Американский президент Джо Байден благополучно спустился по трапу самолета, но — в одиночестве. От встречи в Женеве двух лидеров — американского и российского никто из политологов ничего не ждет. Она скорее ритуальная. Поэтому некоторые обращают внимание на детали, в которых как в капле воды, возможно, отражается многое.
Вот ведь и супруга Джозефа Джилл, сопровождавшая его в европейском турне, осталась в Лондоне. Наверное, в одиночестве пройдется по магазинам на Пикадилли. Рассталась президентская чета совсем ненадолго. Можно себе представить, как Джозеф говорит: «Я тут ненадолго смотаюсь в Женеву и тут же назад». Супруге и делать-то на встрече с российским президентом нечего, тот — тоже без жены, поскольку официально в разводе. Поэтому участвовать в официальной программе «первых леди» не нужно.
Напоминаем, что Джозеф и Джилл вместе уже более сорока лет. Но она у него не первая.
Байден овдовел еще в 1972 году, когда его жена Нейлия Хантер погибла в автокатастрофе вместе с дочерью Наоми, сыновья выжили. Нейлия была учительницей. Публичная политика — такая странная, непростая штука. В то время как у 29-летнего Джо Байдена случилась такая трагедия, он прошел в Сенат, одержав неожиданную победу над действующим сенатором и бывшим губернатором штата. Избиратели, скорее всего, его пожалели.
Вообще Джо Байден — это странная смесь респектабельности и жалости, причем, так было всегда. И те американские избирательницы, которые послеживают за телевизором в процессе приготовления обеда, не были удивлены его кульбитами на трапе самолета: наш-то падает, но лезет. Все выше и выше.
Переговорщик с нашей стороны — пришел в большую политику почти на тридцать лет позже американца. Прежде он занимался вопросами, связанными с государственными секретами, и жену себе выбрал соответствующую, верную и неприметную. Хотя сам он человек общительный и в публичной жизни скоро почувствовал себя как рыба в воде. Чего не скажешь о Людмиле Путиной, в девичестве Шкребневой. Она на публике показывалась мало, и лишь когда было необходимо по протоколу. Поговаривали, что у нее стали сильно пошаливать нервы из-за связанного с этим напряжения. Хотя внешне это никак не проявлялось.
А тут еще эти слухи о молодой сопернице, Алине Кабаевой. В 2013 году произошел развод, о котором, в антракте на премьере балета, объявил супруг.
По странному стечению обстоятельств, развод произошел как раз накануне событий, которые резко перевернули отношение к России стран Запада. И если даже во времена, когда к нашей стране и ее руководству относились терпимо, Людмила Александровна жила в постоянном напряжении, то каково было бы ей вынести все эти санкции, обвинения? Поневоле закрадываются подозрения, что все сделали специально и заранее: аккуратно вывели из-под света софитов спутницу жизни первого лица.
Потом Владимира Владимировича спрашивали: когда он женится? Президент России шутливо отвечал, что он «еще Людмилу Александровну замуж не выдал». И вот она, кажется, вышла замуж и стала не Путина, а Очеретная. А Владимир Владимирович все никак официально не оформит свои отношения, если они конечно есть.
В принципе россиянам от этого ни жарко ни холодно. Даже хорошо, что не мелькает на телеэкране кто-то подобие Раисы Максимовны. Очень невзлюбили жительницы разваливающегося Советского Союза жену Горбачева. Возможно, ее вины в развале было немного, но катастрофа прочно связалась именно с нею. Сначала всем понравился молодой улыбчивый руководитель, но быстро смекнули, придумав анекдот, что в СССР три клоуна: Райкин-отец, Райкин-сын и «райкин муж».
Когда президента США спросили готов ли он к встрече с Путиным, он ответил, что «всегда готов». В принципе все это похоже на какую-то дипломатическую дуэль, а не на саммит.
Павел Подлесный руководитель Центра российско-американских отношений Института США и Канады РАН тоже считает, что не стоит многого ожидать от этой встречи:
— Проблем накопилось предостаточно. В длинном списке вопросов, которые предстоит обсудить, и стратегическая стабильность, и региональные конфликты, и кибербезопасность, и региональные конфликты: Украина, Сирия, Афганистан. Пусть стороны обменяются мнениями, услышат непосредственно друг от друга оценки. Никаких документов, договоренностей не планируется, с первого раза подписать вряд ли их подписать получится. Такие завалы в отношениях, которые накопились, разобрать трудно.
Хорошо, что они встретились. Главное, чтобы не разругались, как Хрущев с Кеннеди в 1961 году. Поэтому давайте подождем…
«СП»: — Обсуждают, что Байден приехал на встречу без жены. Наверное, ему посоветовали в его службе протокола не брать с собой супругу?
— Я думаю, что это досужие выдумки. Жена Байдена присутствовала во время визита в Великобританию на встрече «Большой семерки» и НАТО. А что ей делать в Женеве? Дело даже не в том, что Путин один. Эта встреча короткая и рабочая, она продлится четыре-пять часов. Не какой-то исторический визит. Конечно, в Женеве есть места, где «первая леди» могла бы побывать, отдохнуть, расслабиться после утомительной недельной поездки перед этим.
Но Владимир Владимирович у нас один. Он прилетит, встретится с Джозефом, потом проведет пресс-конференцию и улетит обратно…
Если по минимуму, в результате этой встречи послы вернуться, и нормально заработает дипломатический канал между двумя сверхдержавами. Я думаю, что дискуссии будут открытыми, но напряженными. По многим вопросам у нас, мягко выражаясь, разные позиции.
«СП»: — Тем более что незадолго до визита Байден назвал Путина в ответ на провокационный вопрос журналиста «киллером».
— Это уже в прошлом. Российский президент, с присущим ему юмором ответил на это, что за время президентства он столько уже про себя услышал разных характеристик и эпитетов, что и это переживет. Тем более что его так называли не напрямую, а в разговоре с кем-то, отвечая на вопрос. Сознательно это было подстроено или нет, уже можно не вникать. Теперь Владимира Владимировича называют «достойным соперником».
В свое время в команде президента Барака Обамы каждый считал своим долгом как-то нелицеприятно высказаться о Путине. И тогдашний государственный секретарь Хиллари Клинтон и министр обороны США Роберт Гейтс. В кулуарах они все нелестно отзывались о российском президенте.
«СП»: — Байден сформировался в 60−70 годах, и скорее всего, всегда будет воспринимать Россию как врага. Должно смениться поколение политиков, чтобы возможно что-то изменилось.
— Вы знаете, Байден все-таки никогда не был «ястребом». Он, конечно, рос в годы холодной войны и долго занимался международной политикой. Но он не из тех сенаторов, которые стояли в первых рядах противников нашей страны. Нет. Это не Маккейн, не Голдуотер или другие им подобные. А по сравнению с нынешними сенаторами, такими как Крузе и прочие, Байден выглядит почти левым.
Он ведь не пошел на то, что ему подсовывал Госдеп США и не подписал новые санкции против «Северного потока-2». Там ведь помимо госсекретаря Энтони Блинкена есть его заместительница Виктория Нуланд — это один из наиболее антироссийски настроенных чиновников Госдепа.
Байден центрист по категориям холодной войны. Сейчас все перепуталось. Вроде бы и «холодная война-2» разразилась. По многим параметром она даже хуже, чем первая. Я надеюсь, что после саммита страсти немного поулягутся, если не произойдет какого-то резкого обмена мнениями. Давайте подождем, осталось недолго. Хотя никаких иллюзий быть не должно.
Отношения останутся сложными, вопросов много. Это и европейская безопасность, возможное появление ракет в Европе. Хотя вроде бы НАТО больше не хочет их размещать. Но они не приняли предложенный нами мораторий на размещение ракет малой и средней дальности.
Произошло какое-то сплочение страна Запада, по сравнению со сложностями при Трампе. Но есть и обиженные: поляки, украинцы, прибалты. Я надеюсь, что после встречи хуже не будет. А может быть произойдет снижение напряженности.