Российские власти планируют вернуться к политике укрупнение регионов, в результате чего в России должна остаться 41 мегатерритория.
Как сообщает URA.RU. власти изменили тактику объединения регионов, встреченного в штыки жителями и элитами субъектов РФ. Теперь планируется использовать мягкий механизм создания агломераций. По словам источника URA.RU., первыми участниками проекта станут восемь субъектов страны. Впоследствии этот опыт будет распространен на другие регионы.
Собеседник издания рассказал, что в правительстве в проекте Фронтальной стратегии развития страны, которая разрабатывается под руководством Марата Хуснуллина, объединение субъектов РФ будет вестись в виде создания межрегиональных агломераций. На Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ-2021) вице-премьер объяснил, что «мегаполисы должны развиваться в первую очередь», так как там сосредоточены «наибольшие точки роста». Эта позиция основана наопыте работы чиновника в московской мэрии, где он работал в 2010—2020 годах и занимался градостроительной политикой (в том числе Новой Москвы — бывшей территории Подмосковья), развитием Московского железнодорожного узла.
По данным инсайдера, уже определены «приоритетные агломерации первого порядка» — Московская, Петербургская, Казанская и Краснодарская.
Самой крупной в России является столичная агломерация, объединяющая Москву и Московскую область, в которой проживает более 17 млн человек. Ежедневно из Подмосковья на работу в столицу ездят около 800 тысяч жителей. Часть из них пользуется запущенными в 2019 году Московскими центральными диаметрами (МЦД), которые соединяют города области и центр Москвы, часть — личным транспортом. Здесь строится Центральная кольцевая автодорога (ЦКАД, проходит по области). Границы между Москвой и Подмосковьем размыты: по сути это давно единый макрорегион с разными органами управления.
В Санкт-Петербургскую агломерацию входят Северная столица и Ленинградская область (более 6 млн человек). Она будет увеличиваться за счет развития «городских электричек» (по образцу МЦД). Губернатор Александр Беглов на ПМЭФ-2021 заявил, что строительство скоростной железной дороги позволит присоединить к агломерации еще и Новгородскую область, а это почти 600 тысяч человек.
В Краснодарскую агломерацию войдет часть Адыгеи. Общая численность составит 2,7 млн человек. Казанская агломерация тоже объединит два региона — Татарстан и частично республику Марий Эл (города Волжск и Звенигово). В совокупности население этой агломерации превысит 1,6 млн человек.
На примере первых четырех агломераций можно увидеть значительную разницу в бюджетной обеспеченности субъектов. Так, доходы Москвы в этом году прогнозируются на уровне 2,6 трлн рублей, Подмосковья — 589 миллиардов. Бюджет Санкт-Петербурга запланирован в 651 млрд рублей, Ленинградской области — 155,3 млрд, Новгородской — всего 39 миллиардов. В казне Краснодарского края доходы прогнозируются в размере 294 млрд рублей, в Адыгее — 26,5 миллиарда. Бюджет Татарстана составляет 274 млрд рублей, Марий Эл — 40 миллиардов.
— Об изменении федеративной структуры России говорится уже давно, — рассказывает директор Института свободы, член бюро политсовета партии «Родина» Фёдор Бирюков. — Так, например, идею объединить Санкт-Петербург и Ленинградскую область уже много лет продвигает партия «Родина» в Ленобласти. А власть только с недавнего времени всерьёз заинтересовывалась этим вопросом. Но лучше поздно, чем никогда.
Административно-территориальное устройство досталось РФ ещё от советского времени. В первую очередь это касается так называемых национальных республик, «нарезанных» когда-то коммунистами совершенно произвольным образом. Эта производная «нарезка» служила и до сих пор служит основой для различных тенденций, сепаратистских в том числе. Да само количество субъектов федерации делает неизбежной чрезмерно громоздкую структуру управления территориями, создаёт ненужные административно-экономические препятствия для развития регионов.
«СП»: — Инициативы власти решат эти противоречия?
— Создание крупных агломераций путём объединения — лишь самый популярный на сегодняшний день вариант решения проблемы, но отнюдь не панацея. При объединении властям придётся проявить максимум своего социально-политического творческого потенциала, чтобы создать принципиально новую и эффективную систему управления. Неизбежны здесь и «клановые» войны за влияние и власть в новой системе региональных координат. И конфликты экономического характера между корпорациями, крупным бизнесом — за раздел сфер влияния.
Тем не менее создание агломераций — процесс стратегически важный и перспективный. Он позволит наконец-то уйти от порочного деления регионов на «донорские» и «дотационные», перезапустить и социализировать экономические механизмы на местах. Но для этого государству необходимо изменить и экономическую модель. Вместо корпоративно-олигархического старого порядка нам нужен новый экономический порядок — экономика национальных интересов, социальной справедливости и солидарности. Деньги — народу!
— В проекте, который разрабатывался под руководством Хуснуллина, речь идет не столько об изменении административных границ регионов, сколько о создании межрегиональных городских агломераций вокруг 8 крупнейших мегаполисов, — отмечает политический обозреватель газеты «2000» Дмитрий Галкин. — Очевидно, что такие агломерации будут обладать собственными бюджетами, что позволит ускоренными темпами развивать транспортную инфраструктуру как в мегаполисах, так и в примыкающих к ним районам. Очевидно, что в таком случае строительные корпорации, связанные с властью, смогут получить дополнительные заказы.
Кроме того, власти регионов, где будут образованы агломерации, получат возможность контролировать развитие тех территорий, которые в настоящее время относятся к иным субъектам федерации. Так, Москва и Петербург получат контроль над прилегающими районами областей, а Краснодарский край — над Адыгеей. Это также откроет перед строительными корпорациями и девелоперскими компаниями новые перспективы.
«СП»: — Есть ли в таком уплотнении реальная экономическая выгода? Кто это лоббирует и с какими целями?
— Как мне кажется, это делается для того, чтобы строительные магнаты могли компенсировать неизбежное снижение спроса на жилье и коммерческую недвижимость благодаря участию в реализации проектов, связанных с развитием межрегиональных городских агломераций. Поэтому, если говорить об экономической выгоде от объединения регионов, то приближенные к власти строительные корпорации точно ее получат. Скорее всего, жители мегаполисов и прилегающих к ним районов также почувствуют изменения к лучшему, прежде всего в сфере транспортных коммуникаций.
Но что касается тех граждан России, которым не посчастливится оказаться в новых межрегиональных агломерациях, то их социально-экономическое положение станет заметно хуже. Чем крупнее будут становится агломерации мегаполисов, тем больше там будет разрыв в доходах между агломерациями и остальной страной. Соответственно, отток населения в эти агломерации из других населенных пунктов будет усиливаться. Причем уезжать будут главным образом наиболее трудоспособные и социально активные. Экономическая активность и финансовые ресурсы будут все больше концентрироваться в агломерациях. Вследствие этого число депрессивных городов и регионов будет увеличиваться, а межрегиональное неравенство, и без того чрезвычайно высокое, продолжит расти.
«СП»: — Власти изменили тактику объединения регионов, встреченного в штыки жителями и элитами субъектов РФ. Почему?
— Нежелание жителей более благополучных регионов объединяться с более бедными и стремление региональной элиты небольших регионов сохранить свою самостоятельность мешало корпорациям зарабатывать на возведении объектов инфраструктуры, развитии транспортных коммуникаций, строительстве жилья и коммерческой недвижимости.
Теперь правительство нашло способ удовлетворить запросы корпораций без проведения референдумов. Думаю, что создание межрегиональных агломераций будет проходить по образцу расширения Москвы за счет присоединения так называемой «новой Москвы». Подобная процедура позволит получить нужный результат, не вступая в соглашения с региональной элитой и не учитывая мнение жителей тех территорий, которые войдут в агломерации.
«СП»: — Кстати, есть ли у вопроса политическая составляющая?
— С одной стороны, новый проект объединения регионов, на мой взгляд, направлен главным образом на извлечение экономической выгоды. С другой, его реализация была бы невозможной, если бы руководство страны не проводило политический курс, снижающий влияние региональной элиты и помогающий обеспечить доминирование корпораций во всех выгодных экономических нишах. Поэтому хотя этот вопрос не является политическим, он неразрывно связан с внутриполитической стратегией власти.
«СП»: — Есть ли положительный опыт создания таких агломерации в других странах? Насколько можно сравнивать с Россией?
— Вероятно, самой известной агломерацией в мире является Токио — Иокогама, население которой составляет 37 миллионов человек. В агломерациях самих по себе, на мой взгляд, нет ничего плохого. Но нельзя допустить, чтобы их формирование происходило за счет выкачивания людских и финансовых ресурсов из всей остальной страны. В России в агломерациях вокруг мегаполисов сосредотачивается экономическая, социальная и культурная жизнь, а на развитие территории всей остальной страны ресурсов практически не остается. И правительство собирается ускорить этот опасный процесс.
«СП»: — По итогу проекта число субъектов РФ сократится в два раза. Всего в России должна остаться 41 мегатерритория. К чему это может привести? Какие могут проявиться «побочные эффекты»?
— Прежде всего, значительно сократится средний бизнес, который сегодня во многом выживает благодаря близости к региональной элите. А она в процессе укрупнения регионов неизбежно утратит свои позиции. Кроме того, существенно ухудшится положение тех средних городов, которые перестанут быть малыми центрами, а деградация малых городов, находящихся вдали от мегаполисов, существенно ускорится. В результате усилится отток населения в мегаполисы, что приведет к повышению в них социальной напряженности и понижению уровня оплаты труда.