Недавно Шяуляйский окружной суд в Литве приговорил известного в республике политика, публициста и общественного деятеля Альгирдаса Палецкиса к шести годам лишения свободы за «шпионаж в пользу России». Именно так, надо полагать, в этом прибалтийском государстве теперь караются исторические изыскания, вызывающие дискомфорт у правителей.
«Вина» осужденного заключается в том, что он слишком дотошно копается в событиях 30-летней давности, когда в результате взятия под контроль советскими военными и спецназовцами телебашни в Вильнюсе погибло 13 человек (в том числе лейтенант группы «Альфа» Виктор Шатских, убитый выстрелом в спину). После трагической гибели граждан свои отдельные разбирательства вели как правоохранительные органы Советского Союза, так и Литвы.
Военнослужащие дали показания, что стреляли в воздух и преимущественно холостыми, в противном случае жертв было бы намного больше. Главы союзных МВД и Минобороны сразу заявили, что приказов стрелять по людям не отдавали. Это ЧП подхлестнуло сепаратизм в республике, сильно ударило по авторитету СССР, а жалкие оправдания Горбачева только воодушевили и раззадорили тамошних «самостийников».
В результате вина за гибель людей была возложена на советскую сторону, которая, мол, желала любыми средствами подавить тягу жаждущих вырваться на свободу прибалтов. Причем эту точку зрения Вильнюса одобрило руководство российского парламента во главе с Борисом Ельциным, а после распада Союза она стала официальной позицией РФ. Не пересмотренная, кстати, по сей день.
Позднее стали появляться свидетельства, что в январе 1991-го стрельбу как по мирным гражданам, так и по советским военнослужащим вели некие снайперы, нанятые движением «Саюдис», еще с 1988-го выступавшим за независимость Литвы. Подобное мнение в 2000-х годах высказали в своих работах российские исследователи Александр Островский и Владислав Швед. В самой Литве рассказы о стрелках-провокаторах считались поначалу уделом просоветски настроенных маргиналов, но со временем версия стала завоевывать все большее число сторонников. И в ноябре 2010-го в передаче литовской радиостанции лидер Социалистического народного фронта Альгирдас Палецкис сказал, что «у башни 13 января, выясняется, свои стреляли в своих».
Это вызвало скандал, ведь автор заявления — авторитетный в республике деятель. Внук первого председателя президиума Верховного Совета Литовской ССР Юстаса Палецкиса, сын известного советского и литовского политика и дипломата. Альгирдас получил блестящее образование за рубежом, работал в МИДе Литвы, был вице-мэром Вильнюса, депутатом Сейма, одним из лидеров влиятельной социал-демократической партии.
Высказывание стало в 2011 году поводом для возбуждения против Палецкиса уголовного дела по ст. 170 УК республики — «отрицание советской оккупации». Тяжбы в коридорах Фемиды длились больше года, суд первой инстанции вынес оправдательный приговор, но высшая инстанция решила ограничиться штрафом в 10 400 литов. Таким образом, Альгирдас стал первым в стране человеком, осужденным по упомянутой статье. Однако этот факт он обратил в свою пользу — был создан специальный счет, на который его сторонники за короткий срок собрали требуемую сумму.
От своего намерения докопаться до исторической правды Палецкис не отступил, поэтому власти решили упрятать его за решетку. В октябре 2018-го политика арестовали и поместили под арест за «шпионскую деятельность». Якобы он возглавлял целую «сеть шпионов», включавшую как литовцев, так и россиян. Прокуратура потребовала для него восемь лет лишения свободы. Однако суд «смилостивился», согласившись только на шесть.
Как отмечает известный литовский журналист Ярас Валюкенас, «данное дело можно расценивать как умышленное уничтожение в стране остатков международных правовых норм». «Впрочем, процесс такой деструкции носит глобальный характер, но наше государство в нем давно участвует в качестве своеобразного полигона, — говорит он. — Можно вспомнить свержение в 2004 году президента Роландаса Паксаса, который был настроен на нормализацию отношений с Россией, за что ему был объявлен из пальца высосанный импичмент».
Валюкенас напоминает, что вслед за отстранением всенародно избранного главы следующий руководитель (им стал прибывший из США Валдас Адамкус, обвинявшийся в пособничестве нацистам) «литовские власти стали яростно требовать у России компенсацию за «годы оккупации». В 2014-м был арест и осуждение в 2014 году российского гражданина Юрия Меля, фигуранта по делу о событиях 13 января. В литовской тюрьме он отсидел семь лет, но марте 2021-го ему произвольно продлили срок заключения еще на три года «В то же время Россия не очень сильно этому противостоит, — подчеркивает собеседник. — В том числе и делу Палецкиса, которое многие литовцы воспринимают как отражение беспредела, даже если они не разделяют взглядов осужденного».
Упомянутое Валюкенасом слабое противодействие литовскому произволу со стороны Москвы вполне объяснимо. Ведь в январе 1991-го действия советских военных осудили Верховный совет РСФСР, Моссовет, Ленсовет (советниками его председателя Собчака, кстати, были Владимир Путин и Дмитрий Медведев) — среди поддержавших гневные заявления можно найти немало знакомых нынче фамилий.
Некоторые российские журналисты даже получили т. н. «Медаль памяти 13 января» — государственную награду прибалтийской республики, присуждаемую «за защиту свободы и независимости Литвы». Среди награжденных — статусный пропагандист Дмитрий Киселев (правда, в 2014-м его медали лишили), главред службы информации НТВ Татьяна Миткова (отказалась в знак солидарности с Киселевым) и др.
С официального сайта президента Литвы даже убрали список награжденных, видимо, для выяснения персонажей, «скорректировавших» свою позицию. Учитывая неплохое трудоустройство сегодня тех, кто на поддержке сепаратизма тогда сделал себя имя, поднял рейтинг или просто неплохо заработал, трудно ожидать дерзких выпадов в адрес былых благодетелей.