Российские СМИ на днях хором и радостно сообщили новость: президент Владимир Путин подписал указ об утверждении документа «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации». И указ, и сама «Стратегия» вступили в силу 2 июля.
«Стратегия» приложена к указу, это обширный документ на 43 страницах, включает 106 пунктов (статей). Как отмечают журналисты, над ним работали очень долго в Совете Безопасности РФ. Документ уже был готов в мае и ждал утверждения президентом. Он призван заменить предыдущую версию «Стратегии», которая была утверждена президентским указом от 31 декабря 2015 года и действовала с 1 января 2016 года.
Видимо, эта новость призвана была вселить в граждан страны чувство уверенности, что они находятся под надежной защитой от разных внешних и внутренних угроз. Люди за последний год утратили душевный покой в связи с разными «пандемиями», «локдаунами», стремительным падением реальных доходов, а, главное, полным отсутствием понимания, куда мы движемся, и нарастающим сомнением в том, что у нас есть хотя бы какое-то подобие национального государства.
Нам хочется чуда, нам хочется, чтобы нынешний кошмар исчез как тяжелый сон. Может быть, «Стратегия» и призвана стать таким «чудом»? Может быть, со 2 июля тяжелый сон закончился, и в стране начинается осознанная жизнь? Может быть, «Стратегия» есть та «дорожная карта», которая выведет Россию из ее нынешних тупиков?
Увы, никакого чуда не произойдет. Мое знакомство с документом показывает, что из недр бюрократического аппарата родилась еще одна бессмысленная бумага.
Впрочем, почему «бессмысленная»?
Во-первых, чиновники разных аппаратов могут поставить очередную «галочку» в выполнении графика подготовки и утверждения очередного «документа». Конвейер по подготовке таких макулатурных бумаг работает день и ночь, все 365 дней в году.
Во-вторых, может быть, найдутся граждане, которые поверят в то, что в России действительно есть «национальная безопасность». Конечно, хотелось бы и «национальную идею», но на первое время хватит и «национальной безопасности».
Документы, подобные «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации», — достаточно известный жанр. Такие документы разрабатывались и разрабатываются США и другими странами НАТО. Такие документы были в Советском Союзе. Для подобного рода документов важен принцип иерархичности.
Определяется главная угроза национальной безопасности государства. Максим — две-три угрозы. Все другие угрозы имеют более низкие уровни. Соответственно формулируется главная задача по отражению главной угрозы (главных угроз).
У военных это называется определение главного направления ответного удара.
По отношению к главной задаче выстраивается второй и последующие уровни задач. Из принципа иерархичности (приоритетности) вытекает принцип мобилизации всех ресурсов (людских, материально-технических, финансовых) на направлении главного удара.
Ничего этого и близко нет в «Стратегии», принятой 2 июля. Все равномерно «размазано» на 43 страницах. Перед нами «продукт» «интеллектуальной деятельности» каких-то кремлевских бюрократов в жанре «обо всем и ни о чем». Видимо, авторы этого документа далеки от понимания жанра, равно как и понимания того, каковы реальные угрозы национальной безопасности России.
Примерно половина текста документа — словесная трескотня, словоблудие, самолюбование несуществующими «достижениями».
Чего стоит, например, первый абзац документа: «1. Последовательно проводимый Российской Федерацией курс на укрепление обороноспособности, внутреннего единства и политической стабильности, на модернизацию экономики и развитие промышленного потенциала обеспечил укрепление суверенной государственности России как страны, способной проводить самостоятельную внешнюю и внутреннюю политику, эффективно противостоять попыткам внешнего давления».
После такой оценки «достижений» государства в области национальной безопасности возникает вопрос: а зачем нам вообще «Стратегия»?
Авторы «Стратегии» напоминают плохого врача, который пришел к умирающему пациенту. Вместо того, чтобы обследовать его, поставить диагноз и назначить программу лечения, такой горе-врач объясняет пациенту, что у него (пациента) все в порядке. А дальше такой эскулап закатывает пациенту лекцию на 43 страницах о том, что такое здоровый образ жизни. Рассказывает о правильном питании, о необходимости утренней зарядки, о прогулках на свежем воздухе, о правилах личной гигиены
Просветительская «лекция» нашего «врача» очень обширна и систематична, в ней не забыто ничего. Вот основные разделы «лекции»: «Россия в современном мире: тенденции и возможности»; «Национальные интересы Российской Федерации»; «Оборона страны»; «Государственная и общественная безопасность»; «Информационная безопасность»; «Экономическая безопасность»; «Научно-технологическое развитие»; «Экологическая безопасность и рациональное природопользование»; «Защита традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти»; «Стратегическая стабильность и взаимовыгодное международное сотрудничество».
Еще куда не шло бы, если это была бы программа какого-нибудь вузовского ликбеза по дисциплине «Национальная безопасность». Но это документ, вышедший из недр Совбеза и предназначенный для российских ведомств — Министерства обороны, МИД, СВР, ФСБ и др.
Вот, например, в советское время были документы, которые надо было исполнять как закон. Такие, как пятилетние и годовые планы развития народного хозяйства. Они содержали очень конкретные показатели и графики. Неисполнения планов карались на всех уровнях управления экономикой страны (министерства, главки, производственные объединения, предприятия).
А были в СССР еще такие документы, как приветствия партии и правительства к советскому народу по случаю 1 мая и 7 ноября. Там были пожелания, адресованные всем — и начальникам, и рядовым гражданам, по поводу того, как строить «светлое будущее».
Приветствия к 1 мая и 7 ноября не были обязательными к исполнению. Так вот «Стратегия» по своему духу мне очень напоминает упомянутые приветствия к советскому народу. Т.е. «Стратегия» никого ни к чему не обязывает.
От общих рассуждений по документу перейду к рассмотрению одного из разделов, который называется «Экономическая безопасность». Мне он ближе с профессиональной точки зрения. Начинается он со следующего абзаца: «Мировая экономика переживает период глубокой рецессии. Усиливаются рыночная волатильность, неустойчивость международной финансовой системы, увеличивается разрыв между реальной и виртуальной экономикой. При сохранении высокой экономической взаимозависимости стран и регионов мира замедляются процессы формирования новых международных производственных цепочек и цепочек поставок, снижаются потоки инвестиций. Возрастает роль национальных государств и региональных соглашений в торгово-экономической сфере».
Этот фрагмент, да и большая часть раздела мне напоминает речь главного инженера Треухова о международном положении при пуске трамвая из романа Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев». Как мы знаем, о самом трамвае инженер так ничего и не сказал.
Забалтывается тема реальных угроз российской экономике и в других пунктах раздела. Вот, например, пункт 60: «В условиях продолжающейся структурной перестройки мировой экономики, связанной с изменением технологического фундамента ее развития, все большее значение приобретают человеческий потенциал и экология. Трансформация традиционных рынков товаров, капиталов, технологий и рабочей силы, появление новых секторов экономики сопровождаются перераспределением ролей и потенциала отдельных стран и регионов мира, формированием новых центров экономического влияния».
Продолжение все той же речи о международном положении, а о «трамвае» (экономической безопасности России) мы опять ничего не узнаем.
Удивительным образом, авторам документа удалось обойтись без таких понятий, как «экономическая война», «внешние экономические угрозы», «экономическая дестабилизация», «экономические диверсии», «экономическая разведка»
О такой мере противодействия внешним угрозам России, как экономическая мобилизация, в документе вообще не упоминается. Зато в пункте 67 дается подробнейший список задач по обеспечению экономической безопасности. Список включает аж 35 задач. Список напоминает реестр всех секторов, отраслей и главных производств, которые пока еще имеются в России.
Все смешано в одну кучу: тут и семеноводство, и аквакультуры (рыбоводство), и радиоэлектронная промышленность, и «зеленая энергетика»,
В принципе подобные «приветствия к 1 мая» за один рабочий день может подготовить любой натренированный на таких документах клерк. Но у нас ведь на дворе цифровизация. И у меня закралась такая мысль: а, может быть, не только раздел «Экономическая безопасность», но и весь документ «Стратегия» создан… роботом?
Еще одна версия: а, может быть, его подготовили иностранные консультанты? Уже очень не по-русски написаны некоторые фрагменты документа. Используется терминология международных финансовых организаций.
Так, документ пестрит такими словечками, как «низкоуглеродная энергетика», «низкоуглеродные технологии», «мегасейенс» (надо понимать, что речь идет о какой-то мега-науке), «зеленая экономика»
Авторы документа — люди многоопытные. Их голыми руками не возьмешь. Вы, например, можете их критиковать за то, что в документе не раскрыта такая угроза национальной экономической безопасности России, как иностранный капитал, который захватил контроль над рядом отраслей и производств в нашей стране. Ответ будет следующий: вы не правы, мы об этом написали. Действительно, в пункте 67, где приводится 35 задач, в 33-й задаче значится «усиление контроля за иностранными инвестициями в стратегически значимые сектора российской экономики». Используется метод под названием: «Закопать, чтобы никто не нашел». Такая задача должна стоять на первых местах, на не на 33-м месте.
Или, например, вы станете говорить о том, что стратегия национальной безопасности не может быть без стратегического планирования. И тут ваш упрек авторами документа будет отпарирован. В конце 64 пункта документа вам ткнут пальцем и покажут фразу: «…повышение эффективности стратегического управления экономическим развитием Российской Федерации…». Но эта фраза должна быть если не в начале всего документа, то, по крайней мере, в начале раздела «Экономическая безопасность». Итак, «закопали, чтобы никто не нашел».
Некоторые фразы просто вызывают недоумение. Так, пункт 66 кончается следующей фразой: «создание условий для экономического роста Российской Федерации, темпы которого будут выше мировых».
Это уже напоминает сеанс черной магии: авторы документа призывают какие-то мистические силы, благодаря которым темпы экономического роста России должны быть выше мировых. Пока было все наоборот. За три десятилетия доля России в мировом ВВП неуклонно падала. Так, в 1992 году, доля России в мировом ВВП (рассчитанная по паритету покупательной способности рубля) была равна 4,85%; в прошлом году она уже упала до 3,0%.
А вот еще одна из забавных фраз раздела «Экономическая безопасность»: снижение… уровня коррупции в предпринимательской среде" (30-я задача). Я считал, что коррупция всегда предполагает наличие двух сторон: представителя бизнеса, дающего взятку, и чиновника, взятку получающего. Оказывается, в представлении авторов документа может быть коррупция без участия чиновников.
А вот еще хорошо запрятанная в документе фраза: «…сокращение вывода финансовых активов за границу». Это в самом конце обширной формулировки 17-й задачи.
И тут не могу не вспомнить, что за несколько дней до подписания указа о «Стратегии» Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал закон о поправках к федеральному закону о валютном регулировании и валютном контроле.
Одним росчерком пера, сделанного 27 июня, была проведена легализация ограбления России.
Экспортерам так называемых «несырьевых неэнергетических товаров» было разрешено не возвращать в Россию валютную выручку от продажи товаров. Это широкий круг товаров — черные и цветные металлы, золото, простые металлоизделия, зерно, рыба и морепродукты и др.
В прошлом году экспорт таких товаров составил 160 млрд. долл., или почти половину всего российского экспорта. Подписанный президентом закон вступил в силу с 1 июля этого года.
А на следующий день в силу вступила «Стратегия национальной безопасности». Документ о национальной безопасности есть, а сама национальная безопасность уничтожается одновременно с принятием документа.