
В Белоруссии завершили подготовку проекта новой Конституции, работа над которой велась с марта текущего года, рассказал президент страны Александр Лукашенко. Подводя предварительные итоги работы Конституционной комиссии, он напомнил, что сам принял активное участие в создании нового основного закона.
«Позади месяцы напряженного труда, большой работы, споров, претензий друг к другу. На наш призыв принять участие в разработке новой редакции Основного закона откликнулось огромное количество людей, в том числе общественные объединения», — заявил Лукашенко.
По его словам, что в проекте Конституции были учтены не все предложения, и данный вопрос может быть поднят в ходе всенародного обсуждения, ведь основной закон в первую очередь создается для белорусского народа. В заключение он напомнил, что референдум по новой редакции Конституции состоится не позднее февраля 2022 года.
В частности, он отметил, что в Конституции планируется закрепить такое понятие, как ценностные ориентиры, которые касаются исторической правды и памяти о Великой Отечественной войне. Эту новацию президент назвал «абсолютно правильной».
Он также выразил согласие с сохранением незыблемых конституционных основ, затрагивающих вопросы суверенитета и независимости. По его словам, сохранится и социальная направленность государственной политики. Кроме того, Лукашенко выразил уверенность, что граждане Беларуси позитивно отнесутся к предложению закрепить гарантии пенсионного обеспечения, поддержки семьи, а также семейных ценностей и равных возможностей для инвалидов.
С этой уверенностью трудно поспорить, все это прекрасно, кто ж возражает? Но разве этого ждали от него белорусы?
— Нет, все эти вопросы у протестующих и оппозиции не стояли, — уверен белорусский политический обозреватель Кирилл Кириллов. — Речь шла о новых выборах и об освобождении политиков из тюремного заключения. Но власть сразу показала, что тему новых выборов она ни с кем обсуждать не будет, а политики, например, Сергей Тихановский, Виктор Бабарико и Мария Колесникова, получили довольно внушительные сроки.
Поэтому обсуждаемые конституционные поправки вряд ли смогут разрешить продолжающийся в республике политический кризис.
«СП»: — Из выступления Лукашенко создается впечатление, что все правки, касающиеся, собственно, выборов, перераспределения полномочий органов власти спорны, все сыро, нужно дорабатывать? Как это понимать? Успеют к февралю 2022 или будут все время переносить под предлогом спорности и неготовности?
— Те предполагаемые поправки, что обнародованы в настоящее время, действительно довольно сыроваты. Особенно это касается создания нового органа государственного управления — Всебелорусского народного собрания. Непонятно, как его полномочия будут сопрягаться с другими органами власти, в какой форме он будет работать
Не исключено, что к февралю 2022 года эти моменты не будут разрешены, и сроки проведения референдума перенесут на более позднее время. Но в свете того, что такие поправки едва ли разрешат политический кризис в стране, это не имеет особого значения. Тем более, форма и сущность власти вряд ли изменится после внесения поправок.
«СП»: — Ранее один из «легальных» оппозиционеров Юрий Воскресенский публиковал некоторые подробности поправок. Там говорится об увеличении возраста и ценза оседлости кандидата в президенты, переходе к однопалатному парламенту и полностью пропорциональной системе, передаче прав импичмента президента Всебелорусскому народному собранию… Можно ли им доверять?
— Воскресенский входит в состав Конституционной комиссии, которая работает с властью. Он рассказал об этих правках государственным СМИ республики. Вряд ли бы он целенаправленно распространял фейки — это может быть чревато. Так что к его информации точно следует присмотреться.
«СП»: — Из них создается впечатление, что президентская власть только усиливается, к тому же оппозиция отсекается от теоретической возможности стать властью…
— По факту президентская власть в республике и так сильная, насколько только можно себе это представить. И вряд ли ситуация изменится от того, что будет прописано в Конституции. Как была жесткая иерархичная вертикаль власти во главе с лидером, так и останется. Тем более, что власть понимает, что теперь точно не время идти в сторону либерализации и демократизации — это дало бы её оппонентам больше свободы для борьбы с руководством и ощущение небольшой моральной победы.
Положение оппозиции усложняется еще и увеличением ценза оседлости. По тем поправкам, что рассказал Воскресенский, для выдвижения нужно родиться в Белоруссии и постоянно жить в стране «не менее десяти лет непосредственно перед выборами». А все более-менее известные и опытные оппозиционные лидеры сейчас находятся в эмиграции. Это отсекает для них путь вернуться и вступить в предвыборную гонку. Но это не отменяет того, что оппозиционная эмигрантская тусовка может найти своего представителя в Белоруссии и сделать на него ставку, подобно тому, как летом прошлого года поставили на Светлану Тихановскую — человека абсолютно нового в политике, которого до выборов никто не знал.
«СП»: — А как насчет сценария рокировки президента на пост главы ВНБ? Не для этого ли ему передают такой важный инструмент контроля как импичмент?
— Это вполне возможное развитие событий. Тем более, Лукашенко неоднократно утверждал, что вскоре покинет пост президента, и в республике будет новый президент. Он может возглавить Всебелорусское собрание, и таким образом произойдет нечто похожее на казахстанский транзит власти, когда Назарбаев де-факто остается во главе государства, занимая руководящий пост, но уже не является президентом.
Такой вариант развития событий в Белоруссии широко обсуждается в экспертном сообществе, но точный ответ на этот вопрос никто не знает. Вероятно, в самой власти тоже точно не решили, как лучше всего сделать.
— Москва ждет конституционной реформы от Минска для запуска скорейшего транзита власти и ухода Лукашенко на второй план по казахстанскому образцу, а также для формирования законодательной основы для углубления интеграции двух стран, — напоминает политический аналитик Фонда развития институтов гражданского общества «Народная Дипломатия» Евгений Валяев. — Остальные поправки — это самодеятельность Лукашенко.
По поправкам видно, что для Лукашенко ожидания Москвы абсолютно вторичны, он занят выстраиванием новой более высокой крепости вокруг своей власти. Суть поправок в нынешнем предварительном виде — полный запрет оппозиции, консервация нынешней неэффективной политической системы.
Современная история учит нас тому, что любые конституционные реформы легко обнуляются, если в стране появляется всеобщий и активный запрос на изменения. Можно привести в пример, как на постсоветском пространстве в разных странах на фоне общегражданских протестов отменяли конституционные реформы, возвращая главный закон к своему изначальному виду. Реформа Лукашенко как раз и направлена на то, чтобы не допустить больше никогда повторения протестов, которые прошли после последних президентских выборов в стране. Когда главная задача конституции — охранять власть действующей элиты, то такая конституция будет нежизнеспособной.
Чем сложнее и идеологизированнее будет конституционная реформа 2022 года в Белоруссии, тем меньше шансов, что конституция в таком виде просуществует долгий срок. Конституция в демократических государствах защищает страну от узурпации власти, а не служит защитником узурпаторов.
Большой ли смысл имела конституция Советского Союза? Нет, советская власть основывалась в первую очередь на монополии насилия и принуждения, а не на том, что написано в конституции. Такая же ситуация в современной Белоруссии — власть Лукашенко не зависит от того, что написано в конституции, его власть держится на другом. В такой ситуации и самим белорусским гражданам не так важно, что там будет написано. Главное состоит в том, что эта конституция будет действовать, пока Лукашенко находится у власти. Такая конституция на даст стране нормальную конкурентную политическую систему, а именно в ней нуждаются все страны постсоветского пространства, чтобы не отставать от мировых лидеров — западных демократий.
В окончательном виде белорусской конституционной реформы мы увидим много срисовок с последней российской конституционной реформы. Этим Лукашенко продемонстрирует максимальную лояльность Владимиру Путину. Брак только между мужчиной и женщиной, защита исторической памяти и другие максимально популистские статьи — Россия и Белоруссия в ближайшие годы максимально синхронизируют свои законодательные системы, начиная с основного закона.
Главный рассинхрон у Лукашенко происходит с белорусским гражданским обществом. У людей никуда не исчез запрос на перемены и либеральные реформы. Люди хотят партийную систему, выборы, политические права и свободы. Люди хотят участвовать в управлении страной, участвовать в определении курса страны. Ничего из этого новая конституция белорусам не предоставит.
Лукашенко не без проблем будет продавливать принятие новой конституции на референдуме, который может дать всплеск новым всеобщим протестам, происходящими уже в том числе и под антироссийскими лозунгами, чего не было на протестах 2020 года.