
Заявление главы ДНР вновь заставляет обсуждать будущее региона
Инициатива Министра обороны С.К.Шойгу о переносе столицы России в Сибирь заслуживает только поддержки, — и, кстати говоря, и с точки зрения обороноспособности тоже.
В самом деле: уже не только Москва, но и московский регион в целом перегружен и приближается к коллапсу, а прожекты в стиле пресловутой «Москва-2050» (производящей впечатление попытки собрать всю Россию уже не в 23 и не в 17, а в одну-единственную агломерацию — для сокращения издержек олигархов и роста прибылей застройщиков) вызывают нарастающий страх, — и прежде всего у самих москвичей.
Абсолютно правильным является инициатива о перерегистрации (и, соответственно, переносе центра налоговых выплат) ряда ключевых корпораций в Сибирь, поближе к основным регионам их производственной деятельности или в сами эти районы. Это придаст мощный импульс развития не только отдельным городам, но и всему пространству к востоку от Урала в целом и создаст возможность быстро (вос)создать ряд специализированных крупных городов, о которых заявил Министр обороны.
Заявление главы ДНР вновь заставляет обсуждать будущее региона
Кроме того, данный шаг качественно изменит восприятие людей, привыкших считать себя брошенными федеральными властями и ощущающими свою близость к Казахстану, Китаю, Южной Корее, — но отнюдь не к «России», под которой все больше воспринимается ее обособившаяся европейская часть.
Стоит напомнить, что нынешний расцвет Санкт-Петербурга и его превращение в город, в котором можно жить и приятно находиться, началось в преддверии его 300-летия именно с переноса в него (по инициативе его тогдашнего губернатора Матвиенко) центров прибыли ряда крупнейших российских корпораций. И едва ли не лежавший в руинах после кошмара 90-х город расцвел на глазах!
То же самое должно произойти с Сибирью, Забайкальем и Дальним Востоком.
Крайне важным фактором не только развития этой основной части России, но и оздоровления государственной власти представляется перенос столицы на восток. При этом импульс развития будет существенным, лишь если новая столица будет небольшим городом (чтобы масштабы реконструкции были максимальны), находиться в сложных климатических условиях (чтобы отсечь от управления столичных «мажоров») и обладать символической историей.
Россия и Германия: пора оставить иллюзии
Классическим примером успеха подобных действий с достижением всех указанных целей представляется перенос Назарбаевым столицы Казахстана из Алма-Аты в Целиноград (бывший Акмолинск, тогда Астана, ныне Нурсултан).
Важно, что современные средства коммуникации позволяют распределять центральные управленческие функции между разными городами (как это наблюдается не только в Швейцарии, но и в Германии). Да и в России Конституционный Суд уже много лет работает в Санкт-Петербурге, не ощущая и не создавая никаких неудобств. Этот позитивный опыт может быть качественно развит и расширен.
Понятно, что поначалу инициатива Шойгу вызвала критику: и из-за избирательной кампании, и из-за того, что механизмы достижения поставленной цели — строительства нескольких городов — оказались в тени общественного восприятия, и потому, что московским экспертам элементарно не хочется ни переезжать в Сибирь, ни отдаляться от власти.
Но стоит надеяться, что недоразумения будут исправлены разъяснительной работой, а сама инициатива реализована.