Решение польских властей прорыть судоходный транспортный канал через Балтийскую косу никак не связано с экономическими причинами: новый канал необходим Варшаве исключительно для того, чтобы иметь возможность быстро перебросить через косу свои танки. Об этом в беседе с Daily Storm заявил губернатор Калининградской области Антон Алиханов.
«Чтобы у танковых полков, которые располагаются рядом с Эльблонгом, была отдельная, независимая, наверное, возможность пройти через этот канал. Все, больше ни для чего это не нужно!» — считает глава региона. По его словам, это понимают все, в том числе и председатель правящей партии Польши «Право и справедливость» Ярослав Качиньский.
Алиханов отметил, что на самом деле ни у польских судов, ни у судов других стран никогда не возникало проблем с проходом в порт Эльблонга, несмотря на то, что они должны проходить через российские территориальные воды, чтобы попасть туда.
«Никакой географией ни Москва, ни региональная власть никогда не пользовались и спокойно пропускали все суда, которые хотели пройти через пролив», — подчеркнул он.
Алиханов также отметил, что строительство данного канала ведется в нарушение международного права и может привести к экологической катастрофе в регионе.
Напомним, решение о строительстве канала через Балтийскую косу польские власти приняли еще в 2016 году, однако Брюссель запретил Варшаве вести работы без одобрения Еврокомиссии. Тем не менее строительство началось в 2019 году. Первый этап работ закончили в июне 2020 года. завершить строительство полностью планируется в 2022 году.
— Поляки действительно роют канал через Балтийскую косу, осуществление этого проекта вполне реально, — подтверждает ведущий эксперт Центра военно-политических исследований МГИМО Михаил Александров. — В Варшаве исходят из того, что это обеспечит Польше независимый проход в порт Эльблонга. Сейчас для такого прохода польским и иностранным судам необходимо зайти в российские внутренние воды в районе Балтийска. А согласно международному морскому праву, Россия в любой момент может перекрыть заход иностранных судов в свои внутренние воды. Поляки в оценке ситуации руководствуются не намерениями России, а возможностями. И возможность перекрыть проход польских судов в этом районе у России действительно есть.
«СП»: — Алиханов подчеркнул, что на самом деле ни у польских судов, ни у судов других стран никогда не возникало проблем с проходом в порт Эльблонга несмотря на то, что они должны проходить через российские территориальные воды, чтобы попасть туда. Так ли это? Почему поляки утверждают обратное?
— Строительство канала вполне вписывается в нынешнюю политику Польши, которая хочет быть полностью суверенной и от ЕС и тем более от России. С учетом недружественных отношений с Россией, которые Польша сама и создала, в Варшаве опасаются, что Москва может ввести какие-то ограничения или вообще запретить проход польских судов и прежде всего военных кораблей или судов, перевозящих военные грузы. Так что в контексте нынешнего курса Польши решение «рыть канал» вполне логично. Это и вопрос политики, то есть суверенитета, и военный — возможность беспрепятственной доставки военных грузов. Что касается экономики, то дешевле было бы ходить через российские воды.
«СП»: — Алиханов утверждает, что строительство данного канала ведется в нарушение международного права и может привести к экологической катастрофе в регионе…
— Не думаю, что строительство канала нарушает международное право. Польша строит его на своей территории и находится в своем праве. Нарушение международного права может возникнуть только в случае масштабных экологических последствий, которые могут затронуть другие страны. Но возникновение таких последствий надо доказать.
Видимо, у нашего МИДа с доказательной базой в этом вопросе не складывается (возможно, большого экологического ущерба и не ожидается). Поэтому наши дипломаты воздерживаются от демаршей. С другой стороны, Запад не упустил бы случая обрушить на нас волну критики в любом похожем случае с пропагандистскими целями, даже если для этого нет достаточных оснований. Нашему МИДу, к сожалению, не достает наступательности в такой работе.
«СП»: — Чем мы можем и должны ответить в военном плане? Или Калининградская область и так хорошо защищена?
— В военном плане данный канал мало что даст Польше. Конечно, в мирное время она может не опасаться, что Россия закроет проход для польских грузов. Но, с другой стороны, в случае необходимости Польша могла бы доставлять такие грузы по суше из других портов. Эльблонг не является анклавом, отрезанным от других частей Польши, как, например, Калининград от России.
В военное же время российский Балтийский флот просто заблокирует польский канал. Если даже предположить, что в ходе конфликта с НАТО наши корабли в этом районе боевых действий будут потоплены, то проход через канал может быть заблокирован наземным артиллерийским огнем. Ведь от Балтийска до канала всего 48 км, а от некоторых других районов Калининградской области и того меньше. Так что если польское руководство тешит себя надеждами, что в случае войны оно сможет обеспечить переброску через этот канал натовских подкреплений, то эти надежды иллюзорны.
— Очевидно, что полякам нужно объяснить реализацию своих военных проектов некими «торгово-экономическими факторами», — уверен заместитель директора Института стратегических исследований и прогнозов РУДН Павел Фельдман. — Мировая общественность должна, с их точки зрения, полностью удовлетвориться подобными аргументами. Разумеется, глубоко вникать в суть вопроса на Западе никто не станет. Они априори готовы поверить в то, что Россия чинит препятствия для польских судов, проходящих через ее территориальные воды.
«СП»: — А вы как считаете, чего тут больше? Военной составляющей? Политики? Экономики? Зачем им реально этот канал? Почему необходимость в нем возникла сейчас?
— Этот план разрабатывался польским руководством еще 10 лет назад. С точки зрения обеспечения национальной безопасности Польши он абсолютно лишен смысла. В случае вооруженного конфликта с Россией или Беларусью никакая переброска танков Варшаве не поможет. Цель заключается в обострении военной напряженности, которая для стран Восточной Европы является гарантом притока финансовой помощи от «старших партнеров» по блоку НАТО. Ну и, разумеется, привлечение внимание к себе со стороны Вашингтона и Брюсселя.
«СП»: — Польское издание Gazeta Wyborcza утверждает, что строительство канала не станет ударом по Москве, а наоборот, приведет к обогащению российских бизнесменов. Как пояснила газета, 90 процентов товарооборота порта в Эльблонге, ради которого в первую очередь и строится канал, приходится на Калининградскую область, поэтому наибольшую выгоду от проекта получат работающие там предприниматели. Так ли это?
— Будь это так, российская сторона сама бы поддержала строительство канала. Трудно представить себе, что Польша вдруг озаботилась проблемами российских предпринимателей. Если она хочет помочь калининградскому бизнесу, то пусть прекратит настаивать на пролонгации русофобских санкций ЕС и признает у себя вакцину «Спутник V». Это, кстати, позволило бы восстановить взаимовыгодный туристический поток.
«СП»: — А прав ли Алиханов, говоря о том, что новый канал необходим Варшаве исключительно для того, чтобы иметь возможность быстро перебросить свои танки через Балтийскую косу? Ну перебросят они, дальше что? Нам это чем-то угрожает?
— Польша пытается играть в военно-тактические шахматы. Они прекрасно понимают, что Россия будет вынуждена воспринимать сценарий с переброской танков как гипотетическую угрозу для ее западных регионов. Соответственно, возникнет необходимость в наращивании российского военного присутствия в непосредственной близости у границ НАТО. Представители Североатлантического альянса тут же начнут кричать, что Россия готовится к походу на Варшаву. Именно так и раскручивается маховик военной конфронтации между РФ и ЕС, что полностью отвечает интересам Вашингтона.
«СП»: — Нужно ли нам как-то реагировать? И что мы можем тут сделать? По словам Алиханова, строительство данного канала ведется в нарушение международного права и может привести к экологической катастрофе в регионе. Почему тогда российские власти не поднимают этот вопрос на международных площадках?
— Сегодня на Западе в моду вошли масштабные экологические протесты. Может быть, стоит переключить внимание Греты Тунберг и ее активистов с надуманной проблемы глобального потепления на реальные угрозы для флоры и фауны Балтийского региона? Очевидно, что действия Польши противоречат современным европейским представлениям об устойчивом развитии и природопользовании. Между прочим, у польских властей уже был серьезный конфликт с руководством ЕС по поводу жестокой вырубки леса в Беловежской пуще. Россия могла бы вполне успешно сыграть на внутриевропейских экологических противоречиях.