Бывшие спецназовцы украинских и грузинских войск готовят диверсию на Крымском полуострове, заявил в интервью «КП» бывший генерал грузинской армии Тристан Цителашвили. По его словам, тренировки диверсантов проводятся в специальных учебных центрах Североатлантического альянса, которые располагаются на территории Грузии. Ради подготовки бойцов для совершения диверсий в Крыму привлекли турецких экспертов. Цителашвили также отметил, что в провокациях на полуострове примут участие грузины, орудовавшие на Майдане в Киеве в 2013—2014 годах.
Отставной грузинский военный также подчеркнул, гибридную войну против Крыма и России разворачивает турецкий лидер Тайип Реджеп Эрдоган. Но насколько правдоподобно это звучит? Понятно, что мы с Турцией не друзья, и союзники лишь ситуативные, но зачем Эрдогану переходить «красную черту» с предсказуемыми последствиями?
Можно ли тут доверять Цителашвили?
Политолог Александр Дудчак думает, что грузинскому генералу можно доверять:
— Ранее его информация о событиях на «майдане», о грузинских снайперах, которую он озвучивал в СМИ, подтверждалась. К сожалению, её украинские органы не приняли к сведению. Но и не могли, т.к. в ходе расследования они вышли бы сами на себя, это было бы прямое обвинение террористической власти, установленной с февраля 2014 года на Украине. Не думаю, что Тристан Цителашвили хочет попиариться на этом и такую информацию не стоит игнорировать. Тем более, что террористические диверсии со стороны Украины в Крыму уже были. Но их вовремя пресекали, к сожалению, иногда ценой жизни сотрудников силовых органов.
«СП»: — По словам генерала, привлекаются грузины, которые принимали участие в операциях на «майдане». Они готовятся ударить по Крыму. Много ли таких? Что грузины там делали? Это идейные добровольцы или их специально засылали?
— То, что грузины присутствовали на «майдане» и участвовали в расстрелах и протестующих, и сотрудников правоохранительных органов — не секрет. И подразделения грузинских наемников участвовали в войне на Донбассе на стороне Украины. Нет никаких препятствий для Украины привлечь к своей террористической деятельности грузинских боевиков и для операций в Крыму. Мотив для самих грузин — в первую очередь материальный. Им за это платят, ну и они вжились в идеи русофобии, хотя вряд ли их можно назвать «идейными».
«СП»: — Даже если так, что они могут сделать? Разве Крым недостаточно защищен?
— Крым, я уверен, защищен. Но это не значит, что попыток не будет. И от российских силовых структур, спецслужб требуются повышенные превентивные меры, направленные на недопущение каких-либо провокаций и терактов.
«СП»: — Грузинский генерал говорит, что ко всему этому причастен Эрдоган. Может такое быть? Он же должен понимать, что это «красная черта».
— Возможно, у генерала есть информация, подтверждающая его слова. Интересно было бы узнать подробности. К сожалению, несмотря на развитие экономических связей и военно-технического сотрудничества с Россией, Турция склонна к провокациям. Совершенно недружеским жестом было её участие в так называемой Крымской платформе, её действия в Сирии, и много чего еще можно вспомнить.
«СП»: — Эрдоган действительно делает много реверансов в сторону украинских властей, открыто содержит «Меджлис"*
— Да, это и инструмент давления, и, конечно, у Турции нет ни целей, ни желания вернуть Крым Украине. Они надеются на какую-то гипотетическую ситуацию, при которой Крым достанется Турции. Но, вероятность этого намного ниже, чем потеря Турцией Константинополя.
— Можно было бы списать слова отставного грузинского генерала на бахвальство, если бы не тот факт, что до 2014 года в Крыму по находящимся в открытом доступе данным на сайте Центризбиркома Украины за украинские националистические силы и политиков, начиная от сравнительно «мягкой» Юлии Тимошенко, и заканчивая не скрывающим свои взгляды Тягнибоком, голосовало до 21% избирателей, причём голосовали там, где крымских татар, которых на полуострове всего 15%, практически не было, — отмечает историк, публицист, постоянный эксперт Изборского клуба Александр Дмитриевский.
— Для сравнения, в тех же Донецкой и Луганской областях эти же самые политические силы никогда не набирали и трёх процентов голосов! В 2014 году из этих самых 21% проукраински настроенных крымчан полуостров покинуло что-то около пяти тысяч человек. Все остальные попросту не пожелали лишаться моментально подорожавшей недвижимости. При этом многие успели переобуться в полёте хотя бы внешне. Но значительная часть этой категории сохранила прежние убеждения, просто перестав их афишировать. Так что почва для «пятой колонны» в Крыму имеется, о чём свидетельствуют регулярные задержания представителей исламистского и пробандеровского подполья. Поэтому надо не забывать знаменитые слова генералиссимуса Франко и быть начеку: враг, увы, не дремлет.
«СП»: — Грузинский генерал говорит, что ко всему этому причастны турецкие власти. Какие цели может преследовать Анкара на севере Чёрного моря?
— Не так давно была опубликована карта территориальных претензий сторонников возрождения Османской Империи. Так вот среди прочего туда входят территории, некогда принадлежавшие такому вассалу Блистательной Порты, как Крымское ханство. Вспомним, что ещё в середине XVIII века Бахчисарай контролировал междуречье Дона и Днепра в полосе от морского побережья до рек Орель и Северский Донец, а междуречье Днепра и Дуная вместе с Черноморским побережьем Кавказа являлись владениями Стамбула. Поэтому аппетиты османских реваншистов, коим так потакает Эрдоган, вполне объяснимы.
Понятно что открытый конфликт с Россией за территории, на которые претендуют неоосманисты, закончится для Турции катастрофическим поражением, если, конечно, Североатлантический альянс ещё позволит его развязать. Поэтому единственное, что Эрдогану остаётся — это гибридная агрессия, которую можно не только не объявлять, но даже не афишировать, зато она очень хорошо вписывается в антироссийские планы коллективного Запада. А Украина и Грузия в этой необъявленной войне — просто расходный материал.
— Грузия и Украина вполне могут организовать диверсионные вылазки в российском Крыму, — считает директор Института свободы, член бюро политсовета партии «Родина» Федор Бирюков.
— Это будет, конечно, не полномасштабная атака, но террористический акт или серию террора они устроить могут. Тем более, у ВСУ уже есть опыт диверсионной деятельности в Крыму. Цель, разумеется, не сам Крым, а Россия. Задача — вывести Москву из терпения, вынудить ее на резкие шаги в отношении Украины, чтобы в дальнейшем обвинить российскую сторону в очередной эскалации «антиукраинской агрессии». Ничего нового, все те же старые ржавые грабли…
Турция вполне может включиться в эту авантюру, но лишь закулисно. Анкара не пойдет на прямой демарш подобного рода, туркам это пока не нужно. Турция предпочитает действовать через своих агентов во властных структурах и в НКО. А такая «мягкая сила» порой будет посильнее официальных вооруженных сил.
«СП»: — Что делать России в данной ситуации?
— Отслеживать ситуацию и держать строй! Ничего необычного не происходит. Но Крым еще долго будет оставаться точкой притяжения всех антироссийских проектов, с какой бы стороны они ни появлялись. Украина и Грузия, а также Прибалтика — самые опробованные и надежные ретрансляторы русофобских трендов Запада.
— Сложно судить о том, насколько имеет отношение к реальности озвученная генералом Цителашвили история про школу диверсантов, — говорит координатор партии «Другая Россия Э. В. Лимонова"** Андрей Дмитриев.
— Рассказал он об этом в беседе с «Комсомольской правдой» буквально в нескольких словах, в ходе общего рассуждения про турецкую экспансию в регионе, никаких подробностей не приводится, и со стороны выглядит не слишком убедительно.
С другой стороны, мы знаем, что экспансия действительно имеет место быть. Зря что ли Реджеп Эрдоган недавно заявлял в ООН: «Наши физические границы отличаются от границ в нашем сердце. Разве можно отличить Ризе от Батуми?» И Крым, по турецкой версии, принадлежит даже не столько Украине, сколько татарам, родственному народу, а далее — смотри цитату про границы в сердце. То есть аппетиты вполне ясны.
А вот как реализация этих самых аппетитов будет выглядеть на практике сказать сложно. Крым ведь не Сирия и не Карабах, а непосредственно территория России. Прямой военный удар — сценарий практически невероятный. Что касается различных диверсий на полуострове, то периодически они разоблачаются спецслужбами РФ. Уши Киева там торчат давно, и вряд ли вызовет удивление появление ушей Тбилиси и Анкары…
В том дивном новом мире, в котором мы живем в XXI веке, как поется в популярной песне — «Все танцуют локтями». То есть напрямую глобальные и крупные региональные державы не воюют, но вполне себе пихают и пинают друг друга в третьих странах: в Африке, на Ближнем востоке, на Кавказе, на той же Украине. Или устраивают разные мелкие пакости, типа отравлений и диверсий. И в том, что Турция во главе с другом Реджепом будет продолжать и то, и другое в отношении России, сомнений нет никаких.
* Меджлис крымско-татарского народа". Верховный суд Республики Крым
** Не зарегистрирована Минюстом РФ