30 июня президент Владимир Путин провел 18-ю по счету прямую линию. Она продолжалась в прямом эфире 3 часа 43 минуты.
Глава государства подробно высказался по вопросам обязательной вакцинации («надо посмотреть закон, по-моему, 1998 г., где говорится об иммунной защите населения, там две основные составляющие — это общенациональный календарь прививок, и он является обязательным, и вот эта обязательная вакцинация»), введению общероссийского локдауна («действия наших коллег в отдельных десяти регионах как раз направлены на то, чтобы предотвратить необходимость введения локдауна»), отношению к Украине («я не считаю, что украинский народ является недружественным, мы — единое целое»).
Однако, по мнению председателя ЦК КПРФ Геннадия Зюганова, ряд ключевых вопросов, от которых зависит будущее России, президент обошел молчанием.
— Очередная встреча Путина со страной проходила в новых условиях. — отмечает Геннадий Зюганов. — Усиливается общий кризис, нарастают санкции и внутреннее недовольство.
И сам формат встречи был новым. Раньше на местах телевизионные группы заранее готовились выйти на связь, подбирали героев сюжетов. Сейчас граждане напрямую общались с главой государства. В ходе этого общения на экран выплеснулась вся боль, все проблемы, которые волнуют соотечественников.
Надо отдать должное: президент к прямой линии готовился тщательно. Но подготовка не могла скрыть пагубность проводимого курса — финансово-экономической политики, ориентированной на олигархат, и массового обнищания граждан.
…Вот молодая женщина задает вопрос прямо из магазина: как случилось, что бананы, привезенные из Латинской Америки, дешевле нашей морковки и картошки? В другом сюжете люди рассказывают, что их переселили по программе реновации из аварийных домов, но заставили предварительно заплатить по 300 тысяч рублей. А потом выкатили счета за коммуналку: за квартиру 70 кв. метров — 70 тысяч рублей, 50 кв. метров — 50 тысяч! Это же издевательство, которое требует немедленного расследования!
Вызывает удивление и возмущение, когда предприниматель из Сургута говорит: как можно заниматься малым и средним бизнесом, если ставка по кредиту 18% годовых, а сам кредит дают всего на три года? Даже кредит в 5−10 миллионов рублей невозможно взять, чтобы вести свое дело!
Или сюжет о пожарных из села Мангут: они рассказали, что работают в региональной структуре и получают зарплату на уровне минимального размера оплаты труда. Это же абсолютно ненормальная ситуация!
«СП»: — Что вас больше всего удивило в позиции президента?
— Его оценка провластных партийных чиновников. Они проваливают работу и должны нести за это ответственность. Но нет — Путин в очередной раз берет грехи на себя. Так, напомню, было с пенсионной реформой, когда президент сначала обещал не принимать решение по повышению пенсионного возраста, а потом все-таки принял. В результате обвалилось доверие к президенту.
Если бы большинство депутатов отвечали за то, что делают, а не следовали бездарно указаниям из отдельных кремлевских кабинетов, разговор на прямой линии мог бы получиться принципиально другой.
«СП»: — Другой — в чем?
— Президент мог бы отреагировать на мое открытое письмо, в котором я оценивал происходящее в стране — указывал на главные ошибки, которые допустила власть. Путин мог бы не искать объяснения в ходе прямой линии, а объявить: будут приняты такие-то меры, которые остановят безудержный рост цен, помогут сформировать бюджет развития, определят новую финансово-экономическую политику.
Но такого разговора, к сожалению, не случилось.
Мы приняли на съезде программу «10 шагов к достойной жизни». Там подробно указано, что следует делать, чтобы вывести страну из тупика, из системного кризиса, и обеспечить гражданам необходимые условия для выживания. Вот к этой программе и следовало бы прислушаться президенту, чтобы задача победить бедность была реализована на деле.
В ходе прямой линии к Путину обратилась женщина, которая работает уборщицей и воспитывает девятилетнего ребенка. Она спросила, как ей выжить, если у нее зарплата 12 тысяч рублей, а после уплаты по кредиту на руках остается полторы тысячи. В ответ снова последовали уклончивые пояснения, уверения в том, что власть полна решимости поддерживать семьи с детьми.
Хотя решение напрашивается очевидное, оно реально существует. Нужно просто удвоить прожиточный минимум, минимальную пенсию и минимальную зарплату — довести их до 25−30 тысяч рублей. Тогда существенно сократится число нищих, станет намного меньше тех, кто вынужден влезать в кредитную кабалу, чтобы не умереть с голоду. Одновременно с этим повысится покупательная способность граждан, что будет стимулировать развитие экономики.
«СП»: — То есть, на главные вопросы Путин не ответил?
— Нет, я считаю. Сейчас общество больше всего волнуют три проблемы: дикий рост цен, вымирание страны и массовое обнищание. Именно на этих проблемах власть должна была сконцентрировать внимание и предложить свои решения.
Но ничего похожего мы не увидели. На прямой линии Путин успокаивает народ с помощью своего рода психотерапии. Но негоже президенту играть роль Кашпировского — он должен предлагать реальные решения проблем.
Мы такие решения предложили — открытое письмо Путину опубликовано и ждет ответа. Нам нужен новый курс. Нужна новая политика по выводу страны из кризиса, а не успокоительное рассказы о непременном преодолении трудностей, которые из раза в раз не приводят к реальному улучшению ситуации.