Канцлер Австрии Себастьян Курц объявил об отставке. Причиной стало ведущееся против него расследование по поводу возможной причастности к коррупции и превышении должностных полномочий.
«В этот весьма критический период, на мой взгляд, было бы безответственно скатываться в месяцы хаоса или застоя… На мой взгляд, необходима стабильность… Поэтому, чтобы разрешить тупиковую ситуацию, я хотел бы уступить дорогу для того, чтобы предотвратить хаос и обеспечить стабильность», — заявил Курц на специально собранной пресс-конференции в субботу, 9 октября.
При этом он отметил, что он останется главой Австрийской народной партии (АНП) и займёт кресло депутата в Национальном совете (нижней палате парламента). Курц также предложил президенту Австрии Александру Ван дер Беллену назначить исполняющим обязанности главы правительства министра иностранных дел Александра Шалленберга.
6 октября в кабинетах штаб-квартиры Австрийской народной партии, которую возглавляет Курц, прошли обыски в связи с подозрением в подкупе СМИ. Следователи досмотрели документацию в кабинетах официального представителя канцлера Йоханнеса Фришманна, уполномоченного по работе со СМИ Геральда Флейшманна и советника Штефана Штайнера. Их обвиняют в подкупе газеты Österreich для публикаций материалов и опросов с положительными отзывами о партии.
Кроме того, в отношении Курца также ведется расследование по обвинению в пособничестве коррупции и мошенничестве. Позже о расследовании против канцлера и еще девяти лиц заявили в прокуратуре Австрии по расследованию экономических и коррупционных преступлений.
В чем конкретно обвиняют Куца?
По версии следствия, с 2016 по 2018 год Минфин страны использовал средства из бюджета «для финансирования исключительно партийно-политически мотивированных, иногда манипулируемых опросов, проводимых компанией по исследованию общественного мнения в интересах политической партии и ее высшего должностного лица». Данные этих опросов появлялись в «австрийской ежедневной газете» и не маркировались как рекламные объявления.
Ужасное, конечно, преступление! Кровь стынет в жилах! И как это у нас соцопросы по заказу власти, где ее хвалят, публикуют в официальных СМИ, которые власть сама и содержит на деньги из бюджета?
Сам Курц себя виновным не признает. По его словам, он не понимает, почему его всегда хотят сделать виновным, когда где-то происходит что-то противоправное. Или похожее на противоправное. Или то, что откровенно притянуто за уши.
Курц также отметил, что все расследования в отношении него ведутся без наличия конкретных улик, напомнил о презумпции невиновности и подчеркнул, что решение о виновности может выносить не общественность, а суд. Кроме того, он заявил, что «использует возможность опровергнуть обвинения и доказать их несостоятельность».
В России заявили, что отставка Курца — внутреннее дело страны. Как отметила официальный представитель МИД РФ, Австрия — европейская страна, которая сохраняет свой взгляд на международную повестку, на собственное развитие, и во многом отстаивающая исключительно свою точку зрения.
«Это их внутреннее поле, внутреннее поле Австрии. Думаю, они сами разберутся», — заявила она.
Но вот вопрос, действительно ли нам нет никакого дела? Курц был одним из немногих прагматиков в Европе, с кем можно было вести диалог. Он резко критиковал политику гостеприимства, проводимую Германией, призывал перекрыть потоки нелегальной миграции в ЕС и закрыть австрийские границы от нелегалов, выступал за запрет на паранджу в общественных местах в Австрии и поддерживал интеграционную программу для мигрантов: обязательное изучение немецкого языка и австрийской культуры. Разумеется, он был сторонником восстановления отношений с нашей страной.
Напомним, что это уже вторая попытка противников скинуть Курца. 15 декабря 2017 года Курц достиг коалиционного соглашения с правой Австрийской партией свободы, в соответствии с которым та получила портфели ключевых министров обороны, иностранных и внутренних дел. А в 2019-м случился «Ибица-гейт», скандал вокруг Хайнца-Кристиана Штрахе, вице-канцлера и лидера Партии свободы, который якобы обсуждал закулисные действия и намерения своей партии с племянницей некоего российского олигарха на Ибице.
27 мая 2019 года парламент Австрии вынес вотум недоверия Себастьяну Курцу, на следующий день он принял решение уйти в отставку. Однако на досрочных парламентских выборах, прошедших 29 сентября 2019 года, Австрийская народная партия вновь одержала победу.
Очевидно, противники Курца не успокоились и решили нанести новый удар. Впрочем, обвинения против канцлера звучат совершенно нелепо. Курца обвиняют в том, что Минфин использовал бюджетные средства для финансирования рекламных объявлений в обмен на размещение соцопросов, выгодных его партии, однако факт «обмена» не доказан, а соцопросы вполне себе реальные, что и показали результаты выборов…
— Вопрос не в содержании, а в форме, — считает доцент кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики РГГУ Вадим Трухачёв. — Дело в том, что возникли подозрения в использовании бюджетных средств на партийные нужды. Безусловно, австрийские партии получают госфинансирование, но данные средства, видимо, получались не в рамках госфинансирования партий. Но факт преступления здесь всё равно притянут за уши. Это максимум штраф.
«СП»: — Как вообще понимать этот «коррупционный» скандал? Курца кто-то пытается свалить? Кто является его врагами в Австрии?
— Да, его пытаются свалить, и врагов у него много. Первый его враг — президент Александр ван дер Беллен. К числу его врагов можно отнести и его партнёров по коалиции из «зелёных». Естественно, не любит его оппозиция. Вдобавок, в его собственной Народной партии его недолюбливает более возрастной актив, который он отодвинул на второй план. Все они считают Курца «выскочкой», которого надо поставить на место. Разумеется, не любит его и иммигрантское сообщество, поскольку он существенно ужесточил миграционное и религиозное законодательство.
«СП»: — А в ЕС к нему как относятся? Хотели бы его ухода?
— Евросоюз неоднороден. Но брюссельские бюрократы его не любят. Они вообще не любят ярких, неформатных политиков, к числу которых относится и Курц. Не любят его в руководстве Германии. Так, Ангела Меркель терпеть его не может, поскольку он ругал её миграционную политику. Не любит его и глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен, не любит его президент Франции Эммануэль Макрон. Потому вся эта публика вполне могла стоять за раскручиванием данного скандала.
«СП»: — Курца «уходят» уже второй раз. Но в прошлый раз ему удалось вернуться во власть. Удастся ли снова?
— Первый раз «уходили» не Курца, а Партию свободы, с которой он заключил коалицию. Она раздражает руководство Германии, брюссельскую бюрократию и австрийского президента ещё больше. И все они фактически навязали Курцу коалицию с «зелёными», которую он не хотел… Шанс вернуться через какое-то время у него наверняка будет. 35 лет для популярного политика — возраст почти «младенческий». У него всё должно быть впереди.
«СП»: — А России есть до этого дело? Курц нам выгоден в качестве лидера Австрии?
— В принципе, отношения с Австрией — величина достаточно постоянная. И характер её связей с Россией менялся не сильно. Курц, безусловно, пророссийским не был. Однако он выступал за поэтапное снятие санкций, категорически возражал против сокращения экономического сотрудничества, против разрыва газовых проектов. Пока преемственность сохранится, но всё зависит от того, кто придёт ему на смену. Есть риск, что «особые» отношения с Австрией закончатся. Они не скатятся в пропасть, но могут стать «усреднёнными» для европейских стран.
«СП»: — Если не Курц, то кто? Кто мог бы прийти ему на смену, и насколько это отразится на положении Австрии в мире и на отношениях с Россией?
— Пока канцлером будет глава МИД Александр Шалленберг — человек, достаточно близкий к Курцу. Но дальше возможны варианты. Могут усилиться «зелёные». И если к ним перейдёт пост главы МИД — отношения России и Австрии ухудшатся как минимум на уровне риторики. Дальше австрийцев наверняка ждут новые выборы, и там уже фаворитами будут Курц и лидер социал-демократов Памела Ренди-Вагнер. Она к России расположена меньше, чем Курц. А уж если в коалицию с ней войдут «зелёные» и либералы из «Новой Австрии» — едва ли нынешний уровень российско-австрийских отношений сохранится. Они ухудшатся, хотя до уровня отношений с соседней Чехией не опустятся.
— Даже будучи частью Евросоюза, Австрии до настоящего времени удается сохранить политический суверенитет, — уверен заместитель директора Института стратегических исследований и прогнозов РУДН Павел Фельдман. — Правительство Курца открыто выражало евроскептические настроения, выступало за гармонизацию отношений с Россией, протестовало против неконтролируемого наплыва мигрантов. Поэтому-то у Курца были серьезные противники и в ЕС, и в США, которые течение нескольких лет они собирали компромат на его политических союзников. «Ибица-гейт» должен был привести к смене власти в стране, однако организаторы скандала не учли той широкой народной поддержки, которой пользовался молодой канцлер. В итоге Курц вернул кресло и продолжил прежний курс, что стало мощнейшим раздражителем для транснациональной элиты. В том, чтобы снова отправить его в отставку, и на этот раз — окончательно, были заинтересованы слишком многие: спецслужбы, евробюрократы, представители крупного капитала.
«СП»: — И что теперь? Будет ли эта отставка окончательной?
— На мой взгляд, существует два сценария дальнейшего развития событий. Согласно первому, страна может погрузиться в политический кризис, выходом из которого станут внеочередные парламентские выборы. Однако итог их может оказаться непредсказуемым. Однако, скорее всего, события пойдут по второму сценарию: Австрийская народная партия сохранит власть. Пока продолжается расследование в отношении Курца и его партии, правительство будет возглавлять сугубо техническая фигура, после чего Курц, скорее всего, вернется в кресло канцлера.
«СП»: — Для нас все это будет иметь какое-то значение?
— К сожалению, на время политической неопределённости Россия может лишиться конструктивного партнера в Европе, что отсрочит нормализацию диалога между Москвой и ее западными партнерами. Созданный на пустом месте скандал в Австрии является очередной попыткой евробюрократии заглушить голос независимого политика, не желающего прогибаться и поступаться принципами.