Владимир Путин провел телесовещание с руководством «Единой России» и победителями состоявшегося в воскресенье праймериз. Мероприятие показало, что ЕР намерена завоевать доверие избирателей переориентацией на социальные вопросы. Поможет ли это обелить репутацию партии, голосовавшей за пенсионную реформу — вопрос открытый.
«В ходе предварительного голосования прошло много встреч, люди делились тем, что наболело, проблемами, с которыми сталкиваются каждый день. Звучали предложения, наказы. За их реализацию вся партия будет нести ответственность. Это основа для всей дальнейшей работы. В том числе — для подготовки программы партии», — сказал Путин.
После короткого выступления председателя ЕР Дмитрия Медведева было много выступлений победителей предварительного отбора. Бросилось в глаза, что все они были выдержаны в одном стиле безграничной готовности протеже ЕР быть с народом.
Все участники праймериз доложили президенту, что постоянно встречались с людьми, выслушивали их просьбы, собирали наказы, разрабатывали инициативы. Кандидаты шли в народ, а народ тянулся к ним, как к родным. Люди говорили про условия труда и отсутствие детских площадок, поддерживали идею организовать спортивный клуб для пенсионеров и умилялись молодостью и красотой выдвиженцев.
По всей видимости, во власти поняли, что народ нельзя мотивировать голосовать за ЕР абстрактными речами о величии России, победах на международной арене, героической обороне духовных скреп. Решили сделать акцент на вещи более приземленные: дорожный знак у школы, разметка на переходе, пандус у подъезда.
Только забудут ли россияне, как «Единая Россия» голосовала за пенсионную реформу и фактически обрекла российских мужчин работать до могилы? Захотят ли граждане отдать голоса тем, кто серьезно ограничил возможности участвовать в выборах альтернативным кандидатам?
Недавно Медведев заявил, что «Единая Россия» это «партия большинства», она занимает места в парламенте благодаря поддержке людей и при этом действует в условиях конкуренции. Но насколько это соответствует действительности?
Директор Центра изучения гражданского общества Института инновационного развития, политолог Денис Зоммер считает, что «Единая Россия» пытается создать иллюзию полноценного избирательного процесса:
— Если мы посмотрим на победителей праймериз, то увидим, что в их поддержку была масштабная кампания. Большая часть кандидатов, участвовавших в праймериз, самостоятельно такой кампании вести не могли: это требует больших ресурсов.
Победу одерживает, как правило, тот, на которого власть изначально сделала ставку. Поражает рьяность, с которой кое-где к организации предварительного голосования подошли местные власти. Скажем, в округах Москвы победитель получил максимум 30 тысяч голосов, но есть регионы, где у них по 70 тысяч. Это какая же была явка?! И это ставит под сомнение сам инструмент праймериз. Ощущение, что власть отрабатывала модель, которую будет проецировать на федеральных и региональных выборах.
Однако наше общество не настолько управляемое, как хотелось бы властям. В регионах, скорее всего, будут сюрпризы. Да «наверху» и сами не уверены. Иначе зачем было уговаривать бюджетных работников участвовать в праймериз?
«СП»: — Сможет ли переориентация ЕР на социальные проблемы принести ей дополнительную популярность?
— Конечно, власть хотела бы прибавить реальной поддержки «Единой России». Но скорее всего мы видим симуляцию и отработку того, что будем наблюдать в сентябре.
Тем более сама «партия власти» на деле не сильно обращает внимание на социальные проблемы. Например, именно ЕР постоянно тормозит закон о «детях войны». Просто потому, что не получила отмашки сверху. И это как раз свидетельствует о нежелании слышать то, что говорят простые люди между собой, о реально существующих проблемах.
Так что я не стал бы рассматривать проценты явки на праймериз как реальную поддержку ЕР. Иначе «партия власти» просто займет все места в Госдуме. В реальности, на мой взгляд, оппозиционные партии смогут рассчитывать на немалый процент голосов.
Интересно и то, что в ряде округов ЕР двигает не членов партии и даже людей, критикующих прежние решения «партии власти». В частности, повышение пенсионного возраста. Причем админресурс работает на таких критикующих кандидатов в большей степени, чем на непосредственно кандидатов от ЕР. Думаю, что такие «гамбиты» будут и на выборах.
Сейчас ЕР показывает, что хоть и готова занять 100% мест в Госдуме, но будет делиться мандатами с остальными в надежде, что остальное поле будет совершенно управляемым. При этом никак ЕР не ориентируется, что общество может решить иначе. Но об этом не думают.
«СП»: — Какие последствия может иметь разрыв между планами ЕР и реальной поддержкой среди граждан?
— Люди перестанут доверять тем цифрам, что будут видеть в результатах. Если во власти не одумаются, то это может привести к серьезным последствиям. У нашей страны очень богатое прошлое и граждане иногда способны совершать по-настоящему исторические события.