Решение о привлечении в Крым крупных российских компаний будет принято в ближайшей перспективе, несмотря на угрозу западных санкций, заявил журналистам в Симферополе председатель партии «Справедливая Россия — За правду» Сергей Миронов.
Как сообщает РИА Новости, политик подверг критике крупные российские компании за отказ работать на полуострове из-за угрозы санкций.
«То, как ведут себя крупные компании — и банковские, и страховые, и нефтяные, — это позорище, просто стыдно. Нужна политическая воля, чтобы кто-то (сказал): вы что там стесняетесь? Плевать на ваши доходы, будете под санкциями, и замечательно. Давайте, открывайте здесь свои филиалы. Что-то мне подсказывает, что в ближайшем будущем мы в любом случае увидим то или иное решение. Либо такое жесткое, либо рыночное. Но они должны сюда (в Крым) зайти», — подчеркнул Миронов.
Он напомнил, что предлагалось создать на территории Крыма оффшорную зону, которая позволит анонимно работать на полуострове не только крупному отечественному, но и иностранному бизнесу.
Вопрос действительно наболевший. Крым является частью России уже восьмой год, но крупнейшие банки (первая десятка страны), сотовые операторы, и не только, отказываются работать там, фактически не признавая полуостров территорией РФ.
Ну с американскими и европейскими компаниями понятно, к ним и вопросов нет. Но чего так боятся российские? Почему российские банки фактически занимаются финансовой изоляцией? Куда смотрит Центробанк, который должен осуществлять надзор в этой сфере?
Напомним, что глава крупнейшей финансовой организации Герман Греф в интервью немецкой радиостанции WDR 5 говорил, что возглавляемый им банк не планировал и не планирует вхождение на полуостров, пока он находится в составе Российской Федерации.
На вопрос ведущего WDR, главы Media Training Devision DW-Akademie Удо Пренцеля, почему российского Сбербанка нет в российском Крыме, Герман Греф ответил:
«Потому и нет, что Крым это территория Украины с точки зрения международного финансового сектора и мы придерживаемся этой позиции. Если говорить упрощенно, то для Сбербанка Крым это не Россия»— заявил он.
А что сотовые компании? По факту работают в Крыму без офисов. Связь ловит, но купить сим-карты официально нельзя. Не работает в Крыму и крупнейшая IT компания страны Яндекс, к примеру, крымчане не могут пользоваться услугами Яндекс-такси.
Нельзя сказать, что крымчане так уж прямо страдают, все проблемы решаемы, в Крыму работают местные компании. Однако тут уже вопрос чести для нашей страны. Как верно заметил Миронов, то, что крупнейшие российские компании соблюдают западные санкции в ущерб национальным интересам, — это позорище.
Стоит напомнить, что в Госдуму уже вносили законопроект, запрещающий исполнение западных санкций и вводящий ответственность за это, однако его принятие было отложено по просьбам бизнеса до «лучших времен». Что, неужели эти времена наступили? Собираются ли депутаты реально бороться с предателями национальных интересов или это предвыборная риторика?
— Конечно, сказывается, — уверен эксперт аналитического портала Rubaltic.ru Алексей Ильяшевич. — Это как минимум причиняет неудобства жителям, и, что не менее важно, гостям полуострова. Я не крымчанин, но прекрасно понимаю, что местные компании зачастую не могут предоставлять услуги такого же качества, что и федеральные. Кроме того, за федеральными следят пристальнее, там нет такого пространства для махинаций, коррупционных схем
«СП»: — Ну, с американскими и европейскими компаниями понятно, к ним и вопросов нет. Но чего так боятся российские? Взять те же банки? Куда смотрит Центробанк, который должен осуществлять надзор в этой сфере? Нет ли в этом нарушений?
— Мы же понимаем, что дело не в законах. Нет политической воли, чтобы заставить федеральные компании зайти в Крым. Руководство РФ это устраивает, по всей видимости.
«СП»: — Греф ранее заявлял, что Сбербанк не будет работать в Крыму до тех пор, пока он не станет украинским. По его словам, для Сбербанка Крым — это не Россия. Нет ли тут повода для возбуждения уголовного дела за сепаратизм?
— Я Грефа не защищаю, но давайте правильно воспроизведем его слова. Он сказал, что Крым — это Украина «с точки зрения международного финансового сектора». А Сбербанк является частью этого сектора. Все так и есть. Я бы слова Грефа воспринимал не как повод для возбуждения уголовного дела, а как пищу для размышлений.
«СП»: — Можно ли вообще как-то принудить компании работать в Крыму? Или ничего страшного, не хотят — пусть не работают, ничего не теряем…
— Если речь идет о частных компаниях, то вряд ли их можно заставить. А по поводу государственных — это хороший вопрос. Если они отказывают предоставлять свои услуги крымчанам, то это явно попахивает дискриминацией жителей полуострова. Но что значит принудить? Принуждать не надо — надо принять решение на уровне высшего государственного руководства. Или не надо? Это серьезный вопрос. Бравада Миронова («Плевали мы на санкции») здесь неуместна.
«СП»: — Несколько лет назад в Думу вносили законопроект, вводящий наказание за исполнение западных санкций. Но в итоге его отложили по просьбам бизнеса. Надолго ли? Кого этот закон коснется в случае принятия?
— «Совершение действий (бездействие) в целях исполнения решения иностранного государства, союза иностранных государств или международной организации о введении мер ограничительного характера», — так написано в законопроекте, о котором вы говорите. Я не юрист, но это же именно то, чем занимается тот же Сбербанк. Бездействует (не открывает свои отделения в Крыму) в целях исполнения западных санкций, тем самым ограничивает граждан РФ «в совершении обычных хозяйственных операций или сделок». Выходит, Сбербанк нужно наказывать? Понятно, что этого не произойдет. Поэтому да, проект закона отложили, судя по всему, надолго. Если не навсегда.
«СП»: — Миронов говорит, что решение о привлечении в Крым крупных российских компаний будет принято в ближайшей перспективе. Каким оно будет и когда? Или это предвыборный треп?
— Больше похоже на треп. Кем будет принято решение? Самим Мироновым, что ли? Если не ошибаюсь, он эти заявления сделал во время выступления в Симферополе. Сама обстановка как бы требовала говорить, что «плевали мы на санкции».
Миронов, кстати, один из авторов того самого законопроект об ответственности за исполнение западных санкций, он его активно пиарил. Вообще Крым — это одна из его приоритетных тем, скажем так. Не удивительно, что накануне выборов он её активно эксплуатирует.
— На мой взгляд, если бы государство действительно хотело бы обеспечить жителям Крыма банковские услуги и качественную связь, то оно создало бы соответствующие региональные компании, находящиеся в государственной собственности, а потому способные не заботиться о своих коммерческих перспективах, — говорит политический обозреватель газеты «2000» Дмитрий Галкин. — Но государство не торопится тратить средства на решение проблем, возникших у жителей Крыма после присоединения полуострова к России. Но при этом вкладывает огромные деньги в дорожное строительство и возведение объектов инфраструктуры. Это означает, что проблема заключается не в недостатке средств или в правовых проблемах, а в отсутствии у государственных структур мотиваций для того, чтобы создавать в Крыму филиалы государственных корпораций.
Непонятно, почему такие мотивации, согласно обещанию Миронова, должны появиться у частных компаний, которым нужно заботиться о том, чтобы деятельность на территории Крыма не сказалась бы на их общем положении, прежде всего, на отношениях с зарубежными партнерами. Кстати говоря, если бы «Справедливую Россию» действительно волновала бы ситуация в Крыму, то она могла бы сразу же после введения санкций против компаний, работающих на полуострове, вынести на рассмотрение Государственной Думы законы, обязывающие органы федеральной власти создать в Крыму условия для нормальной социально-экономической жизни. За прошедшие семь лет «Справедливая Россия» так и не удосужилась это сделать. Было бы странно ожидать, что теперь она всерьез возьмется за решение данной проблемы.
«СП»: — Серьезно ли отказ федеральных компаний работать в Крыму сказывается на жизни крымчан? Там же работают местные компании. Обеспечивают ли они потребности крымчан в полной мере?
— Насколько я знаю, у жителей Крыма возникают проблемы со связью и с оплатой товаров при помощи кредитных карт. Не думаю, чтобы это как-то существенно влияло на повседневную жизнь в Крыму. Хотя подобная ситуация может вызывать заметное социальное раздражение. С наибольшими трудностями, как мне кажется, сталкиваются не сами крымчане, а коммерческие структуры, которые хотели бы работать в Крыму. Им трудно получить необходимые финансовые услуги. В результате в экономическом пространстве Крыма действует небольшое число игроков, что ведет к отсутствию конкуренции, монополизации рынка и соответственно высоким ценам.
«СП»: — А как насчет международного престижа? На Западе поди ручки потирают и смеются над нами?
— Запад вводил санкции как раз для того, чтобы создать подобную ситуацию. Однако намеченной цели, как мне кажется, так и не удалось достигнуть. Крупные европейские компании постоянно ловят на попытках обойти санкции и получить прибыль, участвуя в проектах, связанных с экономическим развитием Крыма.
Чего стоит только Крымский мост, в проектировании и строительстве которого участвовали европейские архитектурные бюро, поставщики оборудования и строительной техники. И против этих компаний, насколько мне известно, санкции так и не были задействованы. Экономические интересы европейских корпораций оказались сильнее желания создать в Крыму серьезные экономические трудности. Поэтому социально-экономическая обстановка в Крыму, несмотря на санкционную политику Запада, остается довольно благополучной.