Тревожный звоночек опять прозвучал для жителей Курил, Сахалина и всей России. Выступая перед представителями СМИ на только что завершившемся Петербургском международном экономическом форуме, президент страны Путин, отвечая на вопрос о территориальных претензиях Японии на три южных острова Итуруп, Кунашир, Шикотан и группу островов Малой Курильской гряды (в Японии их называют Хабомаи), выразился крайне двусмысленно, что опять породило сомнения: уж не собираются ли российские власти все-таки отдать восточному соседу т.н. «северные территории»?
Казалось бы, о чем вообще речь, ведь согласно новой редакции Конституции РФ, территория России едина, неделима и неотчуждаема, а любые призывы к передаче части российских земель являются уголовно наказуемым преступлением. Иначе говоря, вопрос, кому принадлежат Курильские острова, закрыт полностью и окончательно. Как и вопрос принадлежности Крыма, Карельского перешейка и Выборга или, к примеру, Пыталовского и Печорского районов Псковского области и части Кингисеппского района Ленинградской области. Что бы там по этому поводу ни гундели на Украине, в Финляндии и Латвии с Эстонией.
Известно высказывание Путина, допустим, о латвийских претензиях к России: «Уши от мертвого осла им, а не Пыталовский район». Однако в отношении Курильских островов позиция главы государства, мягко говоря, уклончивая. Хотя до этого официальный представитель российского МИДа Мария Захарова заявила, что передачу Японии островов нельзя даже обсуждать, поскольку это противоречит Конституции, глава государства фактически дезавуировал мнение собственных дипломатов.
Отвечая на вопрос японского журналиста на ПМЭФ-2021, Путин в частности сказал: «Да, у нас внесены изменения в Конституцию. Безусловно, мы должны это учитывать, но я не считаю, что мы должны приостанавливать разговор по мирному договору. Здесь много очень тонких вопросов, и в ходе предварительных дискуссий мы поставили перед нашими коллегами, друзьями и партнерами по этим переговорам ряд вопросов, в том числе связанных с обеспечением безопасности».
И добавил: «Мы исходим из того, что Москва и Токио в стратегическом плане заинтересованы в заключении мирного договора».
Но Конституция является законом прямого действия, и ее положения нужно не «учитывать», а безоговорочно исполнять. В заявлениях же Путина по факту соблюдение конституционных положений увязывается с конъюнктурными соображениями целесообразности их использования в зависимости от хода переговоров с другой стороной.
Как будто неясно, что никакие переговоры с Японией на эту тему невозможны априори, поскольку позиция Токио неизменна и сводится к следующему: сначала верните нам хотя бы два острова, потом мы, возможно, подпишем мирный договор и продолжим требовать оставшиеся «северные территории».
Ну и зачем терять время попусту?
Мы уже не раз задавали вопрос, а ради чего весь сыр-бор? Зачем России вообще мирный договор с Японией, если спокойно жили без него 75 лет и еще тыщу проживем? На экономические отношения наличие или отсутствие этого документа никак не влияет, на культурные, спортивные, гуманитарные и прочие связи — тоже. Этот самый пресловутый мирный договор как та овчинка, которая не просто не стоит выделки, а и не нужна вовсе, потому что суровый климат давно изменился.
Между тем в Токио оговорки Путина расценивают по-своему, понимая их как чуть ли не слабость России и ее готовность расстаться с островами. Надо лишь еще чуть-чуть поднажать, и Москва сломается. При том в политическом торге рассчитывают именно на нынешнего российского лидера, вспоминая его увлеченность японскими единоборствами и любовь к восточной традиции. Здесь вспоминают, что в сентябре прошлого года Путин и премьер-министр Японии Ёсихидэ Суга договорились продолжить переговоры по Курилам «на основе прежних соглашений».
А на днях агентство «Киодо» привело мнение депутата верхней палаты японского парламента Мунэо Судзуки, который считает: «Проблему северных территорий можно решить только при президентстве Путина. Если это упустить, то в будущем решения не будет».
Странная, согласитесь, похвала в адрес руководителя державы, с которой у твоей страны имеется давний неурегулированный территориальный спор. Так в чем же смысл переговоров?
— Действительно, единственным содержанием мирного договора с Россией для Японии является передача ей от нашей страны части Курильских островов. В 2010 году японским парламентом уже принят закон, по которому российские острова Итуруп, Кунашир и Малая Курильская гряда (в японском понимании — Шикотан и т.н. «Хабомаи») объявлены территорией Японии, — считает председатель Сахалинского областного отделения Русского географического общества, член Межрегиональной организации японоведов, заместитель председателя Межрегионального общественного движения «За территориальную целостность Российской Федерации «Русские Курилы» Сергей Пономарев. — Всё это хорошо известно российской стороне.
«СП»: — Но есть же Конституция России, с этим-то как быть?
— По инициативе Межрегионального общественного движения «За территориальную целостность Российской Федерации «Русские Курилы» в Конституцию России в 2020 году была внесена поправка о неотчуждаемости российских территорий. Напомню, что в президентском пакете поправок в Конституцию, внесенном 20 января 2020 года в Государственную Думу, этой поправки не было. Мы опубликовали ее 19 января 2020 года, направили в Администрацию Президента, в Рабочую группу по поправкам, для страховки внесли в Государственную думу через сенатора от Сахалинской области Ю.Архарова. 14 февраля ее озвучил член Рабочей группы актер Машков. Наконец 2 марта 2020 года с нашей поправкой согласился и президент, включив ее в пакет поправок ко втором чтению законопроекта вместе с поправкой Ю.Архарова. 14 марта 2020 года она была принята.
Поэтому нам было удивительно слышать от Президента Российской Федерации, заявившего 4 июня 2021 года на Петербургском мировом экономическом форуме (ПМЭФ) что «мы не должны приостанавливать разговор с Японией по мирному договору».
Откуда эта архаика? О каком мирном договоре можно говорить, если состояние войны между нашими странами прекращено с момента подписания Японией 2 сентября 1945 года Акта капитуляции перед великими державами, в том числе СССР?
Более того, устанавливая 19 октября 1956 года дипломатические отношения между нашими странами, стороны еще раз заявили о прекращении состояния войны между нашими странами.
Зачем нам какой-то еще мирный договор, если мир между странами есть, а известно, что для Японии это лишь средство удовлетворения территориальных претензий?
Видимо, сильны в федеральных властях настроения выполнить обещание Хрущева 1956 года уступить Японии Малую Курильскую гряду после заключения мирного договора. Для оправдания этого используется идея о приоритете международных договоров над российским законодательством. И норма Конституции о неотчуждаемости наших территорий оказывается недостаточной при слабости политической воли при ее реализации.
Печально видеть эти странные дипломатические «танцы» на площадке российской Конституции с вернейшим военным союзником США и нашим геополитическим противником.
Пора прекращать всякие переговоры на этом направлении!