Президент Белоруссии Александр Лукашенко опроверг предположения о зачистках после убийства сотрудника КГБ. По его словам, спецслужбы будут работать точечно, выявляя радикально настроенных лиц, а не начнут проводить зачистки по всему фронту.
Во вторник КГБ республики сообщил, что сотрудник ведомства был смертельно ранен в ходе специального мероприятия по отработке адресов, по которым могли находиться потенциально причастные к терроризму люди. Отмечалось, что ответным огнем преступник был уничтожен. Как уточнил позже СК Белоруссии, 40-летняя супруга мужчины, которая «проводила видеосъемку преступления и содействовала его совершению», задержана по подозрению в соучастии убийства сотрудника КГБ.
«Слушайте, мы не настолько глупы, чтобы в современных условиях ходить фронтами. Потому что, если мы пойдем фронтом, — мы и это умеем делать, — пострадать могут невинные люди. Когда идешь фронтом, могут попасться люди, абсолютно не причастные к этим делам», — заявил глава государства.
Он также отметил, что с помощью спецслужб и других подразделений силового блока в Белоруссии будут точечно отрабатывать разных людей, и опроверг предположения, что убийство сотрудника КГБ станет поводом для проведения зачисток по всему фронту.
«Поэтому хочу еще раз уточнить свою позицию: мы точечно, аккуратно, с помощью спецслужб и других подразделений МВД и прочих будем отрабатывать разных людей, разные организации и разные варианты. У нас хватит ума, чтобы точечно разобраться с каждым мерзавцем», — заключил Лукашенко.
Между тем, глава КГБ Иван Тертель заявил, что его ведомство не оставит без ответа убийство своего сотрудника. По его словам, «вдохновители» произошедшего перешли красную черту.
«Мы знаем, кто является вдохновителем этого, и считаем, что они перешли красную черту. Поэтому… мы без ответа эту ситуацию не оставим», — заявил он журналистам.
«Глава государства вчера обратил мое особое внимание на заботу о семье — жене и ребенке, вся помощь будет оказана. Еще раз подчеркну, что красную черту перешли, …мы этого не забудем», — добавил Тертель.
Как это понимать? Не используют ли власти это дело как повод для начала нового наступления на оппозицию? Тем более, что в деле сазу очертили политический след. По словам Лукашенко, есть данные, свидетельствующие, что подготовка к провокации велась заранее.
«Никто не собирался там погибать. Надо было показать съемку, и в реальном режиме времени, это тоже уже известно, они транслировали туда, в Польшу, Америку эти кадры», — заявил он.
Как это понимать? Снова поиск внешних врагов?
— Возможно, белорусскому президенту не сообщили, что онлайн-трансляции чего угодно можно смотреть из любой точки мира, где не заблокированы соцсети и ловит интернет, — иронизирует кандидат политических наук, исполнительный директор Международной мониторинговой организации CIS-EMO Станислав Бышок. — Но это технические детали. По существу же речь идёт об «экстернализации» протеста, то есть о продвижении белорусским официозом той точки зрения, что оппозиционные настроения не имеют никаких реальных внутренних причин, но провоцируются враждебными внешними центрами силы и реализуются через «пятую колонну» или «полезных идиотов». Помимо «экстернализации» мы также видим продолжающуюся криминализацию оппозиционной деятельности, когда каждый несогласный с политикой действующей власти рассматривается как потенциальный террорист или что-то в этом духе.
«СП»: — Лукашенко связал задержанных с оппозиционным «Рабочим движением», якобы ставившим целью забастовки и остановку крупных предприятий. Насколько серьезны эти обвинения? Создается впечатление, что власть повела широкомасштабное наступление на несогласных.
— Одна из предлагаемых белорусской оппозицией тактик ненасильственного сопротивления — это забастовки. Определенный уровень забастовочной активности действительно был на пике массовых общегражданских протестов лета-осени 2020 года, но нельзя сказать, что на сегодняшний день просматриваются какие-то перспективы его повторения или, тем более, расширения географии и включённости в забастовки новых предприятий. Даже для безлидерного протеста нужны локальные лидеры. Забастовка сама себя не начнёт.
Широкомасштабное наступление белорусских властей на гражданское общество уже случилось: сначала выдавили из страны или заключили под стражу наиболее видных лидеров и активистов, затем через подобие операции «Трест» накрыли лидеров второго ряда (то, что назвали попыткой государственного переворота), сейчас выявляют активистов третьего эшелона, попутно намекая, что чем ближе победа над «мятежниками», тем ожесточённее война. Такая минская диалектика.
«СП»: — При этом Лукашенко опровергает предположения о зачистках после убийства сотрудника КГБ. В КГБ при этом пообещали не оставить без ответа убийство сотрудника. Не станет ли это поводом для начала масштабной репрессивной кампании?
— Не совсем понятно, кому ещё белорусские силовики собираются отвечать, если стрелявший в штурмовавших его квартиру айтишник убит, а его жена взята под стражу и помещена в печально известный изолятор на Окрестина. Согласно заявлениям официального Минска, а также под копирку написанным требованиям а-ля 1937-й — «раздавить змагарскую гадину», которые поместили у себя в соцсетях многие связанные с госструктурами Белоруссии общественно-политические и медийные деятели, власти как минимум хотят продемонстрировать, что готовы идти дальше. Другой вопрос, что в какой-то момент в стране могут закончиться не только айтишники с ружьями, но и без них.
Пока первой жертвой новой кампании Минска стал сайт белорусской редакции «Комсомольской правды» kp. by, который заблокировали чуть ли не в связи с подозрением в поддержке терроризма в республике. Здесь даже Дмитрий Песков выступил с заявлением, осуждающим данный шаг. Не так часто Кремль критикует белорусские власти.
«СП»: — По-вашему, за год, прошедший с прошлогодних протестов, власть не сделала для себя никаких выводов? Ждать только закручивания гаек и никакой демократизации?
— Конституционная реформа, о которой никто не просил, не предполагает демократизации. Согласно тем тезисам, которые озвучивают члены Конституционной комиссии, новая конституция по существу ничем не будет отличаться от предыдущей. Разумеется, ни одного представителя оппозиции или просто несторонника Александра Лукашенко в этой комиссии нет. После массовых протестов Минск не стал кооптировать никого из оппозиции — если, конечно, не считать кооптированными не имевшего никакого веса в оппозиции или вне её Юрия Воскресенского или сломанного Романа Протасевича. В Израиле не ведут переговоров с террористами, а в Белоруссии — с гражданским обществом. Впрочем, действующий президент Лукашенко недавно сказал, что у него есть своё, правильное гражданское общество — комсомольцы, женские организации и пр. С ними и будет общаться.
На сегодняшний день единственной внешней силой, которая могла бы надавить на Минск в плане изменения внутренней политики, представляется только Москва. Но я не могу представить ситуацию, при которой Москва потребует от Минска демократизации, открытых выборов, допуска всех кандидатов и международных наблюдателей. Вот от Киева может потребовать (правда, там слушать не будут), а от Минска — ну как же можно?
— Наш славянский генерал-адмирал Аладдин продолжает свою игру, — говорит координатор партии «Другая Россия Э. В. Лимонова» * Андрей Дмитриев. — Убийство офицера КГБ с не вполне проясненными обстоятельствами ему на руку. Это повод продолжить мочить невольных и в целом поддерживать страх в обществе. Вот на похоронах Федосюка глава комиссии по нацбезопасности Палаты представителей Национального собрания Олег Белоконев фактически призвал к массовым убийствам оппозиционеров: «За одного — двадцать, сто. Может быть грубо, но искренне». Впрочем, судьба змагарской оппозиции нас особенно волновать не должна — пусть о них Запад волнуется. Важнее другое.
Во-первых, объединение, которого нет. Тут в интервью CNN батька вновь, в который уже раз, высказался, что вхождения Белоруссии в состав России не будет, это, мол, глупость. А вот я полагаю, что такую «глупость» поддержало бы большое количество людей. И возвращение Минска в родную гавань не менее важно, чем Севастополя. Но на пути у этого сегодня стоит именно Лукашенко, который сам является белорусским националистом № 1, что много раз доказывал своими высказываниями и действиями. Однако Москва продолжает исправно накачивать его деньгами и поддерживать. Интересно, в Кремле мазохисты что ли сидят, может быть, им удовольствие доставляет вот это глумление?
Во-вторых, нельзя не отметить многочисленные наезды местной властной вертикали на российских граждан и СМИ. Вот сейчас заблокировали сайт «Комсомольской правды» за совершенно невинный комментарий про этого самого убитого КГБ Андрея Зельцера, ещё ранее в республике перестала выходить её печатная версия. Причем «Комсомолка» вполне Батьке лояльна, но по российским меркам. А по белорусским это уже крамола. Редактор Владимир Сунгоркин возмущается, но это ни к чему не приводит. Или вспомним о деле россиянки Ирины Викхольм, которая получила 1,5 года колонии за то, что написала в соцсетях о «преступлении Лукашенко» в связи с посадкой самолета Raynair в Минске. Что-то не видно возмущения МИД, Россотрудничества и прочих структур по этому поводу.
В целом же атмосфера психоза и полицейщины, которую установил батька в своей вотчине, будет приводить к новым подобным инцидентам и отравлять жизнь людям. Я уже не говорю, что в сложившейся ситуации появление каких-то низовых пророссийских инициатив, новых политических структур, способных увести от тупикового противостояния плохого батьки и ещё более худших змагаров, невозможно по определению. Раздавят и затопчут сразу.
*не зарегистрирована Минюстом РФ.