Весь мир, наконец, узнал, где находится Литва. Угораздило же Вильнюс согласиться на открытие в Литве представительства Тайваня.
Практически испокон веков Тайвань был китайской территорией. Но в 1949 году туда перебрались потерпевшие поражение в гражданской войне силы Гоминьдана во главе с Чан Кайши. И Тайвань заявил о независимости. Отношения с Пекином были прерваны.
Контакты между островом и материковым Китаем возобновились только в конце 80-х. Китай постоянно подчеркивает, что Тайвань является неотъемлемой частью КНР, пусть и с особым статусом. Тайвань же, в свою очередь, старается при любой возможности дистанцироваться от Пекина. То нового президента США с избранием на пост поздравит, но на действия Китая пожалуется. Одним из шагов является открытие представительств. Правда, пока удалось открыть всего одно — в Парагвае.
О том, что «Тайваньское представительство в Литве» будет открыто, сообщил министр иностранных дел Тайваня Джозеф У. А министр экономики и иностранных дел Литвы Аушрине Армонайте объявила о том, что и Литва в октябре-ноябре откроет на Тайване торговое представительство. Возражения Китая слушать никто не захотел.
— Литовцы, конечно, в праве принимать любые решения, в том числе — касающиеся внешней политики литовского государства. Но было бы неплохо еще и о последствиях подумать, — считает китаист, заместитель директор Института Дальнего Востока Андрей Островский:
— Реакция Китая была предсказуема. КНР всегда очень жестко реагирует на любые действия, создающие угрозу территориальной целостности страны. А решение открыть «представительство» Тайваня — является именно таким шагом. В литовском МИДе должны были это понимать и просчитать последствия. Тем более, их соседи-латыши уже сделали такую глупость, в 1992 году они открыли у себя представительство Тайваня. Китай отреагировал также стремительно и жестко, как и сейчас. И оснований полагать, что реакция Пекина на действия Вильнюса будет другой, не было.
«СП»: — И как Латвия вышла из сложного положения?
— Им пришлось просить прощения. Представительство через пару лет закрыли, в Пекин полетела делегация, извинялись-кланялись. Китайцы их простили. При этом надо понимать, что, разрывая отношения, что с Латвией в 1992 году, что с Литвой сейчас, Китай ничего не терял. А вот Литва теряет очень многое. При этом страны с развитой экономикой и политическим весом в мире стараются поддерживать с Китаем нормальные отношения. США уже давно видят в этой стране соперника, однако они еще в 1979 году открыли там своё посольство, и первым послом, между прочим, был будущий президент США. Джордж Буш.
«СП»: — Вильнюс вообще занимает очень негибкую позицию в отношении Китая. Недавно он озаботился положением уйгуров, нарушением их прав. Литовские депутаты даже пообещали инициировать международное расследование.
— Они еще и о правах тибетцев волнуются. На самом деле я бы не сказал, что как-то особо уйгуров угнетают. В развитие региона вкладываются огромные деньги. Столица их провинции — одна из остановок на «Экономическом поясе «Шелкового пути». Имею ввиду проект «Один-пояс — один путь», который ведет в Европу, Турцию и Иран и Закавказье. Ведется строительство, создаются новые рабочие места, запускаются социальные программы. Там удалось справиться с проблемой абсолютной бедности. Видимо, Литва, заявляя о притеснениях уйгуров, ориентируется на США, которые активно эксплуатируют тему нарушения прав уйгуров.
Что же потеряет Литва, испортив отношения с Поднебесной? При президенте Грибаускайте сотрудничество между Вильнюсом и Пекином активно развивалось.
Литва демонстрировала заинтересованность проектом «Один пояс-один путь», планировала поставлять в Китай молочные и мясные продукты. Предполагалось, что Китай будет инвестировать в строительство нового порта в Клайпеде и поставлять разного рода технику, в том числе — новинки. И, в свою очередь, интересовался возможностью закупок крупных партий литовского янтаря. Отношения складывались выгодно и рукопожатно.
Но в 2019 году ситуация изменилась. Департамент госбезопасности Литвы в своем отчете вдруг назвал Китай «угрозой». В докладе утверждалось, что КНР занимается «нехорошими делами». За этим последовали разрывы крупных контрактов. В общем, Литва повернулась к своему торгово-экономическому партнёру задом.
А предшествовало этому охлаждение отношений между Пекином и «Большим Братом» — Вашингтоном. Да какое там охлаждение… настоящая торговая война разразилась. И Белый дом рекомендовал своим союзникам отказаться от сотрудничества с КНР. Литва незамедлительно взяла под козырек. Вот только США могут позволить себе тягаться с Китаем, а Литва рискует надорваться. При этом рассчитывать на то, что поможет ЕС, ей не приходится.
Профессор МГИМО Кирилл Коктыш полагает, что прибалтийские страны слишком уж трепетно прислушиваются к Вашингтону, Литва не является исключением.
— Они во всем ориентируются на США, и это настораживает Брюссель. Любые трудности, которые у них возникают, на самом деле, на руку Брюсселю, потому что это может подорвать влияние проамерикански настроенных политических элит. И приведет к усилению влияния Брюсселя на восточно-европейских членов ЕС. Поэтому они, конечно, могут помочь, а могут и не помогать
Таким образом, Литва сама загнала себя в угол. Но выход из этой заведомо проигрышной ситуации есть. Всегда можно последовать примеру Латвии: признать свою неправоту и попросить прощения. И надеяться, что китайцы проявят великодушие. Им Конфуций не велит обижаться на убогих.