, но как активная оборона,
Пока есть ощущение, что против Минска в ближайшее время будут введены общеевропейские санкции, а также санкции со стороны США, Канады и ряда других демократий.
«СП»: — Что, если вся Европа прекратит летать над Белоруссией? А могут ли страны Запада в отместку хватать тех, кто поддерживает Лукашенко?
— Сторонники Лукашенко — термин расплывчатый. А вот персональные — или же коллективные — санкции против, скажем, сотрудников государственных медиа и чиновников исключать не стоит.
Рукотворная бесполётная зона над республикой — это, действительно, довольно неожиданный поворот в белорусской, да и общеевропейской динамике. При этом главный вопросом ведь являются не детали спецоперации по аресту Протасевича, здесь всё кажется более-менее прозрачным. Принципиальный вопрос в другом: зачем Лукашенко ухудшать и без того крайне плохие отношения с Западом? Очевидно, конкретный Протасевич вряд ли представлял серьёзную угрозу белорусскому режиму. И получается, что сейчас возможность вести хоть какую-то многовекторную внешнюю политику у Лукашенко фактически исчезла.
«СП»: — Обычными ничего не значащими санкциями против белорусских чиновников тут не ограничится? Могут ли за батьку взяться всерьёз?
— Возможно общее понижение дипломатического представительства стран Европейского союза и, шире, западных демократий. Помимо нефтепродуктов эмбарго может быть теоретически введено на вообще любую торговлю с республикой. Естественно, любые санкции будут интерпретироваться Минском — и транслироваться через государственные медиа — как очередное доказательство агрессивных планов Запада в отношении республики. Есть, однако, сомнения в том, что подобная оборонческая информационная линия вызовет прилив энтузиазма у белорусского общества.
«СП»: — Отдавал ли Батька себе отчёт о последствиях такого шага? На что рассчитывал? На поддержку Москвы? А что Москва за это попросит? Может, Крым признает, если с Украиной разорвут отношения?
— Существует два нарратива в связи с этой спецоперацией. Один — патологический, предполагающий, что Лукашенко настолько отрешился от реальности, что, защищаясь от предполагаемых врагов, делает хуже себе. Другой — конспирологический, предполагающий далеко идущие планы, связанные с углублённой кооперацией Минска и Москвы. Иными словами, в одном случае исходят из того, что мы, внешние наблюдатели, видим картину реальность гораздо полнее и отчётливее, чем Лукашенко, а в другом — что мы вообще ничего не понимаем, а понимают те, кто составляет секретные планы, хранящиеся в сейфах всяческих совбезов.
Пока, согласно риторике российских официальных и приравненных к официальным лиц, Москва по-прежнему будет поддерживать белорусского президента. Признание или непризнание Крыма здесь не играет никакой роли. Ситуацию изящно описал один из лучших отечественных политических журналистов Александр Баунов: «Самым ценным [белорусским] активом [Россией] признан А.Г.Лукашенко, который защищает смоленскую дорогу. Защитит ли он ее без помощи своих граждан, вот вопрос».